Удивительная выставка
Работников областной библиотеки им. А. С. Пушкина трудно удивить выставками. Они проходят здесь практически постоянно. Причем выставляются не только собственные книжные богатства, но и собрания многих читателей. На материалах выставок здесь проходят беседы и читательские встречи, И все же, когда Владимир Иванович Николаев привез для выставки свои есенинские материалы, работники библиотеки были поражены. Во-первых, их объемом — Владимир Иванович привез сто сорок (1) килограммов собранных им есенинских материалов. Во-вторых, поразило и то обстоятельство, что собирателем оказался не профессиональный литератор и даже не школьный учитель литературы. Эту гору есенинских материалов собрал «технарь» — начальник цеха Сибирского химического комбината.
А между тем начало этого обширного собрания была, как это нередко бывает, практически случайным.
— Я, конечно, знал и любил поэзию Есенина, - вспоминает Владимир Иванович. — Но вот десять лет назад мне в библиотеке нашего комбината поручили подготовить беседу-лекцию о великом русском поэте. Я начал готовиться, увлекся и …
Так начались долгие месяцы и годы поисков. Владимир Иванович стал постоянным посетителем библиотеки и архивов, включая столичные, познакомился очно и заочно с крупнейшими нашими исследователями-есениноведами, с оставшимися в живых родственниками поэта. Появились у него и зарубежные корреспонденты.
Выставка в областной библиотеке схватила несколько залов старого биржевого корпуса. А начинается она еще на винтовой лестнице, ведущей на второй этаж в центральный холл. Уже на лестнице посетителя встречают красочные афиши есенинских вечеров — в Москве и Рязани, Нижнем Новгороде и Брянске, в Ташкенте и Баку, городе, так много значившем в жизни и творчестве поэта.
Любовно собраны и смонтированы на специальных щитах многочисленные газетные вырезки. Даже для человека с филологическим образованием здесь столько неожиданного! Кто только не писал об Есенине: тут и известные литературоведы, и поэты, скажем, белорусы А. Кулешов и П. Бровка, и иностранные ученые, и заокеанские родственники поэта. Только на этой выставке я, к стыду своему, впервые услышал об Есениных-Вольпиных, о том, что в Америке есть прямой потомок поэта.
В центре экспозиции — самые истоки: рязанское село Константиново. А вот — суровый, крестьянского вида бородатый старик, дед писателя Федор Титов. Тот самый дед, который долго скептически относился к «пустому» занятию гениального внука. Помните: «И помню, дед мне с грустью говорил: «Пустое дело. Ну а если тянет, пиши про рожь, а лучше про кобыл»?!
Как все-таки много может рассказать фотография! Снимки Константинова — черно - белые, и в цвете: церковь, где крестили Сергея, скромный деревенский священник, в доме которого юный Сережа находил и первое понимание, и первые книги. Дом в Москве, где у отца поселился Сергей. Коллектив известной до революции типографии Сытина, где он работал корректором...
Первая поездка поэта в Петербург. И вот уже фотокопия дневниковой записи Александра Блока, на квартиру которого прямо с Николаевского вокзала отправился Есенин: «Крестьянин Рязанской губ., 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года». Это была первая встреча Сергея Есенина с настоящим большим поэтом.
На планшетах Николаева последовательно расположена вся есенинская биография. От «низкого дома с голубыми ставнями», от Константиновской школы и учительской школы в Спасс-Клепиках до его московских дебютов и петроградских встреч. Тут же друзья поэта. И прежде всего — очень дорогой ему, рано умерший школьный друг Гриша Панфилов. Позднее появляются Ширяевец и другие крестьянские поэты, члены так называемого «суриковского кружка» поэтов, вышедших из народа, товарищи по сытинской типографии, по первым революционным связям (типографские рабочие всегда были настроены очень радикально). Наконец, петроградское окружение — в том числе редкий снимок вместе с Н. Клюевым. Появляются снимки товарищей Есенина по университету Шанявского. Есть и фотография А. Р. Изрядновой, с которой Есенин вступил в свой первый гражданский брак.
Вообще этой темы - женщины в биографии и творчестве Есенина - В. И. Николаев касается как-то очень целомудренно. Здесь и А. Дункан, и 3. Райх, и С. Толстая — в ту пору неожиданно и непредсказуемо переплетались человеческие судьбы.
Снимки дают такую полную летопись есенинской жизни, что иногда открывают даже новые факты и человеку, вроде бы знающему подробности биографии поэта. Известно, что при похоронах Есенина в Москве гроб с его телом трижды обнесли вокруг опекушинского памятника А. С. Пушкину. А на стендах выставки мы виним снимок, где запечатлен этот эпизод!
Выставка насыщенна и калейдоскопична, к концу осмотра даже теряешься: витрины, афиши, газетные вырезки... А ведь есть еще многочисленные открытки, сувенирные есенинские значки, даже граммофонные пластинки, рисунки.
Покидаешь экспозицию, ощущая то, что прекрасно и до этого знал: всенародную любовь к поэту.
Бережков Б.
Красное знамя. – 1991. – 17 янв.