«Кровь моя… связует две эпохи…»
Ссылка и гибель Николая Клюева
Частицей в океане народной трагедии первой половины XX века была судьба поэта Николая Клюева, в которой, как в капле воды, отразилась судьба русской интеллигенции, подвергшейся преднамеренному уничтожению. Создавший своеобразную поэзию «кондовой расписной Руси», поэт погиб в волне репрессий тридцатых годов, а его творчество надолго было вычеркнуто из истории нашей культуры.
Удивительно быстро новым идеологам удалось рассыпать созданные веками на циональные сокровища народа. Под бульдозерный нож радостного переустройства попала алмазная гора, некогда щедро дарившая людям бесценные словесные самоцветы. Однако Николай Клюев предсказал возвращение народу его поэзии, отразившей национальные традиции, культуру и патриотизм русского человека.
В девяносто девятое лето
Заскрипит заклятый замок,
И взбурлят рекой самоцветы
Ослепительных вещих строк.
В своих стихах и поэмах Клюев воспел революцию — «вселенский пир, пиршество красоты, мысли и чувства». Он верил:
Этот огонь очистительный
Факел свободный зажжет.
Голос земли убедительный —
Все выносящий народ.
«Огонь очистительный» был для поэта символом справедливости и любви к человеку, он боролся за победу революции, и вдруг, когда все свершилось, Клюев, как и многие его современники, не пригодился в члены нового общества: «Второго февраля стукнет три года моей непригодности в члены нового общества! ...Всю жизнь я питался отборными травами культуры — философии, поэзии, живописи, музыки... Всю жизнь пил отблеск, исходящий от чела избранных из избранных, и когда мои внутренние сокровища встали передо мной как некая алмазная гора, тогда-то я и не пригодился...».
Творчество крестьянского труда, связь земли, пшеничного колоса и, наконец, слова в поэзии Клюева были непонятны новым идеологам. Их пугала крепость крестьянского житейского лада, свобода труда пашенного человека, а более всего обожествление поэтами, как писал в «Злых заметках» Н. Бухарин, самых отрицательных черт русской деревни и так называемого «национального характера».
Клюеву не простилось, что на иконостас своей поэзии он поставил творца «земного рая», крестьянина:
Батрак, погонщик, плотник и кузнец
Давно бессмертны и богам причастны:
Вы оттого печальны и несчастны,
Что под ярмо не нудили крестец.
Вершители большой политики объявили классовым врагом не только крестьянина, но и самого поэта. В угоду сиюминутному успеху и благополучию к ним примкнули многие деятели искусства, о которых Клюев писал: «С болью сердца читаю иногда стихи фанерных знаменитостей в газетах. Какая серость! Какая неточность! Ни слова, ни образа. Всё с чужих вкусов». Вполне естественно, что им было предпочтительней узреть в таланте и гении Николая Клюева Клюева враждебность новому обществу, уничтожить певца ненавистной «лапотной России», нежели признать его самобытность и превосходство.
В поэме «Деревня», на которую были ожесточенные нападки критиков, Клюев писал об истоках Руси, о желанной всегда свободе и независимости:
По Волге, по ясной Оби,
На всяком лазе, сугробе,
Рубили мы избы, детинцы,
Чтоб ели внуки гостинцы,
Чтоб девки гуляли в бусах,
Не в чужих косоглазых улусах!
Здесь же поэт с горечью говорит о «железном насилии» над землей, которое приведет к бесплодию, недородам и голоду:
От ковриг надломятся полки,
Как взойдет железная новь.
Только ласточки по сараям
Разбили гнезда в куски.
Видно, к хлебушку с новым раем
Посошку пути не легки!
Отвечая на нападки в связи с публикацией «Деревни», Клюев спрашивал: «...почему же русский берестяный Сирин должен быть ощипан и казнен за свои многопестрые свирели – только лишь потому, что серые с невоспитанным для музыки слухом обмолвятся люди, второпях и опрометчиво утверждая, что товарищ маузер сладкоречивее хоровода муз?..».
Именно не слышавшие хоровода муз революции люди, не понимавшие чаяний народа, они попытались на аркане затащить крестьянство в новую жизнь, основанную на казарменных принципах. С теми, кто противился, вел беспощадную борьбу «грозный орган диктатуры пролетариата».
Травля поэтов крестьянской Руси велась организованно, к их творчеству относились уничижительно, в том числе к Клюеву и Есенину, называя их «низшими».
В свое время Сергей Есенин гневно возмущался таким прозванием. «Мы, Николай, — говорил он Клюеву, — не должны соглашаться с такой кличкой! Мы с тобой не низы, а самоцветная маковка на златоверхом тереме России; самое аристократическое, что есть в русском народе».
Однако еще до революции активные деятели социал-демократии по-другому оценивали многовековой крестьянский уклад, считая «деревню» противником своих идей. В ноябре 1910 года Шая Ицкович Голощекин1 писал из Нарыма своей жене Берте Иосифовне Перельман: «...против нас в оппозицию «деревня» и другие и, конечно, Иван».
Возможно, это противостояние в какой- то мере объясняет истоки преднамеренного уничтожения русского крестьянства и цвета русской интеллигенции. Метод исторически выверен: чтобы уничтожить культуру народа, его историю, пугающий своей крепостью крестьянский житейский лад, кровные и семейные узы, близкородственные погосты,— достаточно «сбить» эту самоцветную маковку с златоверхого терема России.
Примечание:
1 После революции Шая Ицкович (Федор Исаевич) Голощекин стал членом ЦК ВКП(б), комиссаром Уральской области.
По его приказу была расстреляна семья русского царя Николая II: «...16-го в шесть часов вечера Филипп г-н Голощекин предписал привести приказ в исполнение» («Огонек». 1989, № 21. с. 30).
* * *
Пуск конвейера смерти был подписан А. С. Енукидзе по указанию Сталина 1 декабря 1934 года: «...органам Наркомвнудела приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно... Президиум ВЦИК СССР не считает возможным принимать к рассмотрению ходатайства о помиловании...» («Известия ЦК КПСС», 1989, № 3).
Двумя десятилетиями раньше этого события Енукидзе получил письмо из нарымской ссылки от Термины Людвиговны Ульман (Блюмфельд): «Мы, политические, живем в одном доме, только в отдельных квартирах (по национальностям). Квартиры у нас хорошие, меблированные, светлые. Продукты сравнительно дешевы. В материальном отношении жить можно (если еще присылают из дому), но нравственных требований у местных жителей совсем нет. Мои товарищи устроились ничего себе, их волчьим аппетитам можно завидозать». В этом же письме она называет Енукидзе «Авелем», но совсем через малое время Авель проявился коварным Каином, скрепив своей подписью право на кровавую бойню.
Засовами тюремных камер лязгала машина репрессий тридцатых годов, с визгом буравили человеческие черепа тупоносые револьверные пули. «Нерассуждающие органы, возглавляемые фанатичными интернационалистами», выбивали вместе с мозгом малейшее сомнение в правильности курса великого вождя мирового пролетариата.
В эту мясорубку по логике происходящих событий попал Николай Клюев. Не зная за собой вины, он считал, что сослан за прочтение своей поэмы под названием «Погорельщина», основная мысль которой: природа выше цивилизации.
Удивительно пророческое видение поэта: «Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озаренную смолистыми кострами и самосожжений эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую. Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев, на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьмы и этапов, только по отрывному календарю скоро проходящих и легких, обглодали меня до костей. Ты знаешь, как я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение, даже со рвотой, чего раньше не было. Поселок Колпашев — это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогодиц избами, дотуга набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. У меня никаких средств к жизни, милостыню же здесь подавать некому, ибо все одинаково рыщут, как волки, в погоне за жраньем» (разрядка моя. — Ю. X.) («Новый мир», 1988, N8, с. 168).
Нарым тридцатых — безысходность, неизбежная гибель!
Рыцари тоталитарного режима превратили его в место умерщвления инакомыслия. Называя себя диалектиками, они не терпели чужого мнения. Провозглашенные лозунги: Свобода, Равенство, Братство — на деле оказались не более чем словесной мишурой на пути к власти. Зная Нарым дореволюционный в его «либеральном» состоянии, они установили режим, исключающий выживание их противников, возможность какой-либо борьбы с насилием и произволом.
Традиционно оставшись местом ссылки, Нарым тридцатых связан кровью Николая Клюева с Нарымом дореволюционным. И хотя из нашего времени все яснее проявляется связь двух русских ссылок двадцатого столетия, важно не только увидеть и понять ее, но и по крупицам собрать и вернуть народу его духовные богатства, высветить новые грани на кристаллах национальной культуры, уничтоженной «грозным органом».
***
Более полувека нарывающие раны человеческой памяти были заботливо укрыты стерильным пластырем — неприкосновенностью ведомственных архивов. Находились оборотистые лекари, врачевавшие невидимые закрытые раны. Но время требует осознать истоки страшных страниц истории, чтобы в новой жизни не повторилось хорошо забытое старое.
Нравственность поступков поколений веками вырастала на неразрывной связи между ними. Живущие всегда ответственны перед своими потомками, перед будущим, перед исторической памятью, которую так заботливо долгое время скрывали.
Один мой знакомый, находясь в Германии, спросил монашку в детском приюте: Почему она посвятила свою жизнь милосердию и детям? «Мой отец служил в СС, я замаливаю его грехи», — ответила она.
За случившееся в тридцатые годы новое поколение не будет посыпать голову пеплом. Но ему важно знать и чувствовать, что ни одно злодеяние на земле не будет забыто. Поэтому, скрывая имена устроивших геноцид, их доносчиков и провокаторов, объясняя это интересами ныне живущих, совершается новая несправедливость. Невинные жертвы тридцатых годов должны быть названы вместе с их палачами. Не сделав этого, мы даем взрастать тысячам новых, изнывающих от зависти, от желания власти над другими людьми.
Газета «Правда» в статье «Обнаженный яр» 11 мая 1989 года назвала сотрудников Нарымского отдела НКВД Коха, Кипирваса, Калинина, Карпова, Гришина, Ульянова, работавших здесь до начала войны. Но в 1934—1937 годах были те, кто сделал зачин кровавого террора, кто решал судьбу Николая Клюева в Москве, Томске, Колпашеве,— Фельдман, Мартон, Шкодский, Подольский, Веледерский, Весов, Лушпей...
Вглядываясь в архивные папки, с удивлением замечаешь, что на «дела» и на шапки охранников лагерей НКВД эти «первоклассные закройщики» пришивали одинаковые, серые, как туман, завязки. И вот уже пять десятков лет висит пелена над трагической эпохой в истории народа. Оказались эти завязки едва ли не прочнее стальных тросов, которыми чокеруют на лесоповале сибирский лес. Они крепко стягивали ушанки, чтобы через теплую овчинку не было слышно стонов умирающих. Тугие узелки держали и держат по сей день документальные доказательства массового истребления людей, имена тех, кто спускал «вопросительные знаки» курков.
* * *
Нелегко поддались серые завязки дела № 47165, более полувека скрывавшие тайну гибели в ссылке Николая Клюева. Пожелтевшие страницы документов, как пулеметной очередью, пересечены наискосок торопливыми росчерками: «Массов. Конец срока 2/2 — 39 года... Осужден по I категории тройкой...».
Всё имеет свой смысл: массов.— массовая ссылка. Осужден по I категории - расстрелян!
Когда читаешь это дело, ощущение такое, будто следователи все делали «на бегу», боясь, что вот-вот колесо репрессий будет остановлено и они не успеют закрутить в него всех, кто намечен к уничтожению.
Известно, что Николай Клюев был арестован в Москве 2 февраля 1934 года. Судебная коллегия ОГПУ слушала дело № 3444 по обвинению Клюева Николая Алексеевича по ст. 58—10 УК 5 марта. Постановили: Клюева Николая Алексеевича - заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, с заменой высылкой в гор. Колпашево (Зап. Сибирь) на тот же срок, считая срок с 2/2 — 34 года.
Порядковый номер «18», под которым обозначен протокол коллегии ОГПУ, допускает предположение, что дело по обвинению Клюева было рассмотрено восемнадцатым в этот день. Быстрота судебных разбирательств, если их таковыми можно назвать, была характерной чертой того времени.
Путь в ссылку для Николая Клюева длился почти три месяца. Пересыльная тюрьма, затем Томский распределительный пункт и наконец Нарымский окротдел НКВД.
Вот как описывали этапирование ссыльных в тридцатые годы работники НКВД, которых мне удалось расспросить. Этапы шли по сорок вагонов в составе. Ссыльных загоняли в вагоны по восемьдесят человек (для солдат норма была 40 человек, для ссыльных до революции 50—70 человек в вагон.— Ю. X.). Политические и уголовники ехали вместе.
Окна вагонов зарешечены, в два яруса грязные нары. Сбоку в стене вагона вделана труба из кровельного железа для справления «мелких надобностей». Раз в сутки, не доезжая станции, арестованных выводили на оправку. Любое подозрение, что ссыльный пытается совершить побег, - выстрел без предупреждения.
С этапов бежали только уголовники. «Зеленый прокурор» освободит», — говорили они, пускаясь в побег. «Зеленым прокурором» называли весну — благоприятное время для побега. После побега, совершив небольшую кражу, они садились в тюрьму, чтобы вскоре освободиться «под чистую» — с документом, а иногда и под другой фамилией. Централизованного учета преступлений не было, и разыскать сбежавшего было невозможно.
Раз в сутки арестованным давали горячую пищу, один котелок воды: хочешь — пей, хочешь — умывайся. Однако в своем письме Сергею Клычкову Клюев сообщил: «...пока у меня рвота от 4-х месячного хлеба с водой!»
В Томске этап выгружали на воинской площадке станции Томск-2. Всех заключенных усаживали на землю «елочкой» (каждый садится плотно друг к другу, в промежуток между широко раздвинутыми ногами: вереница ног образует «елочку»). Делалось это, чтобы затруднить побеги.
На земле могли сидеть по нескольку часов. (Заметим, что Клюев прибыл в Томск в апреле, когда в Сибири еще лежит снег.- Ю. X.)
На этапирование восьмисот человек выделялось двенадцать охранников и две собаки. Именно малочисленностью конвоя охрана оправдывала необходимость «елочки».
|
После распределительного пункта ссыльных отправляли водным путем в Колпашево. Дощатую, наспех просмоленную баржу тащили вниз по Оби на буксире почти трое суток. В трюме битком набито ссыльных, до колена воды. Весь путь узники баржи как бы идут пешком по обскому дну, переступая ногами в ледяной стыни.
Вот что писал Николай Клюев о месте, где он оказался: «...все чужие друг другу и даже, и чаще всего, враждебные, все в поисках жранья, которого нет, ибо Колпашев — давным-давно стал обглоданной костью. Вот он — знаменитый Нарым! — думаю я ... безмерно сиротство и бесприютность, голод и свирепая нищета, которую я уже чувствую за плечами. Рубище, ужасающие видения страдания и смерти человеческой здесь никого не трогают. Все это — дело бытовое и слишком обычное, Я желал бы быть самым презренным существом среди тварей, чем ссыльным в Колпашеве. Недаром остяки говорят, что болотный черт родил Нарым грыжей. Но больше всего пугают меня люди, какие-то полупсы, люто голодные, безблагодатные и сумасшедшие от несчастий. Каким боком прилепиться к этим человекообразным, чтобы не погибнуть? Но гибель неизбежна.
Я очень слаб, весь дрожу от истощения и от не дающего минуты отдохновения больного сердца, суставного ревматизма и ночных видений. Страшные темные посещения сменяются областью загробного мира» («Новый мир», 1988, № 8, с. 169).
Как не похоже это на то, что здесь происходило всего двадцать лет назад!
В 1911 году в нарымскую ссылку следовал А. В. Шишков, рассказавший о своих впечатлениях в письме к К. А. Бялецкому от 8 сентября того же года: «Из путевых впечатлений кое-что вынес. Мелькали села, города, тюрьмы, реки, станции, жандармы. Уральские горы доставили несколько приятных волнующих минут созерцания, затем пошли сибирские равнины и, наконец, тайга, бесконечная, однообразная тайга... Стоит упомянуть о Томске. Здесь я пробыл 8 дней на воле — освободили, ибо не открылась еще навигация на Оби, и не было, следовательно, сообщения с краем, а держать в тюрьме времени (читай: временно. - Ю. Х.) не нашли удобным. В результате я получил «передышку»...
От Томска до Нарыма около 500 верст. Сообщение летом исключительно по р.Оби. Ходят пассажирские пароходы 2 и 3 раза в неделю, из них один почтовый, а зимой лишь два раза в месяц. (Имеется в виду санное сообщение по Нарымскому тракту.— Ю. X.)
Истинное удовольствие было ехать на пароходе! Невольно всплывали на поверхность сознания воспоминания о путешествиях по Волге, вольных и веселых, разумеется, здесь беднее впечатления, меньше разнообразия, но все-таки ширь воды, зеленых равнин, темных лесов! Тишина реки нарушается лишь шумом своих волн да ветром: ни встречных пароходов, ни единого признака человеческого жилья... И только серые чайки да дикие утки пестрят воздух и изредка криком как бы жалуются на свою бесприютность. На третьи сутки в Нарыме. Пароход пришел ночью, но это не беда. Местные ссыльные уже на пароходе рекомендуются, расспрашивают, ведут к себе...»
Пусть не покажется кощунством над памятью борцов за революцию, перенесших все тяготы царской ссылки, ряд документов из дореволюционного Нарыма. Их сравнение с положением ссыльных тридцатых годов проливает свет на поразительный контраст отношения к человеку в двух русских ссылках двадцатого столетия, на коварство замысла: строить «всеобщее счастье» на дешевом труде «рабов», уничтожив с помощью «грозного органа» мозг, честь и память народа.
Строительство самого справедливого государства в мире не могло сочетаться с жестокостью и бесчеловечностью, с массовыми убийствами, с превращением народа в безликую серую массу.
РАПОРТ ТОМСКОГО УЕЗДНОГО ИСПРАВНИКА ГУБЕРНАТОРУ
21 апреля 1914 г.
С предоставлением жалобы административно-ссыльного Мовши Сумецкого, докладываю Вашему превосходительству, что при проезде через с. Каргасок старший надзиратель в этом пункте Балашенок мне доложил, что административно-ссыльный еврей Мовша Сумецкий при проверке его квартиры не впускает надзирателя Казакевича, в десятке коего он находился, а когда Балашенок с Казакевичем отправлялись вместе на квартиру Сумецкого, то последний задерживал их подолгу у дверей, затем уже после пространного выражения неудовольствия допускал в свое помещение, угрожая за беспокойство жаловаться.
Я вызвал Сумецкого на земскую квартиру для указания ему на его неправильные действия по отношению к надзирателям, но Сумецкий слушать меня не хотел и вел себя с присущей только для евреев развязанностью, жестикулируя руками и перебивая меня на каждом слове, заявляя, что он не обязан пускать к себе надзирателей и будет поступать так и дальше и что все это есть ни что иное как административный произвол...
Несмотря на репрессии властей и различные запреты, в 1910 году в Колпашеве возник драматический театр. На русском, украинском, польском и еврейском языках ставились: «Власть тьмы» Толстого, «На дне» Горького, пьесы Чехова.
Колпашевская колония политссыльных имела свою столовую, кассу взаимопомощи, медицинский пункт, читальню. Были артели для сбора кедровых орехов, ловли рыбы, заготовки дров.
Из казны жаловали хотя небольшие, но средства на питание тех, кто не имел помощи из дому, на зимнюю одежду.
РАПОРТ ТОМСКОГО УЕЗДНОГО ИСПРАВНИКА ГУБЕРНАТОРУ
2 сентября 1909 года секретно
Прошу распоряжения Вашего превосходительства об отпуске денег на зимнюю одежду политическим ссыльным Нарымского края по следующему расчету на 1643 человека мужчин, полагая на каждого по 18 руб. 43 1/2 коп.— 30288 руб. 70 коп. и на женщин по 18 руб. 61 1/2 коп.— 446 руб. 76 коп. Всего 30735 руб. 46 коп., причем докладываю, что требовательная ведомость на одежду будет представлена особо.
Уездный исправник Пелиошевский.
Без особого риска ссыльные совершали побеги. Самое строгое наказание, которое могло их ждать,— это увеличение срока ссылки на несколько месяцев или высылка в более отдаленный пункт.
РАПОРТ ТОМСКОГО УЕЗДНОГО ИСПРАВНИКА ГУБЕРНАТОРУ
9 июля 1911 года секретно
На предписание от 9 июня сего года за № 7934 представляю Вашему превосходительству список и подписку на высланного в Нарымский край под гласный надзор полиции Якова Мовшева Свердлова.
В дополнение к рапорту от 21 минувшего июня за № 1392 доношу, что означенный Свердлов после побега в ночь на 19 июня выехал в Нарымский край со следующим пароходом. Свердлов 3 текущего июля, как доносит пристав пятого стана рапортом за № 1101, отправлен на жительство в с. Максимоярское в сопровождении двух надзирателей Приставка и Мунгалова, которые будут оставлены там на все время пребывания Свердлова.
За уездного исправника Загарин.
ПИСЬМО ТОМСКОГО ВРЕМЕННОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ДИРЕКТОРУ ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ
14 ноября 1906 года
«...Если посмотреть на карту губернии вообще, а Нарымского края в частности, станет ясным, почему и как бегут.
На севере Нарымский край соприкасается с Тобольской губернией, куда по течению Оби легко приплыть в самом утлом остяцком челноке; многочисленность рукавов Оби, заросли и возможность всегда вовремя скрыться гарантируют легкую возможность перебраться в соседнюю губернию никем не замеченным. На восток, по системе рек Кети и Тыму, легко пробраться в Енисейскую губернию, откуда бежит более половины всех водворенных. На запад, по системе Васюгана или по лесистому горному хребту, перерезывающему Тобольскую и Томскую губернии, можно совершенно удобно дойти до самого Омска; этот путь особенно удобен зимой на лыжах. Если к этому прибавить, что с открытием пароходства от Тюмени к Томску, Новониколаевску (Новосибирск. — Ю. X.) и Барнаулу направляется масса парусных барж и торговых пароходов, останавливающихся не у пристаней, а лишь у берегов, совершенно произвольно выбирая место причала, станет ясным, что и на юге имеется наличность всех данных для благополучного бегства. В крайнем случае рискуют лишь несколькими неделями высидки где-нибудь в тюрьме и обратным возвращением в Нарымский край до нового, лучше обставленного побега.
...Казалось бы, в видах самого правительства оберечь умственный центр Сибири, университетский город Томск от такого переполнения ближайших к нему уездов и станов неблагонадежным элементом со всех концов России, так как помимо временных затруднений чисто административного характера мера эта должна оставить о свой след в будущей жизни Сибири...»
Оставление Сибири местом ссылки после революции и особенно превращение ее в тридцатые годы в полигон для массового уничтожения сотен тысяч людей отразилось на всей дальнейшей жизни этого края. Нарымский окружной отдел НКВД — зловещий след, боль и горе многих людей.
Когда-то было сказано: за всю историю Земля приняла в себя столько умерших, что на треть состоит из человеческих тел. Если это так, то Нарым только из убитых состоит наполовину!
Через полвека после пребывания в Нарымском крае Николая Клюева я проехал по Оби в эти места. Ни домов-музеев, ни мемориальных досок, ни малейшего напоминания о Нарыме тридцатых. Память народа постарались укрыть плотным покрывалом, как укатывали старым асфальтом площади, где некогда возвышались свергнутые памятники умерших вождей. А может, ничего этого не было?
Но нет! Долгие годы зловеще кружили черные вороны над «людоедскими островами» — островами посередине Оби, куда на голодную и мучительную смерть выгружали с барж ссыльных. В тридцатые годы крестьян России, Алтая, Сибири, позднее поволжских немцев, латышей, эстонцев... В нечеловеческих страданиях и унижениях здесь умерли сотни тысяч без вины виноватых людей.
Может быть, все это и переродило души ныне живущих? Стали бояться даже отеческих могил, своего недавнего прошлого.
Вероятно, ученые откроют «ген страха», который уже передается по наследству.
В конце тридцатых годов работник Нарымского НКВД Короткевич говорил одной из сотрудниц: «Ты туда не ходи, не приведи бог провалишься где-нибудь, а под тюрьмой...». И, повинуясь «генам», люди не ходили туда.
Только Обь преодолела в себе страх и полвека подмывала крутояр, где располагался Нарымский отдел НКВД. И вот обнажился подвал «грозного органа» штабелями мертвых человеческих тел.
Испуг от увиденного был парализующим. Не любопытные, но исполнительные потомки вымыли винтами мощных теплоходов останки «белокостного» штабеля в свинцово-сизую обскую воду. В густом крошеве глины и костей всплывали на поверхность черепа с округлыми отверстиями на затылках, обращали последний взор пустыми глазницами на «поселок Колпашев», на обнаженный крутояр и, наполнившись отчаянной водой, вновь погружались в темную бездну.
«...Вымыли мы огромную площадь. Потом бурильным станком прошлись, может, еще где ниши с убитыми есть...» — вспоминает работник Томского областного КГБ В. Н. Копейко.
По живой памяти — бурильными станками!
«Почти полмесяца шли скорбные работы, которые имели целью раз и навсегда покончить с вдруг обнаженной могилой...»
Узнал об этом, и вспомнилось мне, как в одном обском селе рано полысевший «комсомольский лидер» воплощал идею сооружения памятника погибшим в Великую Отечественную войну. На старое кладбище загнали мощные бульдозеры. Стали ровнять площадку. А трактора проваливаются в могилы с человеческими останками, буксуют, мнут, корежат крышки гробов... Потом провалившиеся трактора вытягивали из могил крепкими тросами.
Все же выровняли! И памятник построили. По форме он напоминает автоматическую камеру хранения. В одной из ячеек вечно будет храниться горе знакомого мне тринадцатилетнего паренька, у которого на снесенном кладбище был похоронен отец.
Мальчик смог заменить надгробье лишь зарубкой на березе, склонившей голову над местом захоронения. Но более глубокий шрам оставлен на сердце ребенка.
Так устроена жизнь, что рано или поздно из суеты нелегких будней она все равно ведет нас к отеческим могилам. Еще с древности люди понимали необходимость поклонения духам предков, но не менее важно и в нашей жизни преклонить колени на близкородственном погосте.
Страшно, что бродят по свету множество людей-странников, не знающих близкого родства, своей малой родины, места, где им собираться в «жизни иной».
Много таких людей повидала Обь на своем веку! Но всегда помнит она человека, который пришел к ней первым. Он осторожничал, входя в лад с рекой, приспосабливаясь к ее норову: боялся спугнуть, нарушить разумное единство всего вокруг живущего.
Сегодня же человек на Оби приращивает свои богатства «вахтовым методом». Безумное его вторжение в бытие Матери-природы, так называл ее Николай Клюев, не удается остановить. Наверное, поэтому молча несет река брошенный людьми лес, устилая «паркетное дно», создавая в нижнем течении деревянные острова. Кедрачи и сосновые боры вырождаются в подводных чудовищ, ощетинивших из мутной обской воды топляковые лапы.
Не доезжая до Нарыма, возле поселка лесопереработчиков Могочино я увидел берег, заваленный штабелями тонких белоствольных берез. Часть из них смыло и унесло к «заветным островам». Оставшееся в дело не пойдет, а лишь в отчеты о заготовленных кубометрах. Позднее всё сгорит в «вечном огне» свалки лесоотходов. Задумайтесь: отходов леса!
Белоствольные штабеля вдруг представились мне человеческими телами, так же безвинно уничтоженными и сваленными в глубокие ямы в нарымском торфянике, в колпашевском «обнаженном яре», да мало ли еще где...
Подумал: а ведь о массовых расстрелах отчитывались в то время так же бойко, как о производственных победах сейчас. Были планы — были отчеты. Массовое цены не имеет. Только за убийство одного человека, за поруб одного дерева предусмотрена строгая ответственность; за массовые убийства — никакой. Поэтому-то те кто с энтузиазмом уничтожил сотни тысяч людей, продолжают оставаться героями той юной эпохи.
* * *
Известный палач российского крестьянства Лазарь Моисеевич Каганович имел лишь профессию обувщика. Однако на вопрос об образовании в Исторической библиотеке без стеснения заявил: «Пишите: высшее».
Помуполномоченный Нарымского отдела НКВД Шкодский составил первый документ на ссыльного Клюева. Из него узнаем: Клюев Николай Алексеевич, писатель-поэт неимущий, из крестьян, русский, проживет в Москве по пер. Гранатный, 12, кв. 3, образование — низшее.
Не без «образованных» кагановичей и шкодских были выколоты провидящие очи музе Николая Клюева «образами живущей заветами Александрии, Корсуни, Киева, Новгорода от внуков велесовых до Андрея Рублева, от Даниила Заточника до Посошкова, Фета, Сурикова, Нестерова, Бородина, Врубеля и меньшего в шатре Отца - Есенина».
Аппарат НКВД работал достаточно оперативно. Еще до прибытия Клюева в ссылку на него поступил документ в Западно-Сибирское управление НКВД.
НАЧ. УСО ПП ОГПУ ЗАПСИБКРАЯ
г. Новосибирск
В дополнение к № 14 (3444) от 14/3 — 34 года, направляется меморадум на Клюева Николая Алексеевича для сведения.
Приложение: по тексту.
ПОМ. НАЧ. УСО ОГПУ ЗУБКИН
ПОМ. НАЧ. 2 ОТДЕЛА МИШУСТИН
Содержание документа № 14/3444 14/3 — 34 года пока установить не удалось, но вот меморандум имеет ряд особенностей.
Известно, что Клюев был очень болен. Еще 25 февраля 1930 года отдел здравоохранения Ленинградского облисполкома, если так можно сказать, «навечно определил ему вторую группу инвалидности. Однако в меморандуме записано: п. II. Какие ограничения в порядке содержания в случае осуждения заключенного в лагерь или в ссылку необходимы по мнению органа ОГПУ, закончившего дело: ограничений в работе по специальности не требуется.
На вопрос о пригодности использования Клюева в «интересах ОГПУ» (читай: осведомителем. — Ю. X.) рукой того же уполномоченного обозначено — ни в коем случае не рекомендуется.
Эта особенность, непригодность Николая Клюева к сотрудничеству с ОГПУ, прослеживается и дальше. В последнем деле, по которому он был приговорен «к высшей мере социальной защиты — расстрелу» (сколь кощунственна формулировка! — Ю. X.), на предложение стать доносчиком поэт ответил категорическим отказом.
К сожалению, многие из арестованных, истерзанных в застенках НКВД, соглашались доносить, оговаривали не только своих знакомых, но и близких родственников, цепляясь за призрачную возможность сохранить свою жизнь. Но работники НКВД, потеряв в этом человеке свой интерес, отправляли его туда, куда с его помощью были отправлены оклеветанные им жертвы.
Фашистский режим, установленный в Германии, где каждый давал информацию на своего соседа, а тот в свою очередь на своего информатора, лишь в более усовершенствованной форме, напоминает режим тридцатых годов. Страна была превращена в лагерь. Ни в одной точке нельзя было найти спасения. Чей-то изощренный ум устранил любые возможности для выживания.
Расстройство душ, которое произошло, когда люди массово становились доносчиками, стоило очень дорого — ведь душевные калеки наиболее несчастны и агрессивны.
Предполагаю, что именно на сведениях, полученных таким образом, был сделан следующий запрос:
НАРЫМСКИЙ ОКРОТДЕЛ НКВД по ЗСК
с. Колпашево, ЗСК УГБ УСО
копия: Томскому оперсектору НКВД
26 августа 1934 года
г. Томск, ЗСК
№ 015/А
По имеющимся сведениям на территории Нарымского окротдела отбывает ссылку а/сс (административно-ссыльный.— Ю. X.) Клюев Николай Алексеевич и Клычков, имя и отчество для нас неизвестно, прошедшие через Томский распределительный пункт.
Просьба сообщить действительное нахождение на территории Вашего края указанных а/сс и если таковые являются особоучетниками, вышлите нам учетный материал, — если же относятся к группе массовой ссылки, вышлите карточки ф. № 1 с полными установочными данными.
НАЧ. УСО СИВЯКОВ.
Недостоверность данных, изложенных в этом документе, говорит о том, что они получены скорее всего от человека, который знал и Клюева и Клычкова, но был «изолирован» от внешнего мира. Ведь в это самое время Клычков еще находился на свободе. Как известно, он был арестован 31 июля 1937 года.
Ответ от Нарымского отдела НКВД на запрос о Клюеве и Клычкове был отправлен в Новосибирск ровно через неделю. При проверке Клычкова в числе ссыльных не оказалось, а на Клюева был отправлен учетный материал.
УПРАВЛЕНИЕ НКВД по ЗСК (УСО)
г. Новосибирск, на № 015/А
При этом препровождается учетный материал на адм/сс Клюева Николая Алексеевича. Ключков (читай Клычков. — Ю. X.) на учете у нас не значится,
вр. и. д. НАЧ. ОКРОТДЕЛА НКВД ЖУК
ОПЕР. УПОЛНОМ. УСО ЦЫПЛЯТНИКОВ
Отправление учетного материала на Клюева подтверждает, что он относился к категории особоучетников.
В Колпашеве поэт пробыл в ссылке чуть больше четырех месяцев. Ему, больному, оставаться на зиму в поселке означало верную смерть. Клюев пишет письма друзьям, заявление во ВЦИК СССР.
К поэту Сергею Клычкову он обращается: «...проси в крайнем случае о смягчении моей участи. Уменьшения срока, перевода туда, где есть медпомощь, и назначение мне хотя бы хлебного пайка... Если зазимую, не знаю, где буду жить, придется в землянке-яме — где цинга и... конец. Но и за яму нужно платить. Спасите, кто может!»
За смягчение участи Клюева ходатайствовали в Москве его друзья, А. М. Горький, Н. А. Обухова. Их хлопоты, как сообщает журнал «Дружба народов» (1987, № 12, с. 137), увенчались успехом — осенью того же года поэт был переведен в Томск, а срок его ссылки сокращен с пяти до трех лет.
Документ, на основании которого сделан вывод о том, что срок ссылки Клюеву был сокращен, в публикации журнала не указан, а вот ряд найденных в архивах протоколов предполагает обратное — срок ссылки Клюеву не сократили.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ
при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР от 17.11.1934 г.
Слушали:
37. Пересмотр дела № 3444 гр. Клюева Николая Алексеевича, приг. пост. колл. ОГПУ от 5/3-34. к заключен. в ИТЛ сроком на ПЯТЬ лет с заменой высылкой в г. Колпашево (ЗСК) на тот же срок.
Постановили:
Клюеву Николаю Алексеевичу разрешить отбывать оставшийся срок наказания в г. Томске.
Отв. секретарь Особого совещания
ФЕЛЬДМАН
Перевод Клюева в Томск состоялся по указанию УГБ СССР. Допустимо предположить, что в судьбе Клюева принял участие кто-то из высоких чинов НКВД, поскольку Клюев был переведен в Томск еще за месяц до официального решения о пересмотре его дела.
В Новосибирск 4 октября 1934 года поступила телеграмма за № 10715, а на следующий день уже пришло письменное указание: направить поэта Клюева из Колпашева в г. Томск не этапом, а спецконвоем.
Резолюция на этом документе гласила: «Нашей телеграммой от 7/Х — 34 года за № 10415 дано распоряжение Нарыму о переводе в Томск спецконвоем».
На следующий день Николай Клюев был отправлен в Томск.
серия «К»
УПРАВЛЕНИЕ НКВД по ЗСК (УСО) г. Новосибирск
На № 10431/III от 27/Х-34 г.
Нарымский Окротдел НКВД настоящим сообщает, что адмвысланный КЛЮЕВ Николай Алексеевич выбыл в гор. Томск 8 октября 1934 г.
НАЧ. НАРЫМ. О/О НКВД МАРТОН
ВР. ОП. УПОЛН. УСО ШКОДСКИЙ
Перевод в Томск спецконвоем означал, что Клюев будет препровожден под охраной солдат НКВД на пароходе, а не в трюме баржи. Об этом он сообщил в письме Н. Ф. Христофоровой-Садомовой от 24 октября 1934 года: «...На самый праздник Покрова меня перевели из Колпашева в город Томск, это на тысячу верст ближе к Москве. Такой перевод нужно принять как милость и снисхождение, но, выйдя с парохода в ненастное и студеное утро, я очутился второй раз в ссылке без угла и без куска хлеба... я... не мог развязать пестрядинной кромки, которою завязал мне конвойный солдат мешок...».
На документе о переводе Клюева в Томск, который, кажется, облегчил участь поэта, появилась надпись синим карандашом: «В дело массов.». По утверждению помощника прокурора г. Москвы советника юстиции В. Рябова, синий карандаш на делах тридцатых годов означал предрешенность судьбы — неминуемую гибель жертвы НКВД. Эта надпись на деле Клюева выполнила свое роковое предназначение.
* * *
Оказавшись в ссылке второй раз без угла и без куска хлеба, Клюев просит своих друзей в Москве сходить с ходатайством к Калинину: «Он русский и зорко провидящ, и, конечно, понял бы, что такая подача челобитной значительна политически и незабвенна историей искусства. Положение же мое очень серьезно и равносильно отсечению головы, ибо я, к сожалению, не маклер, а поэт. А залить расплавленным оловом горло поэту тоже не шуточка — это похуже судьбы Шевченко и Полежаева, не говоря уже о Пушкине, которого царь... сослал куда же? — в родное Михайловское, по сень Тригорских холмов. Я бы с pадостью туда поехал. Поплакал бы, пожаловался бы кое на что могилке Александра Сергеевича!»
В Томске Клюев сблизился с семьей замечательного человека, геолога Ростислава Сергеевича Ильина, тоже высланного в Сибирь. Но общаться приходилось редко и с оглядкой. Крепкими ниткам пришивался не только ярлык: «сын врага народа», но и «друг врага народа». Это одно могло грозить репрессиями. По этому поводу Клюев писал: «В Томске есть кой-кто из милых тоскующих по искусству людей, но я боюсь знакомиться с ними из опасения, как бы наша близость не была превратно понята».
Из ссылки была возможность досрочно освободиться ввиду болезни, и Клюев просит В. Н. Горбачеву выслать ему пенсионное удостоверение, которое после ареста в Москве осталось в его квартире: «Дело в том, что этот документ дает мне право если не полного освобождения, то перевода в лучшие климатические условия, чем Сибирь. Я могу очутиться в Воронеже или в Казани, а это было бы для меня истинным счастьем. Многие по такому свидетельству освобождаются по чистой. Ах, если бы им в руки мое инвалидное свидетельство. Помогите!»
Но «синий карандаш» в личном деле № 47165 прочно держал Клюева в ccылке. «Моя тяжкая болезнь сибирскому начальству не помеха. Несмотря на то, что существует определенная статья по болезни досрочно освобождать. Болезнь же моя превышает продолжительно всякой статьи. Прошу подать заявление и Калинину. Если будет из Москвы хотя бы слабое дуновение милости, то меня не казнят...» — писал Николай Клюев.
И все же 23 марта 1936 года была предпринята первая попытка расправиться с поэтом. В его переписке был длительный перерыв: с начала марта по июль 1936 года. Почему?
С. Субботин в «Новом мире» высказал предположение: Клюева лечили в больнице на острожном режиме. По свидетельству В. Ф. Кропанева — его арестовали.
В письме к жене поэта Клычкова В. Н. Горбачевой Клюев завуалированно сообщил о своем аресте: «Очнулся как от летаргического сна, дорогая Варвара Николаевна. Четыре месяца был прикован к постели: разбит параличом и совершенно беспомощен. Отнялась левая рука и нога и левый глаз закрылся (несколько слов утрачено) сослать в Туруханский край (несколько слов утрачено) мои не выдержали, к тому же я непоправимо болен пороком сердца в тяжелой форме. Все это удостоверили врачи по распоряжению местного НКВД...»
Свой арест он маскирует болезнью и в письме к Н. Ф. Христофоровой-Садомовой: «С марта месяца я прикован к постели. Привезли меня обратно к воротам домишка, в котором я жил до сего, только 5-го июля».
Сегодня можно документально подтвердить, что Николай Клюев был арестован и его пытались привлечь к ответственности как участника церковной крестьянской группировки. Об этом свидетельствует следующий документ:
В УАО УГБ НКВД ЗСК
г. Новосибирск
Сообщаем, что адмссыльный Клюев Николай Алексеевич 1884 года рождения, из граждан Новгородской губ., осужденный в ссылку заседанием коллегии ОГПУ (суд) от 5 марта 1934 года по ст. 58—10 в ссылку на пять лет, будучи нами арестован 23 марта сего года и привлечен к ответственности как участник церковной кр. группировки по ст. 58—10 и II УК, сего числа нами из-под стражи освобожден ввиду приостановления следствия по делу № 12264 и его болезни — паралича левой половины тела и старческого слабоумия.
Просьба означенного взять на учет ссыльных.
НАЧ. ГОРОТДЕЛА НКВД ПОДОЛЬСКИЙ
№ 452/7 4 июля 1936 года
На этом документе вновь сделана надпись синим карандашом. Дальнейшие события подтвердили, что надписи синим карандашом не забывались и рано или поздно приводились в исполнение.
Судьба Николая Клюева была постоянно под неусыпным вниманием. Очередной запрос о нем поступил 6 апреля 1937 года за № 47165/5115. В ответе на этот запрос сообщается, что кроме ссылки Клюева других решений к нему нет. Вскоре после этого запроса Клюев был арестован. В этом же документе сообщалось, что срок ссылки Клюеву оканчивается 2/2 — 1939 года, а не в 1937 году, как значилось в запросе.
На личном деле Клюева № 47165 имеется запись: «Арестован Томским горотделом на основании отношения № 2808. Осужден по 1 категории тройкой».
Допустимо предположить, что Клюев был арестован по указанию «сверху», но кто подписал отношение № 2808, пока неизвестно.
Летом — осенью 1937 года, как известно, по всем республикам и областям направлялись особоуполномоченные ЦК для выполнения личных указаний Сталина по усилению репрессий. В этой волне террора было удобно расправиться и с Николаем Клюевым, что и было сделано. Арестовали Клюева 5 июня 1937 года.
Жернова террора работали с утроенной быстротой. Если в 1934 году дело по обвинению Клюева рассмотрено восемнадцатым по счету, то на этот раз — шестьдесят пятым. Это произошло 13 октября 1937 года.
На основании своих исследований берусь утверждать, что перед арестом Клюев несколько поправил свое здоровье, вновь взялся за работу. Это подтверждает и тон его письма В. Н. Горбачевой от 3 мая 1937 года. Характерна и такая деталь: в первом протоколе допроса твердой рукой поэта поставлена подпись: «К сему Н. Клюев». В последнем протоколе допроса, после четырех месяцев тюрьмы, в подписи «Клюев» нет ни одной прямой линии. Кое-как подпись выведена волнистыми черточками по 1—2 миллиметра. То, что дело об «активной сектантской деятельности и непосредственном руководстве контрреволюционной деятельностью духовенства и церковников» было сфабриковано, подтверждается последующей реабилитацией Николая Клюева.
Из рассказов бывших работников НКВД удалось выяснить, что тюрьма в Томске находилась на улице Пушкина. Расстрелы проводились, как правило, с часу до четырех часов ночи. На территории тюрьмы находился жилой городок для семей сотрудников, поэтому они могли видеть, как ночью в сторону Каштака (ныне один из жилых районов Томска) везли на санях и подводах что-то укрытое одеялами. Это по три-четыре человека вывозили на расстрел.
Увозили людей к большим ямам, там и расстреливали. Одну яму заполняли по нескольку дней. Справку о приведении приговора в исполнение оформляли, как «закроют» яму. В Томске тогда гуляла частушка: «Я поеду на Каштак на зелену горку, заработаю пятак себе на махорку». Так зарабатывали на закапывании ям.
После этого рассказа мне стало понятно, откуда в справке о расстрела Николая Клюева появилось: «Приговор приведен в исполнение 23—25 октября 1937 года».
Поэт чувствовал, что приговор «синего карандаша» будет неминуемо приведен в исполнение, и «грозный орган» успешно справится с возложенной на него миссией:
Есть две страны: одна больница,
Другая кладбище, меж них
Печальных сосен вереница,
Угрюмых пихт и верб седых!
Блуждая пасмурной опушкой,
Я обронил свою клюку
И заунывною кукушкой
Стучусь в окно к гробовщику:
«Ку-ку! Откройте двери, люди!
Будь проклят полуночный пес!
Куда ты в глиняном сосуде
Несешь зарю апрельских роз?»
Весна погибла. В космы сосен
Вплетает вьюга седину.
Но, слыша скрежет ткацких кросен,
Тянусь к зловещему окну!
И вижу: тетушка Могила
Ткет желтый саван, и челнок
Мелькает птицей чернокрылой,
Рождая ткань, как мерность строк.
В вершинах пляска ветродуев,
Под хрип волчицыной трубы
Читаю нити: «Н. А. Клюев —
Певец Олонецкой избы!».
Я умер! Господи, ужели?!
Но где же койка, добрый врач?
И слышу: в розовом апреле
Оборван твой предсмертный плач!
Вот почему в кувшине розы
И сам ты мальчик в синем льне.
Скрипят житейские обозы
В далекой бренной стороне.
К ним нет возвратного проселка,
Там мрак, изгнание, Нарым.
Не бойся савана и волка, —
За ними с лютней Серафим.
«Приди, дитя мое, приди», —
Запела лютня неземная,
И сердце птичкой из груди
Перепорхнуло в кущи рая.
И первой песенкой моей,
Где, брачной чашею лелея,
Была: люблю тебя, Расея,
Страна грачиных озимей!
И ангел вторил: «Буди, буди!»
Благословен родной Овсень,
Его, как розаны в сосуде,
Блюдет Христос на Оный День.
Н. Клюев.
1937 год.
* * *
Вся жизнь Клюева в ссылке — невыносимые тяготы и страдания. Опубликованные «сибирские письма» поэта рисуют точную картину положения ссыльных в тридцатые годы. Человек глубоко одаренный, обладающий высоким интеллектом, он был вынужден терпеть произвол и насилие властей, переносить презрение и хамство окружающих его людей. И это только за то, что поэт имел свои убеждения, мысли, чувства, не нравившиеся Диктатуре, создавшей «грозный орган».
Вот некоторые выдержки из писем Клюева:
«Теперь я в своей комнатушке среди чужих людей, которым я нужен, как собаке пятая нога. День и ночь лежу, сегодня первый раз сполз к столу и, обливаясь потом от слабости, пишу Вам... Тоскую невыразимо, под несметными избяными мухами — лежу в духоте, давно без бани, вымыть некому, накормить тоже. Левая рука висит плетью. На ногу ступаю маленько. Она распухла, как корчага».
«Анна Исаевна — моя хозяйка по квартире, властная базарная баба, — взялась меня кормить за 75 р. в месяц. На исходе месяца начинаются справки: получил ли я перевод и т. п. Следом идут брань, придирки. Очень тяжело. Слез моих не хватает. И я лежу, лежу... С опухшей, как бревно, ногой, с изжелта-синей полумертвой рукой».
«Мороз под сорок. Я без валенок, и в базарные дни мне реже удается выходить за милостыней. Подают картошку, очень редко хлеб. Деньгами от двух до трех рублей...»
Все эти письма относятся к периоду жизни Николая Алексеевича по пер. Красного Пожарника, 12.
На волне реабилитации невинно репрессированных людей в Томске поднимается вопрос об установлении мемориальной доски на одном из домов, где жил Николай Клюев.
Возникает вопрос: не кощунственно ли будет звучать слово «ЖИЛ» в тексте на мемориальной доске, установленной на доме «Анны Исаевны»? Ведь случилось же, что одна из улиц города Елабуги — та самая, где стоит дом, в котором свела с жизнью счеты Марина Цветаева, до cих пор с гордостью носит имя Жданова.
Не миновала подобная участь и Томск. В пылу реабилитации к «репрессированным чекистам» отнесли и Мартона — начальника Нарымского НКВД, заложившего из человеческих трупов фундамент «Обнаженного яра».
Томские «Мемориал» и КГБ восстанавливают память жертвам только сталинских репрессий. Клюев — жертва репрессий, возникших еще задолго до расцвета культа, и, видимо, поэтому ознакомиться с его следственным делом не позволяют. Объясняют это интересами родственников людей, сыгравших отрицательную роль в судьбе поэта.
Член Томского общества «Мемориал», сотрудник КГБ, Ю. Петрухин полагает, что нельзя сделать достоянием людей и «последний автограф» Николая Клюева, хранящийся в архиве. Сопоставляя первую и последнюю подписи в протоколах допроса, они могут подумать, что Клюева в НКВД били, пытали.
Председатель этого же общества Л. Пичурин считает арест Клюева и его расстрел «счастливой случайностью» для Томского НКВД: «...палачам было ясно, что какой-нибудь Архип Гончаров, крестьянин из Монастырки Шегарского района, или Филипп Воронков, плотник из Лукашкина Яра Александровского района, все же никак не «тянули» на руководящие должности в Союзе спасения. Нужен был кто-то покрупнее. И тут такая удача! — Kлюев» («Знамя», 1989, № 6). На мой взгляд, искажает истину: ведь в трагедии Клюева, как в капле воды, отразилась судьба русской интеллигенции и русского крестьянства, подвергшихся преднамеренному уничтожению.
В одном из своих последних писем В. Н. Горбачевой поэт сообщил новый адрес жительства в Томске: Старо-Ачинская, 13. Томский период жизни Николая Клюева удалось дополнить некоторыми существенными деталями.
В центре Томска есть уникальное место — Белое озеро. Если пройти через сквер на противоположную сторону от памятника космонавту Н. Н. Рукавишникову и углубиться в узкую улочку старого рода, то через несколько минут ходьбы вы окажетесь у невысокого, ладно срубленного дома по улице Старо-Ачинской, 15 (ранее — 13. — Ю. X.).
До сего времени ничего не было известно о последних месяцах жизни в Томске, о людях и доме, проводивших его в «жизнь вечную».
Писатель Алексей Иванович Шеметов был одним из тех, кто навестил поэта перед его последним арестом. Вот что он вспоминает: в довольно просторной прихожей его встретила приветливая женщина. «Вы к Николаю Алексеевичу? — спросила она. — Подождите немного, он занят».
Шеметов стал ждать. Вскоре из комнаты вышел священник. Через некоторое время вышел второй священник, а за ним — Клюев. Он был в косоворотке, руки у него, как у Толстого, просунуты под ремешок, которым он был подпоясан.
В комнате, куда его пригласил поэт, он увидел на столе полдесятка французских булочек (их еще называли сайками) и тарелку с яйцами. Видимо, священники подкармливали бедствующего поэта.
Они долго говорили. Николай Алексеевич рассказывал начинающему литератору о писательском труде, требующем глубокого знания языка и культуры. Возможно, этот разговор и стал определяющим в судьбе Алексея Шеметова — он стал писателем.
Но что же это за дом, в котором провел свои последние дни поэт? Кто его приветливая хозяйка?
Мне удалось найти и выслушать сына тогдашней хозяйки дома по улице Старо- . Ачинской, 13 — Сергея Васильевича Балакина. Ему 74 года, но удивительно ясная память сохранила мельчайшие подробности, детали его общения с Николаем Алексеевичем Клюевым.
Сергей Васильевич нарисовал план их квартиры, комнаты, которая была выделена Клюеву. Обозначил место, где стояла его «варшавская кровать» с панцирной сеткой.
Вот его некоторые воспоминания: «Я вернулся из армии, радостно ворвался домой. Увидев меня, мама очень обрадовалась, но тут же предупредила: веди себя потише. У нас живет интеллигентный человек, писатель. Он очень болен.
Мама по профессии была медработником. Она ухаживала за больным Николаем Алексеевичем, давала ему лекарства, купала в большой деревянной ванне.
Николай Алексеевич носил серый пиджак, брюки навыпуск, косоворотку. Были у него валенки с азиатскими галошами. Левую руку он почти не вытаскивал из кармана: она была парализована.
Еду ему подавали в комнату. Он любил борщ и овсяной кисель, которые мама ему готовила. После завтрака он подолгу работал, писал, а после обеда отдыхал: читал нам стихи, ходил на Ушайку. По воскресеньям обедали все вместе, усаживаясь в комнате за большим столом. Иногда Николай Алексеевич любил готовить сам».
Сергей Васильевич задумывается, мысленно возвращаясь к тем далеким дням: «А знаете, как он читал стихи?! И какие это были стихи. Я очень любил его слушать. Он читал мне свои поэмы «Львиный хлеб», «Привет тебе, Анастасия».
В строчках, которые Клюев написал в Томске и которые вспомнил Сергей Васильевич, поэт представил ошельмованную, повергнутую Россию, оторванную от своих исконных земель и уничтоженного крестьянина:
От Москвы до Аляски — кулацкий обоз.
Сломанные косточки, крови горсточки...
О том, что Клюев написал в Томске четыре поэмы, он сообщает в письме В. Н.Горбачевой: «Передайте ему, что я написал четыре поэмы...».
Строчки клюевских стихов вспоминала и В. В. Ильина, знавшая поэта в Томске и помогавшая ему материально: «Ты, Беломорский Свет-канал. Тебя Ефимушка копал, тебя копала тетка Фекла — тут вся земля от слез промокла». А вот как, с ее слов, рассказывал Клюев о причинах своего ареста и ссылки в Сибирь: он был сослан за саботаж собственной музе. За то, что перестал писать и печататься.
Дважды работники НКВД изымали рукописи Николая Клюева. Первый раз (при аресте в 1936 году) и второй раз (при аресте в 1937 году) у него было изъято четыре тетради. Найти их пока не удалось.
Хочется немного рассказать о семье Балакиных, которые приютили поэта в последние месяцы его жизни, где Клюев обрел теплоту русских сердец. Они и проводили его в печальную дорогу.
Мария Алексеевна Балакина, в девичестве Зоркальцева, родилась в селе Зоркальцево под Томском. Ее муж Василий Петрович Балакин был советским специалистом-инженером: работал заведующим мельницей на паровом котле, начальником электростанции. После гражданской войны под его руководством за три месяца был восстановлен золоторудник «Онон» в Забайкалье.
Василий Петрович в 1926 году трагически погиб вместе с маленьким сыном Женей. Они поехали за зарплатой рабочим, и на обратном пути их убили, чтобы забрать деньги.
После смерти мужа и ребенка Мария Алексеевна с двумя детьми — Лизой и Сергеем — переехала в Томск. В ее доме и провел последние месяцы до ареста Николай Клюев.
В 1947 году дом по Старо-Ачинской, 13 подвергся некоторой реконструкции. Бревна нижнего ряда были заменены, убраны русские печи. Нынешний хозяин дома Виктор Андреевич Пономаренко во время ремонта обнаружил в доме церковный служебник Санкт-Петербургского издания на старославянском языке, который вполне мог принадлежать Николаю Клюеву. На обложке служебника была дарственная надпись, ее мы пытаемся восстановить.
* * *
Частицей своего сердца мы соприкоснулись с судьбой талантливого русского поэта. Прах его покоится рядом с нами. Надо полагать, сегодняшние изыскания не закрывают последней страницы томских лет жизни Клюева, могут быть и есть другие находки, воспоминания, документы, известные томичам. Дело нашей чести — документально, исторически точно восстановить томские годы жизни Николая Клюева, а также и всю биографию гениального поэта.
Томск
Хардиков Ю.
//Наш современник. – 1989. - №12. – с.179-189.