Есенин нас связал: Улан-Удэ и Северск!

Оказывается, побратимство городов существует. И еще как существует! Для кого-то, дол­жно быть, очень странный вы­вод. Но для меня - целое от­крытие. Сделала его совсем не­давно, в начале января. Для это­го надо было поехать на рож­дественские каникулы в Северск Томской области.

Никаких договоров о побра­тимстве между нашими города­ми, разумеется, нет и не пред­видится, и многие улан-удэнцы наверняка даже и не знают о том, что есть в России такой го­род - Северск. Но в том-то и соль, что побратимство ощути­мо (смею предположить, в лю­бых проявлениях человеческой жизни!) только на уровне серд­ца - и уж, конечно, никак не официального документа. На­столько тонка сия материя...

А как это вышло у меня с Северском? В 70-80-х годах, когда я жила в Томске и рабо­тала в газете «Красное знамя», этот город мы называли по-дру­гому: Томск-7 или Почтовый... Всего-то в пятнадцати километ­рах от областного центра, он был даже для «непростого» че­ловека так же недосягаем, как, скажем, остров Гренландия. Это и понятно: Сибирский химичес­кий комбинат, который дал жизнь закрытому городу, оста­ется и поныне крупнейшим ми­ровым центром атомной промышленности.

Я и не думала никогда там по­бывать. Однако времена меня­ются. И вот мою подругу Ольгу Александровну Кочеткову 13 лет назад приглашают работать в городскую северскую газету. Она переезжает из Томска в этот город и начинает в нем бур­ную деятельность. Возглавля­ет литературный клуб «Друза», где собираются поэты, писате­ли, музыканты, художники (а творческих личностей в Северске на 110 тысяч его населе­ния обнаруживается поистине рекордное количество!). Выпус­кает городской литературно-публицистический журнал «Северский меридиан». Занимает­ся с юными дарованиями в гим­назии. И одновременно непре­станно зовет меня в гости.

Наконец, я решаюсь ехать. Мне делают пропуск, и... И я не просто в городе, окутанном для меня тайной, а в ЗАТО - закры­том административно-террито­риальном образовании (так гла­сит надпись на гербовой печа­ти).

Чувств к нему не испытываю никаких. Даже первоначальное любопытство, которое обостри­лось было на КПП, где тщатель­но изучали мой паспорт, быст­ро проходит. Наверное, оттого, что кругом сплошной стандарт. Зима только усугубляет бес­цветность всех этих пяти- и де­вятиэтажек. Очень скоро даже и по сторонам расхотелось смотреть: это не Томск с его щемяще прекрасной стариной, прогулка по которому - беско­нечное «ах!»...

В конце концов, что мне за дело до внешности Северска - я приехала не к нему, а к любимой подруге!

Среди прочих подарков дос­таю три диска с песнями наше­го Николая Михайловича Козулина. Об этом преподавателе Улан-Удэнского железнодорож­ного колледжа, которому дала природа необыкновенно краси­вый сильный баритон, об этом певце, который не учился даже музыкальной школе, я не раз писала в «Бурятии». Одна из пе­тербургских студий звукозаписи, восхитившись редкостным голо­сом и душевностью исполнения инженера-железнодорожника из Бурятии, выпустила его компакт-диски. Песни на них - самые раз­ные: старинные казачьи, русские народные, классические и город­ские романсы; есть и сочиненные Николаем Козулиным. Я была уверена: моей подруге он понравится! Но было и другое, не менее важное, обстоятель­ство: диски эти попросила меня передать в подарок Нина Михай­ловна Козулина - мама певца и моя школьная учительница чер­чения и рисования. Мы дружим с ней, и однажды я принесла Нине Михайловне стихи Ольги Кочетковой. Мою учительницу они очень тронули - с тех пор она почитательница поэзии томской северчанки.

Пока я все это вкратце расска­зываю, Ольга Александровна вер­тит в руках один из дисков с вы­ражением глубочайшего изумле­ния: «Ну надо же!.. Какие бывают совпадения!..».

Ничего не понимая, продолжаю пояснять, что все пятнадцать пе­сен, записанные на нем,- на стихи Есенина, причем больше полови­ны из них - на музыку самого Ни­колая Козулина; что он очень любит Есенина, и это сразу чув­ствуется - мелодиям таким иначе невозможно было бы родиться...

«Я о другом, - мягко останав­ливает меня подруга. - Именно завтра, в 11 часов утра, нас ждут, я договорилась, в музее Есени­на. И этот диск!.. Какой замеча­тельный будет подарок!».

Теперь настало время изум­ляться мне: я впервые слышала, что в этом ЗАТО есть Обществен­ный литературный музей Сергея Есенина, самый первый и самый солидный в Сибири. И что его создатель Почетный гражданин Северска Владимир Иванович Николаев, хоть и очень болен, обещал прийти на встречу с нами и лично все рассказать и пока­зать.

И чтобы я прониклась «темой», Ольга Александровна предложи­ла мне почитать статью из фев­ральского номера «Северского меридиана» за 2000-й год, кото­рый она, родительница этого жур­нала, в то время также и редак­тировала.

«В далеком 1954 году кубанс­кий школьник Володя Николаев в своем ученическом сочинении по литературе впервые упомянул Есенина - «поэта богемы». Словами другого поэта упрекнул его: «В этой жизни умереть не ново...».

Спустя десятилетия выяснилось: В. И. Николаев, инженер-технолог, сделавший более ста изобретений, начальник цеха од­ного из заводов Сибирского хи­мического комбината, «в этой жизни» оказался призван не толь­ко выполнить свой профессио­нальный долг, но и внести круп­ный вклад в «Есениану», отдав этому призванию более четвер­ти века жизни и продолжая де­лать это по день сегодняшний.

Имя В. И. Николаева известно и упоминается во всех государ­ственных и частных есенинских музеях стран СНГ. Он связан дол­голетними творческими узами со многими членами есенинского общества «Радуница"...

Этот удивительный человек в своем передвижном домашнем музее имеет более шести тысяч фотографий, более пяти тысяч статей по есенинской тематике. Более четырехсот творческих встреч с поклонниками творче­ства Есенина провел Владимир Иванович с 1980 года, в том чис­ле в Подмосковье, Красноярском крае, Средней Азии, Сибири, За­байкалье.

Цифры - вещь убедительная. Но удивительны не они сами по себе, а та страсть «влюбленного инженера» (как назвали нашего земляка в одной из публикаций о нем), с которой он соединяет тонкие трепетные нити взаимо­отношений любимого поэта с жизнью, поэзией, близкими ему людьми, любимыми женщинами, - жившими рядом с Сергеем Есениным, жившими после него, с их потомками. Влюбленность Владимира Ивановича Николае­ва одухотворяет его поиски и его отношения с носителями бесцен­ной информации, позволяет за­мечать «нюансы, ускользающие от внимания искушенных иссле­дователей». Так говорят профес­сионалы».

ЭТО в прошлом веке музей Сергея Есенина был до­машним. В 2000-м, шесть лет назад, его местожи­тельство поменялось. И сейчас мы шли в Центральную городс­кую библиотеку, где он занимает один из залов.

Как и в Томске, ступать, куда вздумается, в Северске было чре­вато: можно было и «утонуть в суг­робе».

«А это наш Дворец культуры имени Николая Островского! - показала Ольга Александровна на внушительное бетонно-стеклянное сооружение посреди широ­кой площади. - Здесь у нас и те­атр музыкальной комедии. Очень хороший, кстати!».

И тут мне вспомнилось, что в 70-80-х годах его художественным руководителем и главным дирижером был Владимир Васи­льевич Маймескул - да, тот са­мый, что в шестидесятых работал у нас в Бурятском оперном, и тоже главным дирижером! «Почтовская» музкомедия давала иногда спектакль в Томске, и в «Красном знамени» тогда почти всякий раз появлялась рецензия на это выступление. С непремен­ной похвалой Маймескулу, кото­рый немало вложил своего сер­дца и в культуру Бурятии.

Раньше, когда жила в Томске, почему-то проводок этот духов­но-энергетический между наши­ми городами не ощущала...

Так мы шагали по тропинке след в след, обласканные пробу­дившимся январским солнцем, и тут перед моими глазами пред­стала ... наша Национальная биб­лиотека! Вернее, точная ее ко­пия. Северская центральная биб­лиотека строилась по одному проекту с главным бурятским кни­гохранилищем. И сердце сразу же признало в ней родню. И обрадовалось еще сильнее, когда директор Валентина Ивановна Исаева сказала, что она в 70-х годах окончила Восточно-Сибир­ский институт культуры и что в Северске, кроме нее, работает еще немало выпускников его биб­лиотечного факультета.

Желая сделать что-нибудь при­ятное для жительницы города, в котором прошло ее студенче­ство, повела меня Валентина Ивановна по трем этажам своего владения. Заводила почти в каж­дый отдел, где все дышало уютом и, наверное, хорошо читалось среди обилия растений, картин и еще другого, какого-то очень ми­лого антуража, создавать который великие мастера именно библио­текари.

Но все это было потом. После Есенина. А пока...

ВСТРЕЧА с поэтом началась прямо с порога. В фойе всю стену зани­мала выставка рисунков учащихся города по его произве­дениям - «Это все мне родное и близкое». Позднее поняла, отку­да такое название: «родное и близкое» еще и потому, что для школьников в музее проводят есенинские уроки. Скажем, для старшеклассников - музыкальный час «Песня-романс Сергея Есени­на». Теперь на нем будет звучать и голос нашего Николая Козули­на.

Диск с записями его есенинс­ких песен мы показали сразу же, как пришли, библиотекарю Вере Геннадьевне Солоненко, храните­лю музея. Но решили подождать Владимира Ивановича Николаева, чтобы вместе и послушать.

«А вот и он!» - воскликнула моя подруга, подойдя к окну (знает, с какой стороны должен появиться главный есениновед Северска!).

«Половину отпуска посвящал Есенину - половину семье. По­ловину отпускных Есенину - по­ловину семье, - с любовной улыбкой смотрела моя Ольга Александровна на грузного по­жилого человека с палочкой, ко­торому каждый шаг по узкой белой тропке давался с неимо­верным трудом. - Как-то спро­сила его жену: «И вы никогда не пытались возражать?!» - «Была попытка, - вздохнула кротко жена. - И была пресечена».

Глаза моей подруги озорно блеснули: «Зато есть 28 запис­ных книжек бесценного мате­риала - беседы с сы­ном Есенина и Зинаиды Нико­лаевны Райх».

«Судьба свела меня с Констан­тином Сергеевичем Есениным. И он ни в чем не отказал, не от­толкнул. Он отвечал на мои звонки, письма, приглашал к себе домой на квартиру, возил на дачу. Был рад всегда встре­че, показывал свои материалы, читал воспоминания, над кото­рыми работал, позволял пере­снимать редкие фотографии.

Он взял меня в поездку по Рязанщине на три дня, когда праздновали 90-летие Есенина, там познакомил со своей род­ней, ввел в круг писателей и есениноведов...

Каждую свою встречу с Кон­стантином Сергеевичем я под­робно записывал. Таких встреч оказалось около двадцати. Они проходили в различных усло­виях и были разной продолжи­тельности: от десяти минут до девяти часов. Всего это обще­ние С НИМ ДЛИЛОСЬ ОКОЛО 50-ТИ часов. Выступления на вече­рах я конспектировал. При лич­ных контактах записи делал сразу же после встречи, пока память не засорилась: в авто­бусах, электричках, на вокза­лах, ночью в гостинице, в самолете. Памяти помогают мно­гие десятки фотографий, сде­ланных непосредственно во время встречи с ним», - писал Владимир Иванович Николаев в своей книге «Вокруг Есени­на». (Именно Ольга Кочеткова, познакомившись с «чудовой людиною з Томська" - так на­звала инженера-химика Николаева одна из харьковских га­зет, - начала в 2003 году пуб­ликовать главы из нее у себя в «Северском меридиане»).

Сегодня эти фотографии и записи хранятся здесь, в есе­нинском музее. «Причем он технарь, человек большой дис­циплины - весь материал у него изумительно организован», - рассказывала мне Ольга Алек­сандровна. А Владимир Ивано­вич еще и показал все это мно­жество пронумерованных па­пок, в стройном порядке зак­рытых в шкафу.

Взору же посетителя откры­ты великолепно оформленные стенды и витрины - в них повесть о жизни Поэта, которая была «одна любовь и больше ничего». Любовь к России, к матери, к женщине, ко всем малым мира сего.

Уже на второй раз ставили диск с есенинскими песнями, и берущий за душу баритон Ни­колая Козулина снова пел о «свете вечернем шафранного края», о Шаганэ, о голубой коф­те... А Владимир Иванович, сидя в кресле, шептал, вторя голо­су, стихи - с молодости знал наи­зусть всю поэзию Есенина.

«Мелодии вам нравятся? Мой земляк, улан-удэнец, сочи­нил», - мне захотелось еще раз подчеркнуть этот момент.

В ответ Владимир Иванович только замотал головой, от вос­хищения прикрыв глаза. И рас­порядился оставить диск в му­зее как экспонат.

Отныне Есенин будет связы­вать Северск с Улан-Удэ.

Фадеева А.,

//Бурятия. – 2007. – 2 февр. – С. 20.

 

« Назад

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A