«Не железом, а красотой купится русская радость»

ссылка на оригинал

Современное томское клюевоведение еще сравнительно молодо. Оно берет свое начало с осени 1988 года, когда после публикации в «Новом мире» (№ 8) писем Н. Клюева из Сибири научный сотрудник Томского об­ластного краеведческого музея Н. Серебренников устано­вил местонахождение домов, где жил ссыльный поэт, и предложил установить памятную Доску на одном из них. (Это предложение было осуществлено через два года ста­раниями Вольного гуманитарного семинара, одним из ру­ководителей которого является Николай Валентинович). С февраля 1989 г. выходят в свет статьи JI. Пичурина, который обратился к архивам Управления КГБ и впервые определил, что Н. А. Клюев был расстрелян в Томске. О поэте и его знакомых писали журналисты и краеведы Ю. Хардиков, Н. Маскина, П. Барсагаев. И все же изуче­ние вопроса «Клюев на земле томской» и еще шире — «Клюев и Сибирь» можно считать только начатым. Оно нуждается в записи и обнародовании воспоминаний всех, кто когда-то с ним встречался, ждет исследователей из разных отраслей знаний. Сегодня вниманию читателей предлагается очерк кандидата исторических наук доцен­та ТИАСУРа А. Афанасьева, в котором предпринята по­пытка показать пребывание Клюева в Томске.

 

Приведенные  в за­головке слова принад­лежат поэту, имя ко­торого мало что говорит большинству современных читателей. Его поэтические сборники не издавались в нашей стране с 1928 по 1977 год, да и сегодня их почти невозможно купить в свободной продаже. В школе его «не проходят». Между тем Николай Клюев принад­лежит к числу классиков отечественной литературы нашего столетия. Его жизнь и творчество отразили миро­воззрение, идеалы и судьбу русской крестьянской интел­лигенции, а во многом и России в целом.

...При аресте 2 февраля 1934 года в Москве у поэта были изъяты рукописи «Погорелыцины» и незакон­ченных стихотворных произ­ведений, в том числе «Раз­рухи». Очевидно, исходя из того, что для следствия эти вещи представляли явные улики, Клюев не счел нуж­ным запираться и дал доста­точно откровенные показания. На вопрос: «Каковы ваши взгляды на советскую действительность и ваше отношение к политике Коммунистической партии и Со­ветской власти?» — Клюев, по записи оперуполномочен­ного Шиварова, ведшего до­прос, ответил среди прочего следующее: «Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разру­шило мою мечту о Древней Руси. Отсюда мое враждеб­ное отношение к политике Компартии и Советской влас­ти, направленной к социалис­тическому переустройству страны. Практические меро­приятия, осуществляющие эту политику, я рассматри­ваю как насилие государст­ва над народом, истекающим кровью и огненной болью». 5 марта на заседании колле­гии ОГПУ, где дело поэта рассматривалось в череде других (восемнадцатым по счету), в отношении не­го «постановили:   ...за­ключить в исправтрудлагерь сроком на 5 лет с заме­ной высылкой в г. Колпашев (Западная Сибирь) на тот же срок».

 

Нарымская ссылка

 

Скрипят житейские обозы

В далекой бренной стороне.

К ним нет возвратного

проселка,

Там мрак, изгнание,

Нарым.

(1936—начало 1937).

...Путь в Нарымский ок­руг, центром которого было Колпашево, лежал через Томск. Железнодорожные составы со ссыльными при­бывали на станцию Томск-II, откуда колонны людей под конвоем направлялись по булыжной мостовой короткой улицы Вокзальной в «следст­венный изолятор».

Первые здания этой тюрьмы были построены в XIX в. как «исправительно­арестантское отделение № 1» (загородное). Церковь во имя Всемилостивого Спаса при ней была освящена в 1873 г. Стены тюрьмы виде­ли много поколений уголов­ных и политических ссыль­ных и заключенных. Извест­ный американский журна­лист Дж. Кеннан, посетив­ший город в 1885 г., описал ее в книге «Сибирь!» как томскую пересыльную тюрьму. В начале 1930 годов она находилась на северо-восточной окраине го­рода на улице Иркутский тракт (ныне — ул. Пушки­на).

В томской тюрьме Клюев оказался не позднее 12 апре­ля и пробыл в ней до конца мая 1934 г.

После весеннего перехода баржи со ссыльными в трюмах начали отправлять вниз по Томи и далее по Оби. 31 мая Клюев был привезен к месту постоянной ссылки, в 330 километрах северо-западнее Томска. «Поселок Колпашев, — пи­сал он другу-поэту С. А. Клычкову 12 июня, — это бу­гор глины, усеянный почер­невшими от бед и непогодиц избами, дотуга набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. У меня ни­каких средств к жизни, милостыню же здесь пода­вать некому, ибо все одина­ково рыщут, как волки, в погоне за жраньем».

Находившийся в тяжелом положении Клюев обращался с просьбами ходатайствовать перед властями о смяг­чении своей участи к мос­ковским знакомым — деяте­лям культуры С. А. Клыч­кову, певице Н. А. Обухо­вой, дирижеру Большого те­атра и музыкальному об­щественному деятелю Н. С. Голованову. Эту задачу об­легчало то, что с 17 августа по 1 сентября 1934 г. в Москве проходил Первый всесоюзный съезд советских писателей. Судя по газетным отчетам, имя Клюева упоми­налось на нем только един раз, в заключительной ре­чи М. Горького в разделе с «говорящим» названием: «Главная задача — беспо­щадная борьба со старым миром». Клюев упо­мянут с оттенком осуждения, и тем не менее, обстановка съезда, на имя которого по­эт к тому же послал «заяв­ление-письмо», благопри­ятствовала хлопотам за не­го. 5 октября Клюев сооб­щал своему московскому другу Н. Ф. Христофоровой- Садомовой (в прошлом певи­це и музыкальному педаго­гу, жене оперного певца А. Н. Садомова):        «...Есть из Москвы письмо с описа­нием впечатлений от съезда писателей. Оказывается, на съезде писателей упорно хо­дили слухи, что мое положе­ние должно измениться к лучшему и что будто бы Горький стоит за это».

В исследовательской лите­ратуре считается, что зас­луга в облегчении участи по­эта принадлежит М. Горькому и Н. А. Обуховой. Место ссылки Клюева было изме­нено. 8 октября 1934 г., не­задолго до начала ледостава и прекращения судоходного движения по Оби, он был от­правлен спецконвоем из Колпашева в Томск.

 

В Томске

 

Да, ссыльный дедушка!

  Так велит судьба.

Ни о чем не сожалея,

страдною тропою

проходит душа.

1 апреля 1935 г.

 

Клюев прибыл в Томск не позднее 12 октября. Город он не знал и поначалу, по собственным словам, «посту­чался для ночлега в первую дверь — Христа ради». Ве­роятно, это был один из до­мов частного владения в центральной части города, где находился почтамт. На эту мысль наводит и обрат­ный адрес, указанный Клюе­вым в письме к В. Н. Горба­чевой (жене С. А. Клычкова) 12 октября:      «Главпоч­тамт, до востребования».

Через 12 дней в письме к Н. Ф. Христофоровой-Садомовой он сообщает свой постоянный адрес: «Переулок Красного пожарника, дом № 12».

Здесь, у домовладельца, «рабочего кровелыцика-кустаря» Семена Ивановича Кузнецова и его жены Ан­ны Исаевны ссыльный поэт прожил более двух лет — до конца 1936 — начала 1937 г. Затем в поисках бо­лее приемлемых условий он дважды менял место жи­тельства. В январе-апреле 1937 г. проживал по переул­ку Мариинскому, 38 (ны­не дом № 40), в доме, принадлежащем Анне Фи­липповне Евлаховой, «до­машней хозяйке, жене инвалида-пенсионера». С начала мая по 5 июня того же го­да снимал комнату у Марии Алексеевны Балакиной по адресу: улица Ачинская, 13 (в настоящее время дом № 15). Эти три одноэтаж­ных деревянных дома клюевских адресов расположены не очень далеко друг от дру­га. Обойти их можно за пол­часа.

  Чем привлекала эта мест­ность Клюева? Думается, что сохранившимися действующими церквами. Посеще­ние храмов было нравствен­ной и эстетической потребностью Клюева. (В 1920 году на Вытегорской уездной конференции РКП(б) он объяснял, что ходит в цер­ковь «как поэт-исследова­тель»). Кроме того, он, по- видимому, надеялся на оп­ределенную помощь и под­держку со стороны церков­ной общины.

Судя по протоколам доп­росов обвиняемых в 1937 г. в принадлежности к вымышленной контрреволюционной организации «Союз спасе­ния России» (ССР) в Томске, Клюев был хорошо зна­ком со священниками церк­вей. На вопрос следователя, знаком ли он с «попами» (Троицкой церкви) Я. Л. Со­коловым и В. А. Куклиным (1876—1937), Клюев отве­тил: «Да, я с ними знаком по Троицкой единоверческой церкви, которую посещал как верующий».

Через В. А. Куклина Клюев познакомился с жив­шим от него через дом (пер. Красного пожарника, 8) протоиереем григорианского Ивановского храма И. Г. Назаровым (1887—1937), а через Назарова — с назна­ченным в сентябре 1936 г. епископом Ювеналием (Н. И. Зивертом, 1880 — 1937), жившим на соседнем Клю­чевском проезде в доме № 5. Клюев признал, что «лично знаком с Зивертом и Назаровым, у последнего действительно собирались поговорить о церковных де­лах...». (Но отрицал, что на этих встречах, как утверж­дал следователь, велись раз­говоры «о вооруженном вос­стании»).

Имеется свидетельство о том, что священники оказывали Клюеву определенную материальную помощь. Весной 1937 г. в доме по Ачинской, 13, его посетил студент рабфака Томского института технологии ржи и пшеницы (мукомольно-элева­торного) А. И. Шеметов с целью получить отзыв мас­тера о написанном им рома­не. Шеметов вспоминает, что ему пришлось подождать Клюева. «Вскоре из комнаты вышел священник. Через некоторое время вышел вто­рой священник, а за ним— Клюев...» В комнате, куда его пригласит поэт, он уви­дел на столе полдесятка французских булочек (их еще называли сайками) и тарелку с яйцами. «Видимо, священники подкармливали бедствующего поэта», — за­ключает Шеметов. Надо по­лагать, речь шла о священ­никах Троицкой церкви (она находится совсем близко — метрах в 150 от последней квартиры Клюева). Очевид­но, встреча с поэтом про­изошла в православный праздник Пасхи (в 1937 г. он приходился на 2 мая — 19 апреля по старому сти­лю). Отсюда и посещение священниками больного прихожанина, и яйца, и бу­лочки на столе у поэта, ко­торый в другое время, в осо­бенности до дома Балакиных (хозяйка его, вдова инжене­ра, медицинский работник Мария Алексеевна относи­лась к Клюеву в высшей сте­пени уважительно и мило­сердно), жил в крайней бед­ности.

Беспросветная нужда, тяжкие болезни, оторван­ность от родного края и культурной жизни России сделали годы жизни поэта в Томске тяжелым для него испытанием. Главным ис­точником существования для него были денежные перево­ды и посылки его москов­ских друзей и знакомых, и прежде всего В. Н. Горба­чевой. Часто он жил впрого­лодь.

 (Продолжение следует)

А. Афанасьев

//Красное знамя. – 1991. – 15 – 16 июня.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A