Самойлова Валентина
Краток век у певчей птицы в небе родины моей
Поэзия всегда была для меня «параллельным миром». Стихи я любила с детства, легко их запоминала. В небольшом поэтическом произведении иногда можно сказать больше, чем в прозаическом: рассказе, повести и даже романе, особенно в эмоциональном плане.
В годы моего ученичества (а это 50-е годы) я о Есенине ничего не знала, он ведь был запрещённым поэтом. Только в начале 60-х годов стихи Есенина начали появляться, зачастую передаваемые из уст в уста. Однажды, на какой-то вечеринке, один из друзей спел под гитару несколько песен. Я услышала что-то совершенно особенное, глубинно русское, завораживающее.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с верёвкою на шее
Полюбить тоску.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари…
Так я впервые услышала о поэте Сергее Есенине и сразу потянулась к этим стихам.
60-е годы стали бумом поэзии. Для людей моего поколения поэты были кумирами. Мы учили наизусть стихи, делились ими. А стихи учили нас любви, прежде всего, любви к Родине.
Но заполучить стихи Есенина мне удалось только тогда, когда собрания его сочинений стали издаваться миллионными тиражами. Не описать моей радости, когда по подписке я получила трёхтомник поэта.
Всякая подлинная поэзия – это какой-то особенный подарок людям, по внешности – самый ненужный, а по-настоящему – один из самых насущных.
А Есенин – не просто поэт, он настоящее чудо поэзии. Его стихи так ложатся на душу, что хочется запомнить их все. И я, действительно, выучила многие стихи, благо они легко запоминаются. Потом мне захотелось рассказать о поэте и почитать его стихи своим коллегам. Я подготовила доклад. Мы собрались после работы, и я начала рассказ о поэте. Но стоило дойти до стихов (а первым стихотворением была «Песнь о собаке»), горло перехватило, и я с трудом сдерживала слёзы. Мне понадобились годы для того, чтобы читать любимые есенинские строки без спазм в горле, но всё-таки достаточно эмоционально. Легче было со стихами из цикла «Персидские мотивы» - жемчужины лирики Есенина. В стихах этого цикла нет надрывных интонаций. Они дышат здоровьем. Эти стихи обещали нам нового Есенина, а ведь написаны они в последние два года жизни. После этих стихов действительно трудно поверить, что такой жизнелюб мог сам уйти из жизни.
Позднее, когда эти стихи были положены на музыку, мы любили петь их, собираясь на праздниках или на природе.
Быть поэтом – это значит то же,
Чтобы правду жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Эти слова Есенина можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству. Все стихи поэт пропустил через своё сердце, поэтому они находят отклик в наших сердцах. Поэт – это человек с оголёнными нервами. Ему трудно жить, и его трудно порой понять окружающим людям. Ведь он живёт, образно говоря, и на земле, и на небе.
Розу белую с чёрной жабой
Я мечтал на земле повенчать.
В своё время много и справедливо говорили о «половодье чувств» поэзии Есенина. А вот о другом – о крыльях мысли есенинского стиха, мысли всегда ищущей, открытой, эмоциональной, порой мучительно беспокойной – говорится реже. Но ведь Есенин – яркий, самобытный, глубокий мыслитель. В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно. Достаточно вспомнить хотя бы такие его стихи: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине» и многие другие. Именно это соединение мысли и чувства мне особенно нравится в стихах Есенина.
Погружаясь в стихию поэзии Есенина и узнавая о его жизни, я всё лучше чувствовала его настроение, его переживания, его боль. В годы нашей перестройки и «лихих» 90-х, катком прокатившихся и по стране и по многим людям, Есенин стал ещё ближе и понятней. «С того и мучаюсь, что не пойму, /Куда несёт нас рок событий» - кажется, что это написано не в 20-е годы, а в 90-е.
Большое значение для меня имела встреча и достаточно близкое знакомство с нашим «есениноведом» В. И. Николаевым. Впервые я услышала его выступление в одной из редакций. Крупный, красивый человек очень эмоционально читал стихи Есенина, попутно рассказывая об истории их создания. Я удивилась его осведомлённости и тому, сколько стихов он знал наизусть. Ещё больше меня удивило то, что он работал начальником цеха на объекте, т. е. «чистый технарь».
Потом были наши незабываемые поездки с журналистами города на Шукшинские чтения на Алтай, в Горную Шорию, на Телецкое озеро. Владимир Иванович был душой нашей компании, он умел делать всё: поставить палатку, разжечь костёр, приготовить обед, а потом у костра читать стихи. Этот удивительный человек, посвятивший всё своё свободное время собиранию материалов о жизни и творчестве Есенина, прочитавший множество лекций в коллективах и, в конце концов, подаривший городу все собранные о Есенине материалы, сумел ещё и математически доказать, что Есенин – самый нежный поэт из всех наших классиков. Книга о его «есениниане», о встречах с родными и знакомыми поэта помогает ещё лучше понять, какое место занимает поэзия во всемирном литературном наследии.
Иногда, читая стихи современных авторов с их «модернизмом» и «постмодернизмом», у меня складывается впечатление, что поэты и их читатели говорят на разных языках. Лирика же Есенина близка и понятна каждому читателю, вот почему Есенин был и остаётся самым любимым народным поэтом.