Невольный земляк наш…

ссылка на оригинал

Эта книга раскрывает многие страницы жизни и гибели поэта

image23Современные книги о судьбах исторических лич­ностей часто страдают двумя основными недостатка­ми. Либо они написаны очень сухо, перенасыщены цифрами и официальными фактами - так, что боль­ше напоминают некое справочное пособие. Либо их авторы не столько пишут о своем герое, сколько пы­таются выпятить свое «Я», не сразу и разберешь, кому, собственно, посвящена книга?

 

Здесь все иначе. Здесь присутствует соразмерность, точная пропорция «алгебры и гармонии», позволя­ющая перелистать страницы жизни великого чело­века не только с точки зрения событийной. А все потому, что писал ее человек неравнодушный, кото­рому действительно

интересно то, о чем он пишет, ко­торому есть что рассказать своему читателю, и кото­рый, наконец, умеет скрупулезно и добросовестно ра­ботать с документами.

Первое издание книги «Последние дни Николая Клю­ева», написанной депутатом Думы г. Томска, профессо­ром Львом Пичуриным, вышло в 1995 году. Оно оказа­лось первым произведением о событиях, связанных с гибелью поэта Николая Клюева в Томске. Ее переиз­дание, основательно дополненное, было осуществлено в конце прошлого года в связи с Всероссийскими Клюевскими чтениями, прошедшими в Томске и посвящен­ными 125-летию поэта.

Так уж распорядилась судьба, что именно на нашей земле прожил последние, самые трагичные, дни своей жизни русский поэт Николай Клюев. Поэт, чьи стихи мно­гие его современники ставили на один уровень со сти­хами Мея, Никитина, Кольцова и даже самого Пушкина. Но если творчество перечисленных поэтов в большей или меньшей степени знакомо широкому кругу читате­лей, то творчество Клюева знают лишь немногие. Ведь в годы репрессий опала власти распространялась не только на «врага народа», но и на все, что было связано с ним. Как образно заметил Лев Пичурин, «если у челове­ка украли что-нибудь из его имущества, то он, как прави­ло, хотя бы приблизительно знает размеры убытка. А если у народа украдут ученого, композитора, художника, по­эта - народ так и останется в неведении о своем несча­стье. Клюева у нас украли...».

Книга томского автора - это попытка хотя бы частично вернуть «украденное», попытка объективно рассказать о Клюеве-гражданине, поведать историю его жизни, «пол­ную недомолвок и тайн, богатую самыми невероятными легендами», чему немало способствовал и сам Николай . Это желание приподнять завесу над нашу­мевшим «Делом № 12301» и другими до недавнего вре­мени секретными документами органов госбезопаснос­ти. Это по крупицам собранные автором воспоминания людей, что оказались рядом с Клюевым в период его томской ссылки, и на которых поэт в свое время оказал то или иное влияние. Среди них немало и довольно известных в нашем городе имен. В то же время книга «Последние дни Клюева» - попытка воссоздать живую атмосферу непростых в истории нашей страны лет, ког­да даже обыкновенное человеческое участие или слу­чайное упоминание имени опального человека грозило преследованиями и расправой.

И конечно же здесь очень много воспоминаний, впе­чатлений самого поэта: его письма, записи, наброски сти­хов. А в них угадывается удивительная стойкость этого не совсем молодого, в общем-то, и слабого здоровьем чело­века, испытавшего в сибирской ссылке муки не только нравственные, но и физические. («Небо в лохмотьях, налетающие с  тысячеверстных болот дожди, немолчный ветер - это зовется здесь летом, затем свирепая 50-градусная зима, а я голый… У меня нет никакой верхней одежды, я без шапки, без перчаток, без пальто. На мне синяя бумазейная рубаха без пояса, тонкие бумажные брюки, уже ветхие...» или «В Томске глубокая зима. Мороз под 40 градусов. Я без валенок, и в  базарные дни мне реже удается выходить за милостыней.  Подают картошку, очень редко - хлеб. Деньгами от двух до трех рублей - в продолжение почти целого дня – от 6 утра  до 4 дня, когда базар разъезжается. Но это не каждое воскресенье, когда бывает мой выход за пропитаньем. Из поданного варю иногда похлебку, куда полагаю все: хлебные крошки, дикий чеснок, картошку, брюкву, даже немножко клеверного сена, если оно попадет в крестьянских возах. Пью кипяток с брусникой... Впереди морозы до 60 градусов, и мне страшно умереть на улице».)

Допросы, лишения, унижения и боязнь за судьбу близких заставляли многих, даже очень сильных людей, сознаваться в не совершенных ими преступлениях. А вот Николай Клюев так и не признал себя виновным. И только Богу ведомо, где брал он, измученный и больной, силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство.

«За восемнадцать лет до расстрела, - пишет Лев Пичурин ,- отвечая поэтическим и политическим оппонентам, поэт скаазал:

По мне пролеткульт не заплачет,

И Смольный не сварит кутью.

Лишь вечность крестом обозначит

Предсмертную песню мою.

По Николаю Клюеву, действительно, не заплакали ни реформированные в тридцатые годы Пролеткульт и РАПП, ни сменивший их сталинско-ждановский Союз писателей. Да и в Смольном, увы, варилась уже совсем иная кутья. И в огне, на котором она варилась, горели и книги Клюева, и сам Клюев.

Рукописи не горят. Не должна сгореть и память о «певце олонецкой избы», невольном земляке нашем, Николае Клюеве, 125-летие со дня рождения которого ныне отмечают жители земли, где оборвалась его не очень долгая жизнь...»

Книга Льва Пичурина расставляет многие точки над «i» в биографии и особенно в гибели Николая Клюева (до недавнего времени вокруг них ходило немало легенд). Она, как и другие исследования, возвращает нашему обществу Клюева-гражданина. Но как справедливо замечает автор: «Вернуть же России поэта Николая Клюева еще только предстоит!»

Ермолицкая Т.,

//Красное знамя. – 2010. – 22 янв.

 

 

 

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A