«Не губить пришли мы в мире, а любить и верить»
"Не губить пришли мы в мире, а любить и верить", - эти слова Сергея Есенина вспоминала я на пятилетнем юбилее северского музея Есенина.
В тревожные дни 2000 года, когда трагедии одна за другой потрясали мир, добрая весть пришла из Сибири: 26 ноября 2000 г. в г. Северске, что расположен неподалеку от Томска, состоится торжественное открытие общественного музея Сергея Есенина на основе частного передвижного музея "Томская Есениана". Николаев Владимир Иванович, инженер-атомщик, собиравший свою коллекцию 20 лет, решил сделать городу подарок - Общественный музей Сергея Есенина.
Музей приняла под своё крыло Центральная городская библиотека Северска.
Открывая церемонию, директор ЦГБ Валентина Ивановна Исаева отметила, что это первый литературный музей в г. Северске.
И вот сейчас, в ноябре 2005 года музей отметил своё пятилетие. Музей живёт! Работает!
В Сибири это не первый есенинский музей - подобный был в г. Омске. Там, на квартире Синеокого Ивана Андреевича, директора художественного музея в Омске, создан домашний музей Есенина. Однако не удалось сохранить эту уникальную коллекцию. После смерти И.А. Синеокого «распылилось», растворилось это бесценное собрание, лишь часть писем и бумаг из коллекции попала в архивы.
В Северске, на Круглом столе Галина Андреевна Дубровинская, председатель общества "Знание", неоднократно подчеркнула, что 10 тысяч единиц хранения музея Есенина при ЦГБ г. Северска, - дар Николаева В. И., - это региональное достояние. И мы обязаны сохранить его для потомков.
Музей за пять лет преобразился. Спонсор - СХК (Сибирский химический комбинат) - выделил 75 тысяч рублей для оборудования и оформления музея. Была заказана специальная музейная мебель. Художники занялись оформлением, эстетически его продумав - от витрин и стендов до занавесей на окнах и ковра на полу.
Главное - это содержание музея, его работа. В год 110-летия поэта совместно с комитетом по образованию в школах города был объявлен конкурс школьных работ по творчеству Есенина. За материалом отправлялись в музей имени великого поэта. В конкурсе приняли участие все школы. Лучшие 17 работ заслушали и отобрали для Есенинских чтений, которые провели в день пятилетия музея. Работа ученика-победителя и учителя, с ним трудившегося, была отмечена. Я десять лет веду секцию «Народного есениноведения» на международных есенинских конференциях в Москве, Рязани, Константинове. Отмечаю: работы ребят, заслушанных нами в Северске, отвечают уровню есенинских чтений в ИМЛИ г. Москвы.
Здоровье "создателя" музея, В. И. Николаева, не позволяет ему быть в музее постоянно. Однако его руководство, его мысли, его советы всегда присутствуют в работе.
Я познакомилась с В. И. Николаевым в 1989 году, когда очередные есенинские чтения проходили в Ленинграде. В тот год впервые приехал из Америки сын поэта - Александр Сергеевич Вольпин-Есенин. Кто-то сторонился его: диссидент, высланный из страны в 70-х годах властями, запретная личность. Как бы чего не вышло.
Владимир Иванович видел в нем сына Есенина. Спешил фотографировать каждый момент, торопился расспросить, записать, сохранить для будущего эту историю жизни. Какой живой облик человека открывается нам в этих снимках, каким близким становится нам этот человек! Все эти снимки теперь в музее, вся правда о последнем сыне поэта в газетных и журнальных статьях, в записях встреч с ним самого В.И. Николаева.
Владимир Иванович сфотографировал и сестру поэта Александру Александровну, и подругу Есенина Надежду Давыдовну Вольпин, и сына поэта Константина Сергеевича, и потомков Есениных - племянниц, внучку, правнука... Тысячи фотографий, сотни метров магнитофонной ленты - записи разговоров с родственниками поэта, записные книги, где подробно фиксировались записи встреч, есенинских событий.
Что отличает наш музей от 17 других есенинских музеев?
1) Огромное количество фотоматериала. Хранятся и снимки, и негативы. Подлинные фотографии составляют фотолетопись жизни потомков Есенина. Отлично выполненные фотокопии есенинского окружения, самого Есенина - в том числе, раритеты.
2) Большое количество записей: звучат голоса ушедших из жизни людей, создавая иллюзию их присутствия: записаны беседы, встречи, интервью...
3) История развития такого явления как народное есениноведение представлена в фотографиях и документах. Это история возвращения в культуру поэта Сергея Есенина.
4) В работах В.И. Николаева гармония и лирика проверена математикой.
Например, 1923 год. Год написания Есениным "Москвы Кабацкой". Николаев вычислил, что лирика Есенина наполнена нежными словами, а проанализировав стихи 1923-25 годов и сопоставив в таблицах высчислений подобные выражения в лирике этих лет Блока, Мандельштама, Пастернака, он наглядно доказывает, что самый нежный поэт - Есенин. Доклады на эту тему были сделаны в ИМЛИ.
5) Журнал "Северский меридиан" публикует главы книги Николаева "Вокруг Есенина", уже есть начало - встречи с сыном К.С. Есениным (в 3-х номерах),
Размышляя о судьбе своей коллекции, Владимир Иванович Николаев решил сделать так же, как это устроили мы в Мурманске: передать музей библиотеке. В.И. Исаева и В.И. Николаев не раз советовались со мной, просили поделиться опытом документального оформления музея при ЦГБ, возможностью творческой работы...
Финансирование музея при библиотеке не было запланировано в отделах культуры. Это явление новое, надеемся, что нами был сделан правильный выбор.
Музей Есенина в Северске признан горожанами. В.И. Николаев - Почётный гражданин г. Северска. Музей связан со всеми есенинскими музеями России, СНГ и уверенно шагает в своё следующее пятилетие.
Кузнецова В.Е.,
музей Есенина МОДЮБ, г. Мурманск
//Новая библиотека. – 2006. - № 1. – С. 42- 44.