Вечер памяти «Я молился бы лику заката…»
|
Во время томской ссылки поэт часто бывал в Троицком соборе |
Николай Клюев, самобытный крестьянский поэт, которого Сергей Есенин считал своим учителем, оказался в Томске в октябре 1934 года. Он был арестован в феврале 1934-го и сослан в Колпашево. Затем благодаря заступничеству друзей-писателей его перевели в Томск. Условия жизни у ссыльного поэта были тяжелейшими - не было ни одежды, ни жилья. Часто целый день ему приходилось проводить на улице, прося милостыню, он много болел и со страхом ожидал «восьмимесячную сибирскую зиму». А в 1937-м его расстреляли и точная дата смерти - 23, 24 или 25 октября - так и осталось неизвестной. Из написанных в Томске стихов и четырех поэм почти ничего не сохранилось. До конца 80-х годов о расстреле вообще не было известно, а существовала легенда о смерти Клюева на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже там его чемодана с рукописями. 10 октября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения Николая Клюева. По этому поводу Томская писательская организация совместно с Пушкинской библиотекой решила провести вечер памяти Клюева, чтобы поговорить о поэте и почитать его стихи, которые вне зависимости от его судьбы и связи с Томском имеют особый колорит и стоят того, чтобы их помнили.
На вечере читали стихи Клюева и стихи о нем, звучали воспоминания о встречах с ним, говорили о его биографии, обращались к научным статьям о нем. Конечно, больше всего было стихов самого Николая Клюева, звучали в том числе и известные «Есть две страны; одна - Больница...», «Плач о Сергее Есенине», «Мне сказали, что ты умерла», «Я молился бы лику заката». В основном декламировали «классически», хотя поэт и артист Томского драматического Юрий Татаренко подошел к стихам театрально и попробовал придать им новое звучание.
Томские стихи о Клюеве тоже были. Писательница Елена Клименко читала Владимира Антуха, в его строках - трагический образ поэта, просящего милостыню на Каменном мосту. Ольга Комарова прочла свое “Египетское посвящение Томску”, где Клюев также возникает. Не обошли вниманием и друга Клюева - Сергея Есенина. Поэт и бард Николай Хоничев спел «Никогда я не был на Босфоре». Есенинские мотивы звучали и у другого поэта и барда Сергея Максимова.
О Клюеве и его творчестве с научной точки зрения говорил профессор филологии Александр Казаркин. Он назвал Клюева одним из самых глубоких религиозных русских поэтов.
Интересно было услышать рассказ председателя Томской писательской организации Бориса Климычева - в детстве он видел Клюева! Родители Бориса Николаевича узнали от родственницы, что в Троицкой церкви бывает поэт, знающий много притчей, разбирающийся в старообрядческой культуре. Имя Клюева тогда было знакомо немногим томичам, но родители Бориса Николаевича увлекались литературой, в их доме даже висел масляный портрет Клюева с Есениным, срисованный с открытки. Этот портрет очень обрадовал поэта, когда тот начал общаться с Николаем Климычевым и бывать у него в гостях (соседи не хотели пускать Клюева в дом - из-за плохой одежды его принимали за нищего). Правда, маленький Борис в силу возраста бесед с поэтом не вел, а на чтение непростых стихов Клюева отреагировал так: «Да, «Конька Горбунка» вам не написать!» Общение Климычева и Клюева продлилось недолго. Вскоре обоих арестовали.
Сам Клюев присутствовал на вечере не только в стихах и рассказах. Весь вечер на столе неподалеку от микрофона, к которому выходили участники, стояла деревянная скульптура. Ее автора можно было и не объявлять - наверное, все в зале узнали «руку» Леонтия Усова. Оказывается, Усов и Клюев - земляки (оба из Вытегорского района Вологодской области). Создавая скульптуры многих писателей, Леонтий давно думал о Клюеве, но все не мог взяться за эту работу. Подступиться к ней ему помог Александр Казаркин. Деревянный Клюев получился сразу, делался легко и, по мнению многих, удался.
После разговора о скульптуре невольно возникла тема отсутствия памятника Клюеву в Томске. Он помог бы сохранению памяти о поэте. Да и сам факт жизни Клюева в Томске стал бы больше известен томичам, ведь сейчас, к сожалению, далеко не все об этом знают.
- Хотелось бы, чтобы этот памятник был работы именно Леонтия Усова, - признался писатель и поэт Александр Казанцев, главный редактор литературного альманаха “Сибирские Афины”. И говоря о сохранении памяти о Клюеве в Томске, пожаловался на проблемы с организацией Клюевской премии. Документы этого проекта, разработанного Климычевым и одобренного губернатором В. Крессом, уже дважды «заворачивал» руководитель областного департамента культуры С. Захарков. Но за эту идею все равно продолжают бороться.
Симонова М.,
//Красное знамя. – 2004. – 13 окт.