«Эти гусли – глубь Онега…»

ссылка на оригинал

Из путевых заметок

Недавно профессор ТГПИ Л. Пичурин, автор книги-исследования о Николае Клюеве, побывал в тех местах, где жил поэт. Он – участник съемок фильма, посвященного Николаю Клюеву.

Oт гостиницы «Вытегра» до причала, где стоял катер рыбинспекции, всего метров триста, но Никитинский распорядился довезти нас на машине. Конечно, это знак уважения со стороны человека, еще не избалованного властью. Василий Максимович, недавний мой коллега, учитель физики и математики, занимающий ныне высокую должность главы районной администрации, накануне с болью говорил о бедственном положении культуры, о необходимости ее подъема, о том, что хоть какими-то крохами, но они все же стараются поддерживать и районный краеведческий музей, и его филиал - музей Николая Клюева.
Не знаю уж, какие переговоры и с кем именно он провел  на этот раз, но результат есть:

- До Кижей не могу, но до Бесова Носа дойдете.

Спасибо, это ведь едва ли не половина восточного берега Онежского озера, берега, с которым более всего связана жизнь поэта.

Уважение - уважением, но ведь теперь и багаж не надо нести! Камеру Володя Лапин, оператор, не доверяет никому, но нужны еще и тяжеленная тренога, и коробки с каким-то оборудованием. Все это Володя и режиссер Валерий Новиков обычно навьючивают на себя, стараясь избавить меня от хлопот и перегрузок, «мы - привычные», но все же кое-что достается и мне.

По сценарию фильма о Клюеве нам нужно Онего, нужны его берега и закат над ним, нужен «край обширный, где растут сосна и ель», нужны северные постройки, короче говоря, нужна эта поездка. Не скрою, хочется еще и побывать вдали от «сынов железа и каменной скуки», от скверны жизни нашей, хочется еще чуточку отдохнуть. Организовать это нынче тоже нелегко и нашей хозяйке – заведующей музеем Тамаре Павловне Макаровой - вместе с директором фильма Ларисой Павловной  Константиновой приходится проявить немалую находчивость и изобретательность в заботе о хлебе насущном - в Вытегре именно с хлебом перебои, как, впрочем, и со всем остальным.

До озера полтора десятка километров по Вытегре, реке, составляющей одно из звеньев Волго-Балта. Движение по каналу довольно интенсивно. Правда, почти все пассажирские линии закрыты из-за фантастических цен на билеты, но туристических рейсов много. В речном порту я видел каких-то совершенно экзотических иностранцев, приплывших из Петербурга ради русского Севера. Им интересно...

От устья, обогнув маяк, - почти строго на север к Андомской горе. Вообще-то она никакая не гора, это просто заметный холм, но здесь так говорят. Сама она не очень нас привлекает, но за нею - Андома, река, на которой расположены Андомский погост, Макачево, Желвачево — места, где прошло детство Клюева.

...Мальчишки ловят на удочки рыбу, неподалеку расположились туристы. Вода холодная, но мы с удовольствием купаемся - где еще найдешь такую прозрачность, чистоту, свежесть! А настроившись философски и вспомнив о круговороте воды в природе, можешь подумать: а ведь в Андоме купались братья Петя и Коля Клюевы, не в ту ли воду вхожу и я?..

А вот еще одна остановка. Здесь мы встречаемся с молодыми ребятами, полуобнаженными, некоторые с бородками, кое-кто - с крестиками на бронзово-загорелых шеях. Кто они?

Петрозаводская епархия решила восстановить Муромско-Успенский монастырь. Группа строителей и реставраторов из Петербурга чуть более месяца назад начала эту работу. Живут они в полуразвалившемся монашеском доме. Сколотили нары, чем-то их застелили, ловят рыбу, собирают грибы и ягоды, время от времени из епархии привозят им хлеб и - тут я немного удивился - табак. Работу начали с баньки, она-то и показалась мне знаком современности.

- Приехали бы дня на два позднее, мы б вас в баньке попарили, пока еще не все готово.

Планы работ формально никто не составлял и не утверждал, но они довольно обширны. Надо восстановить двухэтажный каменный дом, где будут жить монахи. Совершенно разрушен один из храмов, не намного лучше выглядит второй, оба надо восстанавливать. И едва ли не главное - могила святого Лазаря…

От сиговья  Муромского плеса

Поднимался Лазарь преподобный

Ратоборцам дать благословенье,

Провещать поганых одоленье.

В XIV веке Лазарь просвещал здесь народ, обращая его в православие, неся в Заонежье учение Христа, проповедуя идеи единой Руси.

Я плохо знаю его житие, да и, насколько мне известно, сведений о нем сохранилось немного. Более того, его иногда путают с иным носителем того же имени, соратником протопопа Аввакума. Лазарь из Мурома сотворил много добрых дел для жителей севера, совершил немало чудес и остался в памяти народа. Пять веков назад над его могилой была поставлена часовня, позднее укрытая деревянным саркофагом в виде небольшого храма.

Но часовню вывезли в Кижи, саркофаг едва держится. Ребята начали восстанавливать это сооружение, они надеются, что под защиту его вернется и часовня - появится еще один прекрасный памятник древнерусского зодчества.

Пока оператор и режиссер снимали саркофаг, искали другие планы, то есть занимались тем, ради чего приехали, я побеседовал со строителями.

- Наши убеждения? Да как вам сказать, мы ведь анкет не заполняли. И ваши убеждения нас не касаются. Занимаетесь поэтом Клюевым? Вот и слава Богу, спасибо за рассказ о нем... Нет, здесь у нас книг почти нет, газет - тоже, да и радио нет. Зачем? Вы посмотрите вокруг, на Онего, на эти сосны, вдохните этот воздух. Зачем нам иное? Зарплата? Наверное, заплатят. Нет, сумму мы не знаем, сколько смогут дать, столько и получим. Будем ли потом здесь жить? Все может быть. У меня? Три курса университета, армия... Нет, ни о чем не жалею.

И вот о чем я задумался. Всякое время требует своих героев, выражающих дух эпохи. Было время Павки Корчагина. Было время Алексея Стаханова. Было время Зои Космодемьянской и Александра Матросова, время покорителей целины и строителей БАМа. Не надо ехидных усмешек вдогонку ушедшим. Но кто герои сегодня? Те, кто перепродает сигареты и водку? Те, кто служит мафии? Или эти ребята, нашедшие призвание в деле восстановления христианства на Руси? Не берусь ничего утверждать категорически, но мне они как-то близки своей целеустремленностью, своим юношеским идеализмом, своей верой в дело, которому они служат.

И еще одно. Странно, чего это мы кидали миллионы в Юрмалу и Палангу, не видя у себя под носом это чудо природы - великие наши озера, всеми заброшенные, сказочно красивые, поразительно пустынные? Или это-то как раз и хорошо?

...Бесов Нос. На севере немало мысов, называющихся здесь носами. На этом носу примерно полторы тысячи лет назад первопоселенцы нанесли на береговой гранит десятки рисунков, самый удивительный из которых - изображение не то человека, не то космонавта, не то какого-то чудовища, короче говоря, бес, да и только. В противовес ему. тоже в давние времена, люди высекли на граните четкое изображение православного креста, прекрасно сохранившееся и поныне. Выше изображений - маяк, он и остается за нашей спиной, когда мы отправляемся в обратный путь.

…В километре от Муромского мыса - рыбацкие лодки. Наши знакомые закидывают удочки, и все это кажется почти неправдоподобным - золото заката, ярко озаренный монастырь на бepeгy, лодки, сверкающие серебром непрерывно вытаскиваемые из воды рыбины... Приветствуем рыбаков сигналом сирены, они что-то кричат в ответ, машут руками... До свиданья, ребята, хочется верить, что восстановите вы монастырь на Онежском озере, сделаете еще немало добрых дел, дай вам Бог здоровья и успехов!

Лев Пичурин, профессор ТГПИ

//Красное знамя. – 1992. – 12 сент.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A