Дело №12301

ссылка на оригинал

«...нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матфея 10, 26).

Ныне, когда прочитаны почти все сокро­венные и тайные страницы жизни Николая Клюева, можно увидеть несколько этапов пути русского поэта к его трагической гибе­ли.

Первый, совпавший с уничтожением кре­стьянства — непризнание творчества, запрет на публикации, — завершился 2 февраля 1934 года арестом в Москве. Второй — ссыл­ка в Колпашево и Томск, арест 23 марта 1936 года и привлечение к ответственности «как участника церковной кр. группировки по ст. 58-10-11». У тогдашнего начальника Томского горотдела НКВД капитана Подольского что-то «не сошлось»: Клюева пришлось освободить.

Третий последовал за серией арестов ряда членов мифического «Союза спасения Рос­сии» и арестом 5 июня 1937 года самого Ни­колая Алексеевича. Выполняя указания начальника управления НКВД С. Н. Мироно­ва, следователи пытались «тащить Клюева именно по линии монархическо-фашистского типа». И ничего из этого не вышло: подслед­ственный не сдавался. 21 июля был подпи­сан документ о продлении срока следствия и начался последний этап борьбы 3-го отделе­ния Томского горотдела НКВД с полупарализованным поэтом.

 Дело было от начала до конца сфальсифи­цировано, но все же следователям хотелось соблюсти видимость законности. Клюев не признавал участия в монархической органи­зации. Быть может, он признает связь со священнослужителями? Ведь тогда можно бу­дет говорить о существовании мощной офи­церской, кадетско-монархической, да еще и церковной организации!

Начались массовые аресты деятелей Церк­ви. Сколько их было привлечено по делу «Союза спасения России», еще предстоит установить. При изучении только части материалов, составляющих дело № 12301, мне встретились фамилии десятков людей. О каж­дом из них надо бы поведать читателям. На­чну с одного — епископа Ювеналия, в  миру — И. Н. Зиверта.

Иван Николаевич родился на Украине в семье лесника в 1880 году. Учился в Глуховском учительском институте, стал сельским учителем, затем — священником на родине и в Белгородской области. В 1935 году назна­чен епископом-викарием Московской епархии, в сентябре 1936 года направлен в Томск, чтобы возглавить Томскую и Западно-Сибирскую кафедральную епархию. Территориально епархия была огромной, церквей же остава­лось мало.

— Всего церквей тридцать, — расска­зывал епископ Ювеналий. — Из них действующих приблизительно пятнадцать. В Крас­ноярском крае всего одна церковь в самом Красноярске. В Новосибирске одна церковь, в Кемерове одна, в Томске две церкви, ос­тальные — в сельской местности. Я могу припомнить несколько населенных пунктов, где есть церкви моей епархии. Это следую­щие: Коларово, Топки, Зеледеево, Салтыко­во, Болотное, Юрга, Нелюбино, Мазалово, Рождественское, Тогур в Нарыме.

Поселился епископ Ювеналий в доме на Ключевском проезде, 5, вместе со своей при­емной дочерью Верой Ивановной Соломати­ной, школьницей (какова ее судьба? Может быть, откликнется кто-либо из знавших ее?). Сравнительно недалеко, в переулке Красного Пожарника, 12, жил Н. А. Клюев, там же в доме № 8 — протоиерей Иван Назаров, чуть подальше — священники Владимир Куклин и Яков Соколов...

Не буду присочинять — не знаю, сколь близки друг другу были эти и другие люди. Есть сведения, что в дом к Николаю Алексее­вичу приходили какие-то священники, в архивах КГБ есть бумаги о том, что все они входили в контрреволюционную организацию. Можно во всем этом усомниться, ибо епископ Ювеналий представлял обновленческую ори­ентацию, а Клюев был старообрядцем... Что истина? Не знаю...

В одном уверен: и Зиверт, и Назаров, и Со­колов, и Куклин, и Александр Деревнев, и Иван Бальва, и Виссарион Ерпилов, и десятки других в соответствии со своими убеждениями и саном служили Господу, не испыты­вая, по всей вероятности, теплых чувств ни к ВКП (б), ни к Советской власти. Однако глу­боко сомневаюсь, чтобы они думали так, как записано в их показаниях.

Епископ Ювеналий был арестован 9 июля. Судя по документам, его долго не допраши­вали, скорее всего — «готовили» к допросам или же просто не оформляли протоколов, по­ка в них нельзя было записать показания, угодные следствию. Первый зафиксированный в деле протокол от 13 августа не содержит ничего, кроме «установочных» данных. Но зато на другой день... Оказывается, Иван Николаевич давно завербован — еще в Моск­ве — в «Союз спасения России». Оказывает­ся, в «Союз» входят и чуть ли не все москов­ские священники и митрополит Воронежский, и митрополит Свердловский, и все, кого толь­ко мог вспомнить после месяца пребывания в подвале Томского ГО НКВД далеко не моло­дой подследственный. Более того, и в Томск-то он прибыл не столько для церковной служ­бы, сколько «по заданию митрополита Вис­сариона для проведения контрреволюционной деятельности и создания повстанческих групп и отрядов в кулацкой ссылке и селах, приле­гающих к Томску».

О Клюеве показания епископа Ювеналия записаны так:

«Встреча состоялась на квартире Назаро­ва. Там я Клюеву объяснил свои цели, с которыми приехал в Томск. Он был очень рад моей информации и в свою очередь сказал мне, что здесь, в Томске, уже сколочена до­вольно многочисленная кадетско-монархическая организация, ведущая активную дея­тельность по подготовке восстания. Он лично активизировал церковников. В результате по­следние создали ряд повстанческих групп в Нарыме, в Томском, Асиновском, Кожевниковском, Шегарском и др. районах. Он ска­зал, что во главе организации довольно опытные люди, назвал бывшего князя Ширинского-Шихматова, бывшего ротмистра Левицкого-Щербину, кадета Слободского. Клюев обещал познакомить меня с этими людьми».

Удивительно, но в деле нет ни одного до­казательства истинности этих показаний: ни каких-либо документов, ни протоколов очных ставок, ни — за одним исключением — по­казаний других обвиняемых. Фактически хватило одного допроса.

16 августа Иван Николаевич написал про­шение о снисхождении «ввиду моего раская­ния и первой судимости». 17-го состоялся еще один допрос: следователя интересовала связь Зиверта со священником Андреем Бу­лаевым из Шегарского района. 20 августа следствие было закончено, на него хватило недели. 25-го тройка Управления НКВД по­становила: «Зиверта Ивана Николаевича рас­стрелять, принадлежащее лично ему имуще­ство конфисковать, дело сдать в архив». 10— 11 сентября приговор был приведен в испол­нение.

В I960 году епископ Ювеналий, как и сот­ни невинных жертв, проходивших по делу № 12301, был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Жизнь человека священна, а посему свя­щенна и вечна память об ушедших. Будем же помнить и чтить крестьян и рабочих, верую­щих и атеистов, беспартийных и коммунистов, поклонимся и памяти поэта Николая Клюева и епископа Ювеналия.

 Л. Пичурин,

профессор пединститута.

//Томские православные ведомости. – 1990. – декабрь.

 

 

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A