«Я люблю стихи в лаптях…»

В 1916 году поклонники русской поэзии нисколько не удивились, прочитав:

Где рай финифтяный и Сиринъ

Поет на ветке расписной,

Где Пушкин говором просвирен

Питает дух высокий свой,

Где Мей яровчатый, Никитин,

Велесов первенец Кольцов,

Туда бреду я, ликом скрытен,

Под ношей варварских стихов.

 

    Нынешние любители поэзии (если они еще существуют!) могут упрекнуть поэта в нескромности. Как!? Поставить себя рядом не толь­ко с почти забытыми Львом Меем, автором «Вечевого колокола», или Иваном Никитиным (кое-кто еще может спеть «Ехал из ярмарки ухарь-купец»), но и с автором текста знаменито­го гурилевского романса «На заре туманной юности» Алексеем Кольцовым и даже с самим Александром Пушкиным?!

   Но Николай Алексеевич Клюев имел и имеет это бесспорное право. Горько лишь, что мы этого не знаем, чему причиной не одна тра­гическая судьба поэта, но и наша нелюбознательность.

 

* * *

      Он родился 22 (10) октября 1884 года в Олонецкой губернии. Заметим, что в некоторых исследованиях названа иная дата рождения (24 октября, 25 октября, 1886 год, 1887 год). И дело не в отсутствии документов - сам «ликом скрыт­ный» Николай Алексеевич старался затемнить многие страницы автобиографии, так и остав­шейся запутанной и непонятной. Особенно противоречивы сведения о первых и последних годах его жизни.

       «В Соловках я жил по два раза...». Соло­вецкий монастырь, знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначена) был начиная с XV века опорой христианства и основой обороны севера России, в годы патриаршества Никона - одним из центров церковного раско­ла, в течение трех веков - местом ссылки про­тивников самодержавия и официальной церк­ви, и почти всегда - гнездилищем монашеского разврата. Он, несомненно, повлиял на харак­тер, убеждения и привычки поэта. Впрочем, многие считают, что Клюев вовсе там не был, это еще одна выдуманная им легенда. Считают­ся полулегендарными и сведения о его пребы­вании на Кавказе, в Норвегии, в Персии, у Льва Толстого.

       Но бесспорно, что за годы детства и юности он стал крайне религиозен, самостоятельно овладел минимум двумя иностранными языками, изучил мировую культуру, уверовал в особую полумистическую сущность крестьянства и ощутил предстоящую трагедию        первой русской революции.

   В 1904 году появились, первые стихотворения двадцатилетнего поэта, 1905-м последующие.

    В январе 1906 года за антиправитель­ственную пропаганду Клюева арестовали и он провел полгода в тюрьмах. Это был первый, но не последний арест. Вскоре он, призванный в армию, но по убеждениям отказавшийся взять в руки оружие, попал в Выборгскую крепость. Медкомиссия признала юношу «малоумным» и отправила домой. Знаменательно, что в 1936 году медсотрудники томского НКВД тоже приз­нали у Н. Клюева слабоумие...

     В 1907 году открылась прекрасная стра­ница жизни молодого поэта - он написал пись­мо Александру Блоку. Здесь не место анализировать непростые отношения двух крупных русских поэтов, но именно Блок помог Клюеву войти в большую литературу, и именно в Блоке Клюев увидел абсолютно чуждых ему направлений русской поэзии, вылившихся в символизм и декадентство.

      Но... «Мне ученые люди сказали: // «К че­му святые слова? // Укоротьте поддевку до талии // И обузьте у ней рукава!... Не поэт он, а буквенный тать!... Рай мужицкий - ребяческий бред...». Эти ученые люди, «те, кто смерти за­дет крылом», не верили в поэзию, они «Ждали хама, глупца непотребного, // В спинжаке, с кулаками в арбуз». Отрицанием «бездушного книжного мелева» стало творче­ство многих «новокрестьянских» поэтов, в том числе С. Клычкова, А. Ширяевца, П. Орешина и, конечно, С. Есенина. Клюев был духовным вож­дем этой «крестьянской купницы». Интерес­ный факт - оппоненты Клюева ценили его са­мобытный талант, многие помогали ему (и уж, во всяком случае, доносов на него не писали), высокого мнения о народном поэте были и Игорь Северянин, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам, и другие мастера Сереб­ряного века. Но творцу «варварских сти­хов» было с ними не по пути.

       Он писал для простых крестьян, он верил в их призвание, он понимал порочность самодержавия и необходи­мость революционных изменений в Рос­сии, и после Октября не только вступил в партию большевиков (правда, вскоре его исключили), но и опубликовал книгу «Ленин» с чисто клюевскими строками:

Ленин - тундровой Руси горячая пе­чень,

Золотые молоки, жестокий крестец,

Будь три-краты здоров, и три-краты же вечен,

Как сомовья икра, как песцовый выж­лец!

      Но с певцами пролетарской рево­люции ему тоже было не по пути. Дело не только в том, что слова «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакую­щий класс» или «И я, как весну челове­чества, рожденную в трудах и бою, пою мое отечество, республику мою» для молодежи предвоенных годов были ближе, чем, скажем, «Счастье бывает и у кош­ки -// Котеночек - пух медовый...» или «Я чело­век, рожденный не в боях, //А в горенке с муравленною печкой..." или уж совсем не годных для пятилеток «Песнотворцу ль радеть о кра­нах подъемных, // Прикармливать воронов - стоны молота?». Сегодня человек, чувствую­щий поэзию и знающий историю, понимает не­лепость подобного противопоставления, но тогда...

       В чем только ни обвиняли Клюева! Но и его антисоветизм, и приверженность интересам кулачества и контрреволюционность в зна­чительной степени преувеличены его против­никами. Напомню, что в советское время на­падки на поэта начались не со статей и заявле­ний политиков Л. Троцкого и Н. Бухарина, а с высказываний поэта А. Безыменского, свиде­тельств поэта П. Васильева, выступлений лите­раторов на съезде крестьянских писателей, клеймивших не только живого Клюева, но и ушедшего из жизни Есенина. Их дополняли ученые, начиная с академика Л. Тимофеева. За­вершили дело доносы, написанные поэтами, писателями, друзьями. Судьба Клюева подтве­рждает горькую мысль о том, что условия для беззаконий создаются «верхами», но травлю, приводящую к трагедиям, ведут все-таки «ни­зы»!

        Результат - арест 2 февраля 1934 года, обвинение по знаменитой 58-й и менее известной 16-151 статьям, ссылка в Нарым, перевод в Томск, новые доносы, расстрел...

        Грустные мысли вызывает история реа­билитации Николая Алексеевича. /

        Ее начало - протест прокурора П. Орлова по сфальцифицированному НКВД делу о «Союзе спасения России». Поэта реабилитировали, так сказать, «попутно» - родных у Николая Алексеевича почти не осталось, а в Союзе писа­телей не нашлось литераторов, которые пода­ли бы жалобу, возбудили бы ходатайство перед прокуратурой или хотя бы поинтересовались судьбой собрата. Поясним, что до января 1989 года реабилитация проводилась лишь на осно­вании заявлений заинтересованных лиц. О реа­билитации гражданина Клюева Н. А. таких за­явлений не поступало, его реабилитировали вместе с тысячами осужденных по делу мифи­ческого «Союза» крестьян, священников и пр.

     Более того. В 1965 г. начальник УКГБ по Томской области Г. И. Макогин сообщил в ЦГА­ЛИ СССР, что Н. А. Клюев погиб 25 октября 1937 года и реабилитирован в 1960 году. Казалось бы, тогда, полвека назад следовало поставить все точки над i, рассказав людям о судьбе и творчестве поэта. Но нет! Документально подт­вержденные открытые публикации о гибели Клюева и его реабилитации появились в печа­ти только в феврале 1989 года. Почему?

       Судите сами, а я расскажу об одном со­бытии. В конце 1988 года на заседании совета только что созданного томского отделения "Мемориала" первый его председатель (им был тогда автор этих заметок) сказал, что если совету удастся хотя бы только установить судьбу Николая Клюева, то мы останемся в истории. Совет единодушно поддержал эту мысль, но... Одни боялись общения со всесильным КГБ, другим было некогда, третьим - неинтересно. В «застенки КГБ» пришлось отправиться и пер­вым познакомиться с «Делом №12301» не лите­ратору, историку или юристу, а преподавателю математики.

        И даже сегодня мы немало говорим о Клюеве как ещё об одной из жертв репрессий, но почти забывая, что он - поэт мирового уров­ня. Позволю себе кощунственное сравнение. Можно ли говорить о Пушкине и Лермонтове в первую очередь как о жертвах дворянских дуэ­лей, а уж потом как об авторах «Евгения Онеги­на» и «Героя нашего времени»? Трагическая судьба Клюева вплетена в нашу историю, ее на­до знать, но еще лучше следует знать саму ис­торию и литературу.

        О жизни и творчестве Николая Клюева еще долго будут спорить профессиональные литераторы и простые читатели. Я же хочу за­кончить эти заметки частушкой Сергея Есенина:

Шел с Орехова туман,

Теперь идет из Зуева.

Я люблю стихи в лаптях

Миколая Клюева.

     С разных сторон идет туман на русскую культуру. Ему противостоит творчество нашего невольного земляка, народного поэта Николая Алексеевича Клюева.

 Лев Пичурин, профессор ТУСУРа,

Томский вестник. - 2009. – 5 мая. – с.4.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A