Вечер памяти «Я молился бы лику заката…»

Во время томской ссылки поэт часто бывал в Троицком соборе

ссылка на оригинал

Николай Клюев, самобытный крестьянский поэт, которого Сергей Есенин считал своим учителем, оказался в Томске в октябре 1934 года. Он был аресто­ван в феврале 1934-го и сослан в Колпашево. Затем благодаря заступничеству друзей-писателей его пере­вели в Томск. Условия жизни у ссыль­ного поэта были тяжелейшими - не было ни одежды, ни жилья. Часто це­лый день ему приходилось проводить на улице, прося милостыню, он мно­го болел  и со страхом ожидал «вось­мимесячную  сибирскую зиму». А в 1937-м его расстреляли и точная дата смерти - 23, 24 или 25 октября - так и осталось неизвестной. Из написанных в Томске стихов и четырех поэм по­чти ничего не сохранилось. До конца 80-х годов о расстреле вообще не было известно, а существовала леген­да о смерти Клюева на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже там его чемодана с рукописями. 10 октября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения Николая Клюе­ва. По этому поводу Томская писательская организация совместно с Пушкинской библиотекой решила провести вечер памяти Клюева, что­бы поговорить о поэте и почитать его стихи, которые вне зависимости от его судьбы и связи с Томском имеют осо­бый колорит и стоят того, чтобы их по­мнили.

На вечере читали стихи Клюева и стихи о нем, звучали воспоминания о встречах с ним, говорили о его био­графии, обращались к научным стать­ям о нем. Конечно, больше всего было стихов самого Николая Клюева, звуча­ли в том числе и известные «Есть две страны; одна - Больница...», «Плач о Сергее Есенине», «Мне сказали, что ты умерла», «Я молился бы лику заката». В основном декламировали «класси­чески», хотя поэт и артист Томского драматического Юрий Татаренко по­дошел к стихам театрально и попро­бовал придать им новое звучание.

Томские стихи о Клюеве тоже были. Писательница Елена Клименко читала Владимира Антуха, в его стро­ках - трагический образ поэта, прося­щего милостыню на Каменном мосту. Ольга Комарова прочла свое “Египет­ское посвящение Томску”, где Клюев также возникает. Не обошли внимани­ем и друга Клюева - Сергея Есенина. Поэт и бард Николай Хоничев спел «Никогда я не был на Босфоре». Есе­нинские мотивы звучали и у другого поэта и барда Сергея Максимова.

О Клюеве и его творчестве с научной точки зрения говорил профессор филологии Александр Казаркин. Он назвал Клюева одним из самых глубоких религиозных русских поэтов.

Интересно было услышать рассказ председателя Томской писательской организации Бориса Климычева - в детстве он видел Клюева! Родители Бориса Николаевича узнали от родственницы, что в Троицкой церкви бы­вает поэт, знающий много притчей, раз­бирающийся в старообрядческой куль­туре. Имя Клюева тогда было знакомо немногим томичам, но родители Бо­риса Николаевича увлекались литера­турой, в их доме даже висел масляный портрет Клюева с Есениным, срисован­ный с открытки. Этот портрет очень обрадовал поэта, когда тот начал об­щаться с Николаем Климычевым и бывать у него в гостях (соседи не хотели пускать Клюева в дом - из-за плохой одежды его принимали за нищего). Правда, маленький Борис в силу воз­раста бесед с поэтом не вел, а на чте­ние непростых стихов Клюева отреа­гировал так: «Да, «Конька Горбунка» вам не написать!» Общение Климыче­ва и Клюева продлилось недолго. Вскоре обоих арестовали.

Сам Клюев присутствовал на вече­ре не только в стихах и рассказах. Весь вечер на столе неподалеку от микро­фона, к которому выходили участники, стояла деревянная скульптура. Ее ав­тора можно было и не объявлять - на­верное, все в зале узнали «руку» Леонтия Усова. Оказывается, Усов и Клю­ев - земляки (оба из Вытегорского района Вологодской области). Созда­вая скульптуры многих писателей, Ле­онтий давно думал о Клюеве, но все не мог взяться за эту работу. Подсту­питься к ней ему помог Александр Казаркин. Деревянный Клюев полу­чился сразу, делался легко и, по мне­нию многих, удался.

После разговора о скульптуре не­вольно возникла тема отсутствия па­мятника Клюеву в Томске. Он помог бы сохранению памяти о поэте. Да и сам факт жизни Клюева в Томске стал бы больше известен томичам, ведь сейчас, к сожалению, далеко не все об этом знают.

- Хотелось бы, чтобы этот памятник был работы именно Леонтия Усова, - признался писатель и поэт Александр Казанцев, главный редактор литера­турного альманаха “Сибирские Афи­ны”. И говоря о сохранении памяти о Клюеве в Томске, пожаловался на проблемы с организацией Клюевской премии. Документы этого проекта, разра­ботанного Климычевым и одобренно­го губернатором В. Крессом, уже дваж­ды «заворачивал» руководитель обла­стного департамента культуры С. Захарков. Но за эту идею все равно про­должают бороться.

Симонова М.,

//Красное знамя. – 2004. – 13 окт.

 

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A