Колпашево – это бугор глины, дотуга набитый ссыльными
Колпашево – это бугор глины, дотуга набитый ссыльными –
таким увидел место своей ссылки Николай Клюев, географ, историк, этнограф, археолог
Уже в начале века Клюев становится одним из корифеев русской поэзии. Но, отмечая народность творчества Клюева, тот же Блок видит только эту единственную особенность своего современника. Сегодня, когда мы широко узнали творчество Клюева, отчетливо видны и глубокое знание им мировой географии, истории, этнографии и даже археологии. Особенно детально разработана Клюевым этнография русского народа. Этнографические сведения содержатся уже в ранних стихотворениях Клюева. Например, стихи 1908 года:
Вспомню маму, крашеную прялку,
Синий вечер, дрему паутин,
За окном ночующую галку,
На окне любимый бальзамин.
Луговин поемные просторы,
Тишину обкошенной межи,
Облаков жемчужные узоры
И девичью песенку во ржи.
Здесь тесно переплетаются приметы русской избы и крестьянского быта, окружающей природы и деревенского образа жизни. В последующих стихах поэт вновь и вновь вторит приметы русского быта, крестьянского труда, окружающей природы.
Исключительно богата сведениями по русской этнографии поэма Клюева «Погорельщина», созданная в 1927-28-м годах. В ней можно встретить целые красочные куски, ярко изображающие не только отдельного русского человека; но и целые города и обширные местности, включающие в себя приметы не только русского, но и украинского этноса с его характерными приметами и особенностями:
Студеная Кола, Поволжье и Дон
Тверды не железом, а воском икон.
Гончарное дело прехитро зело,
Им славится Вятка, Опошня-село;
Цвете Украина румяным горшком,
А Вятка - кунганом, ребячьим коньком...
С тех пор как возникло государство и в результате разделения труда появились рабы и рабовладельцы (кажется, до сих пор существующая каста), в природе русского этноса, русской истории - убийства, казни, тюрьма, ссылка инакомыслящих. Изощренные виды казни - посадить на кол, сжечь живьем, повесить... И в советский период - тюрьмы, ссылка, лагеря, измывательство над людьми. Не избежал судьбы узника и Николай Клюев. Он принимал активное участие в «хождении в народ», в 1906 году был арестован за распространение прокламаций, четыре месяца просидел в вытегорской и два - в петрозаводской тюрьмах.
На часах у стен тюремных,
У окованных ворот,
Скучно в думах неизбежных
Ночь унылая идет...
(1907).
Уже в этих ранних стихах Клюев предугадал собственную неминучую гибель в тюремных застенках. Изумительно точно описан двор томской тюрьмы, где поэта и расстреляли в конце октября 1937 года.
А несколькими годами ранее в поэме «Разруха», сохранившейся в архиве НКВД на Лубянке как приложение к протоколу допроса Клюева (от 15 февраля 1934 года), поэт рисует обобщенный образ коммунистической репрессивной машины:
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тетка Фекла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слезы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи.
В немеренном горючем скопе
От тачки, заступа и горстки
Они расплавом беломорским
В шлюзах и дамбах высят воды.
Их рассекают пароходы
От Повенца до Рыбьей Соли, -
То памятник великой боли...
Особо следует остановиться на письмах Клюева из Колпашева и Томска (они опубликованы в 1988 году в «Новом мире»). В послании московским друзьям он сообщает: «Колпашево - это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогоды избами, дотуга набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. Милостыню здесь подавать некому, ибо все одинаково рыщут, как волки, в погоне за жраньем. Население 80 процентов ссыльных - китайцев, сартов, экзотических кавказцев, украинцев, городская шпана, бывшие офицеры, студенты и безличные люди из разных концов нашей страны - все чужие друг другу, чаще всего враждебные, все в поисках жранья, которого нет, ибо Колпашево давным-давно стало обглоданной костью. Вот он - знаменитый Нарым!.. Здесь мне суждено провести пять звериных темных лет... дыша парами преступлений и ненависти! Недаром остяки говорят, что болотный черт родил Нарым грыжей...».
И оттуда же, из Колпашева:
«Небо в лохмотьях, косые, налетающие с тысячеверстных болот дожди, немолчный ветер - это зовется здесь летом, затем свирепая 50-градусная зима...»
А вот письма уже из Томска:
«Какое здесь прекрасное кладбище - на высоком берегу Томи, березовая и пихтовая роща, есть много замечательных могил. Но жаворонков и сельских ласточек здесь не слышно. Ласточки только береговые и множество сизых ястребов. Еще до Покрова выпал глубокий снег, ветер низкий, всешарящий, ищущий и человечески бездомный...».
Примеры описания климата в Томске можно приводить еще и еще. Они точны и метки.
Поистине провидческой является поэма «Разруха». В ней он предсказывает будущее - наше сегодняшнее:
К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине,
Моздокские не звонки ковыли,
И в светлой Саровской пустыне
Скрипят подземные рули!
Нам тучи вести занесли,
Что Волга синяя мелеет
И жгут по Керженцу злодеи
Зеленохвойные кремли,
Что нивы суздальские, тлея,
Родят лишайник да комли...
К нам вести черные пришли,
Что больше нет родной земли...
Здесь ясно видится экологическая катастрофа - уничтожение целого моря, обмеление Волги с ее искусственными «морями», превратившимися в заросшие тиной лужи, уничтожение когда-то плодородных полей, истребление прекрасных русских лесов...
Предвидел поэт и войны на Кавказе: «Ей, вести черные из Карабаха...». Ведь именно с Карабаха эти войны и начались.
И, наконец, надо обратить внимание на Клюева-археолога. В письмах из Томска он сообщает о своих археологических находках: «В подмытых половодьями береговых слоях реки Томи то и дело натыкаешься на кусочки и черепки не то Сиама, не то Индии». Или вот: «В обиходе встречаются вещи из черной меди, которые, наверное, видели Ермака и бывали в гаремах монгольских каганов. Великое множество красоты гибнет. Купаясь в Ушайке, я нашел крест с надписанием, что он из Ростова и сделан при князе Владимире...».
В заключение повторю свое предложение, уже высказанное в статье о Клюеве «Протопоп Аввакум XX столетия» в газете «Народная трибуна». Я предложил тогда, в начале 90-х, переименовать площадь Ленина в Томске в площадь Клюева. Там, на Каменном мосту, великий поэт собирал подаяние. Считаю, что это переименование будет справедливым, ведь жизнь и творчество поэта куда значительнее трудов любого политика, тем более такого, который привел народы России к неисчислимым бедствиям.
Барсагаев П., краевед
//Томский вестник. – 2000. – 4 июля.