2015 г. Проект «Мир книги»
2015 г. Проект «Мир книги»
Цели проекта – обучение навыкам пользования библиотекой, ее фондом; формирование представлений об информационно-поисковой деятельности, как жизненно важной, в информационном обществе; формирование первичных навыков использования справочно-библиографического аппарата; формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами библиотеки; формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации; содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией; углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей.
Данный проект позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности, организованной в форме библиотечных уроков. Курс уроков библиотечно-информационной грамотности предназначен для обучающихся средней общеобразовательной школы и ориентирован на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Задачи:
образовательные: расширение кругозора;
воспитательные: воспитание любви к книге и чтению;
развивающие: развитие познавательного и читательского интересов, любознательности.
Участники должны приобрести следующие знания и умения: роль и польза книги; источники информации, информация о детских писателях и детской литературе; правила пользования библиотекой; правила обращения с книгами; самостоятельный выбор книги.
Формы работы: игры в комбинации с чтением и беседами; игры-путешествия; экскурсии; литературные викторины, конкурсы; чтение, обсуждение; сюжетно-ролевые игры.
Общая характеристика проекта
Проект представляет собой программу занятий библиотечно-информационной грамотности для обучающихся 1-4 классов и основывается на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности. Курс рассчитан на 28 академических часов, по одному занятию в неделю для учащихся одного класса (октябрь-май).
Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме практического занятия, экскурсии, ситуативной игры и др. Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, игровая форма, метод создания ситуаций творческого поиска.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как к сложной иерархической системе культуры; формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные результаты: формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности; понимание первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; умение использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации; умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на справочно-библиографический аппарат библиотеки, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; осознание и формулирование своих информационных потребностей; умение оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.
Планируемые результаты изучения данной программы: знание правил пользования библиотекой; знание основных элементов книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац, фронтиспис, шмуцтитул); умение правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги); умение определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов; умение самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная); использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников.
Перечень
основных мероприятий программы
Темы библиотечно-библиографических занятий |
Структурные подразделения |
Информационная безопасность |
ЦОД |
Детские ресурсы сети Интернет |
|
QR-коды: русские сказки и сказки народов мира |
|
Экскурсия по библиотеке |
|
Детские энциклопедии |
ИБО |
Из чего состоит книга |
|
Путешествие каталожной карточки |
|
Как и зачем появились библиотеки |
|
Детская периодика |
Молодежный отдел |
Кто создает книгу: художники-иллюстраторы |
|
Я - библиотекарь |
|
История книги |
|
Любимая книжка своими руками (мастер-класс) |
|
Удивительная профессия - библиотекарь |
|
Я читаю правильно |
Отдел «Гармония» |
Мастер-класс «Книжная закладка своими руками» |
|
Памятники литературным героям |
Читальный зал |
Я пришел в библиотеку (правила поведения в библиотеке) |
|
Правила обращения с книгой |
|
Памятники книге и чтению |
|
Кто создает книгу: автор (И. Токмакова) |
Общественный музей С. Есенина |
Кто создает книгу: автор (А. Барто) |
|
Кто создает книгу: автор (Э. Мошковская) |
|
Северские поэты - детям |
|
Книга пришла в библиотеку |
Отдел комплектования и обработки |
Лилипуты и гиганты в мире книг |
Абонемент |
Как делают вашу книгу (типография) |
|
Праздник посвящения в читатели |
Все структурные подразделения, принимающие участие в проекте |