«…Аввакум двадцатого столетья»
Минувшая осень подарила сибирякам поистине «златотканые дни сентября» и, будто озимь, согретая теплом бабьего лета, возродилась и заговорила на томской земле упругая поэтическая строка олонецкого Бояна - Николая Клюева.
Поэт, чей самобытный талант ценили в начале века лучшие умы России, который вывел на литературный простор Сергея Есенина и по праву считался «отцом» крестьянских поэтов, — сегодня еще мало известен не только рядовым читателям, но и специалистам.
Полвека замалчивали стихи Клюева, но его поэзия жива, она живет:
Где скрылся он —
тот огнепалый стих?
Он где-то в нас —
под нашей тайной клетью.
Знать, так живуч смиренный тот жених—
Сей Аввакум двадцатого столетья!
Так писал о Клюеве поэт Николай Тряпкин ещё более десяти лет назад.
Клюевские чтения, посвященные 105-й годовщине со дня рождения поэта, начались на томской земле не случайно — здесь покоится прах Николая Клюева. И, может быть, в маковке старообрядческой церкви, куда нередко приходил поэт и что стоит недалеко от погоста, поселилась его душа.
Лишь спустя полвека после трагической гибели Клюева под сводами Петропавловского собора oтслужили панихиду по убиенному Николаю. Служили в православной церкви, хотя Клюев считал себя правнуком Аввакума и придерживался старообрядческой веры. Это не было ошибкой: во время войны церковь в Томске была единоверческой, а после Победы о всех убиенных разрешено служить панихиду в любой церкви независимо от веры. Так церковь сделала первый взнос на увековечение памяти русского поэта.
***
Как известно, с Клюевым расправились в томском НКВД после трех лет мучений в ссылке. Поэт предчувствовал неминуемую гибель: «Мерзлый нарымский торфяник, куда стащат безгробное тело мое, должен умирить и врагов моих, ибо живому человеческому существу большей боли и поругания нельзя ни убавить, ни прибавить», — писал Клюев из ссылки. Так и случилось. Могила поэта неизвестна.
Только сейчас мы начинаем понимать, сколь тяжкой болезнью страдала эпоха, «такая юная и потому многого не знающая».
Идеология, в которой «товарищ маузер» был «сладкоречивее хоровода муз», с середины двадцатых годов путем расстрелов, говоря словами Н. И. Бухарина, вырабатывала новое человечество из человеческого материала капиталистической эпохи. В результате были уничтожены и надолго вычеркнуты из истории отечественной поэзии такие яркие имена, как Есенин, Клюев, Клычков, Орешин.
О том, что здесь применялись далеко не литературные приемы, убеждаешься, читая обложку личного дела ссыльного Клюева: особоучетник. Осужден по I категории тройкой — расстрелян.
Такие «методы» приветствовали и некоторые «жнецы поэтической нивы», как, например, А. Безыменский в своей поэме «Феликс», 1926 год: «Черные буквы стекают с пера и человек поседел. Легче, чем звук тяжелей, чем гора, слово простое: расстрел... Может быть смерть, он хороший отец. Детям любил он петь... Может быть смерть, много нежных сердец будет о нем скорбеть... Ну и что же? Пусть пощадит одного завод! Пусть хоть этот живет... Значит он завтра смерть позовет, чтобы убить завод...» (знаки препинания автора — Ю. X.).
Подобные «инженеры человеческих душ», отринув все живое и человеческое, занялись радостным переустройством общества. Тот же А. Безыменский выдвинул лозунг-девиз: «кто-то боится за девичьи губы, а я — за дымящие трубы...».
***
И всё же лучшие цветы с российских полей, собранные Николаем Клюевым, понадобились нашей стране. В это верил и сам поэт.
Под знаком клюевской поэзии в Томске прошла неделя молодежной книги. Многие сибиряки близко познакомились с творчеством самобытного поэта, певца «кондовой расписной Руси». К юбилею Томская студия телевидения сняла фильм «Последний автограф» о закатных днях жизни поэта.
После Томска Клюевские чтения продолжались в г.Вытегре Вологодской области — на родине Николая Клюева. В деревне Коштуги, где родился поэт, осталось мало жителей. Недалеко от нее в мелком осиновом колке притулилась церквушка Троицкой Богоматери. Потому, видимо, и выжила, что стоит в стороне от дороги, от глаз человеческих. Примечательна церковь тем, что в прошлом веке в такой же октябрьский день новорожденного сына отставного фельдфебеля Алексея и Параскевы Клюевых здесь окрестили Николаем. Сам поэт вспоминал: «...а родился, то шибко кричал, а чтоб до попа не помер, так бабушка Соломонида окрестила меня в хлебной квашонке».
Приехав в Коштуги, мы уже потемну пришли в церковь Троицкой Богоматери. Напрямик через сырое поле, по озими преодолели около километра. Каково же было наше удивление, когда оказались в чисто убранном храме. Перед приездом гостей старушки помыли в нем, навели порядок. А старики прирубили крылечко: ладно прирубили, надежно, — не утеряна сноровка.
Припасла хлеб-соль для дорогих гостей из Москвы, Ленинграда, Вологды, Киева, Пскова, Череповца и Сибири родная земля Николая Клюева. Загудел разогретый углями самовар, улыбнулся приезжим начищенной медью. Зарумянились на столе домашние стряпушки, поплыл приятный вологодский говорок на «о». И казалось, что не в гости попал, а в родной дом своих бабушек, которые давно наскучались по тебе.
Много лет назад Николай Клюев слагал здесь свои колдовские свирели:
Я знаю, родятся песни —
Телки у пегих лосих, —
И не будет звезды чудесней,
Чем Россия и вятский стих!
Поэт Сергей Городецкий писал в те годы о Клюеве: живет он в деревне, землю пашет, зори встречает и все свои песни тут же отдает сельчанам на распев в хороводах и на посиделках.
Много песен на стихи Николая Клюева было спето в этот вечер. Более десяти лет пишет их композитор из Ленинграда Виктор Панченко. И заметно было, как после выступления ансамбля «Родник» потеплели от песен лица коштужан, у стариков расправились морщинки: не изгладились в памяти Миколаевы песни.
В Коштугах течет река Мегра. Для меня, сибиряка, было неожиданностью — из нее можно было пить воду. А у нас уже смирились с загрязнением рек, уничтожением береговых лесов, кедрачей?
Приметил я одно отличие вытегорцев: они на своей земле хозяева. Мы — освоители. Так ли, как мы, «приращивать богатства Сибирью»?
Впервые оказавшись в Заонежье, на Северной Руси, я поразился ее необъятным просторам, как бы отдаленным горизонтам, огромным валунам, следам оледенения, незамутненным рекам, лесам и, конечно, озерам. Зачаровывают северные российские просторы. Кажется, сама земля слагает здесь песни и в плеске волн дарит их людям: слушай внимательно...
Будто из онежской глубины вырвался Плач о Николае Клюеве. Поет его автор, молодой вытегорец Сергей Моторин: «Эй, забей, старинный колокол. Что стоишь на Красной площади? Проснись, Русь, до большого моря восточного. Растопи-ка снег над Клюевым. Отпусти ту душу чистую в нашу сторону онежскую...».
Неожиданной была встреча с крестным сыном Николая Клюева. Теперь уже человек в почтенных годах, Игорь Борисович Западалов свято хранит подаренную ему Клюевым икону «поморского письма петровского времени из скитов Вычерецких иже на реке Вычег» с надписью: «...крестнику моему Игорю Западалову благословление в день крещения. Николай Клюев. 1927 г. апр. 4-го».
Интересно о встречах с поэтом рассказал Борис Никифорович Кравченко, брат художника Анатолия Яр- Кравченко. Ведь именно Клюев подсказал молодому художнику сделать приставку к фамилии. Возможно, сыграли роль и яристые берега Вятки, где тогда «зорил лето» поэт вместе с братьями Кравченко.
Вспомнил Борис Никифорович, как неистово трудился Клюев. Вставал в пять часов, уходил в лес и во время прогулок слагал стихи. Вернувшись домой, просил Анатолия записать их под диктовку. Отличался Клюев высокой эрудицией и образным мышлением. Мог у обычного, на первый взгляд, камешка назвать более 30 оттенков цвета, разыскать вкрапления, точки, прожилки так, что и речной галечник представал самоцветом.
Много интересных людей собрала вологодская земля на юбилей Николая Клюева — «певца великой страны, ее красоты и судьбы». Были здесь поэты Станислав Куняев, Сергей Багров, Юрий Леднев, Николай Власов, Николай Фокин, литературоведы Сергей Субботин и Алексей Михайлов, научные сотрудники музеев страны.
Из Вытегры праздник клюевской поэзии вновь возвратился на сибирскую землю. Открылся он в Новосибирской высшей партийной школе, а продолжился литературно-музыкальными концертами со 2 по 5 декабря. Гостями Новосибирска по приглашению Союза духовного возрождения Отечества стали ленинградский композитор Виктор Панченко, ансамбль «Родник», певцы ленинградской оперы.
Артисты, писатели, журналисты побывали во многих трудовых коллективах. Жаль, что не все удалось организаторам концертов, что постарались «не заметить» события представители официальной культуры. Но многие, побывав на концертах, узнали ближе творчество Николая Клюева. Слушая замечательные песни, люди осознавали, какого богатства были лишены они и наша отечественная культура.
Ю. Хардиков,
Томск- Вытегра-Новосибирск.
//Красное знамя. - 1990. - 7янв.