Поход за поэзией

ссылка на оригинал

О том, что В. Ф. Козуров встречался с Николаем Клюевым, отбывавшим ссылку в Томске, мне довелось слышать от разных людей. Говорили и том, что Виктор Фёдорович написал обстоятельные заметки о встречах с поэтом, только вот где они? Я уже потерял надежду познакомиться с ними, когда И. В. Дорощук, руководитель институтского музея, обсуждая со мной программу вечера, посвящённого приближающемуся 60-летию ТГПИ, сказала: «Можно будет использовать и заметки Козурова о Клюеве». Оказывается, ещё в 1981 году бывшие студенты 43-й группы филологического факультета (выпуск 1939 года), подарившие институту великолепный альбом-воспоминания, включили туда и то, что давно ищут исследователи творчества Клюева.

Мы предлагаем вниманию читателей очерк В. Ф. Козурова.

Л. Пичурин,

профессор ТГПИ, председатель общества «Мемориал»

Лекция по литерату­ре… Слева около мо­его локтя упал лис­ток бумаги. «Виктор! В Том­ске находится Н. А. Клюев. После лекции идем к нему.  Составишь компанию?».

Подумать только! Николай Клюев! Духовный отец и по­этический наставник Есенина здесь, в Томске! Полови­на, если не большая часть, студентов была неравно­душна к Есенину. Несмотря на полуофициальный запрет, потихоньку читали его стихи, спорили о нем. И вот теперь представляется  возможность увидеть одного из плеяды крестьянских поэтов, уви­деть не где-нибудь, а здесь, в Томске. И, вероятно, не только увидеть, но и пого­ворить.

Каждый из нас понимал, что дело это рискованное. У всех на памяти случаи, когда за чтение Есенина ис­ключали из комсомола, за хранение томика его стихов отбирали партийный билет, снимали с работы... Сейчас, правда, подобных фактов уже нет. Но кто его знает, чем все это обернется? А с другой стороны, как можно отказаться от такой счаст­ливой возможности, которая в будущем вряд ли когда повторится?

К лекции интерес пропал. Как только закрылась дверь за профессором, в аудитории поднялся гвалт: «Обязательно надо пойти», «Это будет выглядеть как явная демонстрация», «Дело интересное, но во многом риско­ванное...».

Решили идти вчетвером: Николай Копыльцов, Кузь­ма Пасекунов, Ян Глазычев и я.

...Переулок Красного по­жарника. Небольшой белый флигель, выходящий на ули­цу тремя окнами, с гераня­ми на подоконниках. Калитка с тяжелым висячим коль­цом. Попробовали — не от­крывается.  Постучали — от­звука никакого. И собаки нет.

Кажется, кто-то идет. И в самом деле, послышались шлепающие шаги босых ног. Со скрипом открылась калитка.         

- Вам кого? — спроси­ла молодая женщина.

- Простите, пожалуйста, что вторгаемся к вам непрошенными, - дипломатично начал Копыльцов. — Нам стало известно, что в Томск приехал знаменитый рус­ский писатель Николай Алексеевич Клюев и что ос­тановился у вас. Вот мы и хотели бы с ним увидеться. С вашей, конечно, помощью.

Льстивый тон и почти­тельность сделали свое дело.

- Ну-к что ж, попробую, похлопочу за вас...

Не прошло и десяти минут, как в проеме сенной двери показалась мужская фигура. Человек, вышедший из дома, очень похож на Льва Толстого. Обращало внимание чисто внешнее сходство: те же примерно рост и комплекция, овал лица, жилистые крестьян­ские руки и та же лопатооб­разная борода, только тем­ная и заметно короче. Но главное, что бросалось в глаза, — это одежда: про­стые шаровары из какой-то грубоватой, чуть ли не до­мотканной материи, под цвет им — просторная рубаха-косоворотка, подпоясанная узким неброским ремеш­ком, на ногах домашние туф­ли, надетые на босу ногу.

Невольно думалось, что все эти атрибуты не случай­ны. Вероятно, человек сознательно и обдуманно доводил их до степени полной похо­жести. Об этом свидетельствовала и поза, которую он принял, появившись на кры­льце; ладонь, заложенная за пояс, и внимательный, изу­чающий взгляд чуточку при­щуренных глаз, устремлен­ный в нашу сторону, и лег­кая полуулыбка на лице, и продолжительная пауза, ко­торую он выдержал, прежде чем заговорить с нами.

Вынув из-за пояса руку и полуподняв ее в знак при­ветствия, Клюев произнес довольно звучным, мягким го­ворком:

- Рад приветствовать вас, молодые люди! Что привело ко мне?

Тот же Копылъцов ответил за всех так, если бы он от­давал рапорт:

- Мы, студенты второго курса литературного факуль­тета педагогического института, прослышали о вашем прибытии в Томск и пришли засвидетельствовать почтение от всей нашей группы.

Клюев широко улыбнулся и начал спускаться с крыль­ца, продолжая что-то ворковать своим голубиным голо­сом. Подойдя к нам, он при­глашающим жестом указал на скамейки и сам первым присел на одну из них. На­ступила пауза, во время ко­торой Клюев поглаживал свою бороду и поочередно переводил с одного на дру­гого взгляд.

- Так о чем же вы хоте­ли побеседовать со мной?

- Расскажите нам об Есенине. Вы же хорошо его знали! Если можно, прочти­те его стихи, которые более всего любите.

- Да, Сережу-то я знал хорошо. Хорошо знал Сере­женьку, — задумчиво повто­рил он, забирая в горсть и поглаживая свою бородку.— Жаль мальчика. Рано ушел, совсем рано. Лучше бы он меня вспоминал. Так было бы справедливее. Ну а что я вам о нем скажу? Что нужно, об этом в свое вре­мя сказано и написано. А чего не нужно, лучше и не вспоминать. Так-то оно пра­вильнее будет. Одно скажу — большого человека поте­ряли, очень большого. Вряд ли еще когда такой народит­ся. А что до его стихов, то нету у меня таких, люби­мых. — И, как бы отвечая на наши удивленные взгля­ды, добавил с улыбкой: — Я все их люблю, все, как свои. Может, и больше.

Клюев прочел много сти­хотворений Есенина. Читал без перерыва и без видимой связи между собой. За «Пес­ней о собаке» шли стихи из «Персидских мотивов», за «Сорокоустом» «Письмо к матери» — десятки ши­роко известных и впервые услышанных нами стихов. С особым волнением, с дро­жью в голосе и, кажется, с искренними слезами на гла­зах прочел он, по нашей просьбе, «Клен ты мой опав­ший...». И долго потом не мог успокоиться, вздыхая и проводя ладонями по глаз­ным впадинам. Но «Русь уходящую» читать отказал­ся, никак не мотивируя сво­его нежелания.

Глядя на него и слушая его декламацию, чувствова­лось, что читает он не для нас, что даже забыл о на­шем присутствии — настоль­ко весь отдавался во власть волшебной музыки есенин­ского стиха, и, надо пола­гать, наплыву собственных, глубоко личных чувств.

Его чтение нельзя было назвать декламацией в обыч­ном понимании этого слова. Не назовешь его и пением или речитативом. Это было что-то такое, что объединя­ло в себе и то, и другое, и третье. И вместе с тем не похожее на каждое из них в отдельности. Слушать его было непривычно, по-своему трудно, но усталости не ощущалось.

Взволнованные и потря­сенные, мы не замечали вре­мени. А солнце уже спрята­лось за забор и оттуда под­свечивало верхушки топо­лей. Наступила пора про­щаться. Но уходить не хо­телось. Да и неудобно было вот так просто встать и уйти. Ведь цель-то нашего прихода — познакомиться с самим Николаем Алексееви­чем, узнать, что его приве­ло в наш город (хотя кое о чем догадывались) и долго ли он намерен здесь оставаться. Именно эти вопросы и отважились ему задать. Но он уклонился, замял их двумя-тремя ничего не знача­щими фразами, а мы не ста­ли настаивать.

В заключение попросили Клюева хоть что-нибудь про­читать из своих стихотворений. Он как-то нахмурился, пожевал губами и тихо про­молвил: «После. В другой раз как-нибудь. Коли дове­дется свидеться», — и встал со скамейки. Мы тоже поднялись, начали прощаться. Задерживать нас он не стал. Вновь улыбнувшись, каждо­му подал руку, проводил нас до калитки. Помахав нам рукой, Клюев вернулся во двор и энергично захлоп­нул калитку.

...О нашем походе к Клю­еву вскоре узнал весь ин­ститут. Но как это ни пока­залось странным, ни проф­ком, ни комитет комсомола, ни дирекция института ни­как не среагировали, и опа­сения оказались напрасны­ми. Из разговоров в курил­ке довелось узнать, что пос­ле нас к Клюеву ходили еще и другие, но безрезультатно: либо Клюев отказался при­нять, либо уже уехал…    

(О том, куда «уехал» Ни­колай Алексеевич, газета уже сообщала: арестованный вскоре после этой встречи поэт был расстрелян в Том­ске «23—25 октября 1937 года», так записано в соот­ветствующем документе. — Прим. JI. Пичурина).

                                                         * * *

Гонорар за эту публика­цию перечислен на счет № 1700414 областного от­деления Жилсоцбанка для увековечения памяти жертв сталинских репрессий.

//Красное знамя. – 1989. – 30-31 дек.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A