Удивительная выставка

Работников област­ной библиотеки им. А. С. Пушкина труд­но удивить выставками. Они проходят здесь практически постоянно. Причем выстав­ляются не только собствен­ные книжные богатства, но и собрания многих читате­лей. На материалах выставок здесь проходят бесе­ды и читательские встречи, И все же, когда Владимир Иванович Николаев привез для выставки свои есенин­ские материалы, работники библиотеки были поражены. Во-первых, их объемом — Владимир Иванович привез сто сорок (1) килограммов собранных им есенинских материалов. Во-вторых, по­разило и то обстоятельство, что собирателем оказался не профессиональный лите­ратор и даже не школьный учитель литературы. Эту го­ру есенинских материалов собрал «технарь» — началь­ник цеха Сибирского хими­ческого комбината.

А между тем начало это­го обширного собрания бы­ла, как это нередко бывает, практически случайным.

— Я, конечно, знал и лю­бил поэзию Есенина, - вспоминает Владимир Ива­нович. — Но вот десять лет назад мне в библиотеке на­шего комбината поручили подготовить беседу-лекцию о великом русском поэте. Я начал готовиться, увлекся и …

Так начались долгие ме­сяцы и годы поисков. Влади­мир Иванович стал постоян­ным посетителем библиотеки и архивов, включая столич­ные, познакомился очно и заочно с крупнейшими на­шими исследователями-есениноведами, с оставшимися в живых родственниками поэ­та. Появились у него и зарубежные  корреспонденты.

Выставка в областной библиотеке схватила несколько залов старого биржевого кор­пуса. А начинается она еще на винтовой лестнице, веду­щей на второй этаж в цент­ральный холл. Уже на лест­нице посетителя встречают красочные афиши есенинских вечеров — в Москве и Ряза­ни, Нижнем Новгороде и Брянске, в Ташкенте и Баку, городе, так много значив­шем в жизни и творчестве поэта.

Любовно собраны и смон­тированы на специальных щитах многочисленные га­зетные вырезки. Даже для человека с филологическим образованием здесь столько неожиданного! Кто только не писал об Есенине: тут и из­вестные литературоведы, и поэты, скажем, белорусы А. Кулешов и П. Бровка, и иностранные ученые, и за­океанские родственники по­эта. Только на этой выстав­ке я, к стыду своему, впер­вые услышал об Есениных-Вольпиных, о том, что в Америке есть прямой пото­мок  поэта.

В центре экспозиции — самые истоки: рязанское се­ло Константиново.  А вот — суровый, крестьянского ви­да бородатый старик, дед писателя Федор Титов. Тот самый дед, который долго скептически относился к «пустому» занятию гениаль­ного внука. Помните: «И помню, дед мне с грустью говорил: «Пустое дело. Ну а если тянет, пиши про рожь, а лучше про кобыл»?!

Как все-таки много мо­жет рассказать фотография! Снимки Константинова — черно - белые, и в цвете: цер­ковь, где крестили Сергея, скромный деревенский священник, в доме которого юный Сережа находил и пер­вое понимание, и первые кни­ги. Дом в Москве, где у от­ца поселился Сергей. Кол­лектив известной до революции типографии Сытина, где он работал корректором...

Первая поездка поэта в Петербург. И вот уже фото­копия дневниковой записи Александра Блока, на квар­тиру которого прямо с Ни­колаевского вокзала отпра­вился Есенин: «Крестьянин Рязанской губ., 19 лет. Сти­хи свежие, чистые, голоси­стые, многословный язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года». Это была пер­вая встреча Сергея Есенина с настоящим большим поэ­том.

На планшетах Николаева последовательно расположе­на вся есенинская биогра­фия. От «низкого дома с го­лубыми ставнями», от Кон­стантиновской школы и учи­тельской школы в Спасс-Клепиках до его московских де­бютов и петроградских встреч. Тут же друзья поэ­та. И прежде всего — очень дорогой ему, рано умерший школьный друг Гриша Панфилов. Позднее появляются Ширяевец и другие кресть­янские поэты, члены так на­зываемого «суриковского кружка» поэтов, вышедших из народа, товарищи по сы­тинской типографии, по первым революционным свя­зям (типографские рабочие всегда были настроены очень радикально). Наконец, петро­градское окружение — в том числе редкий снимок вместе с Н. Клюевым. Появляются снимки товарищей Есенина по университету Шанявского. Есть и фотография А. Р. Изрядновой, с которой Есенин вступил в свой первый граж­данский брак.

Вообще этой темы - жен­щины в биографии и творче­стве Есенина - В. И. Нико­лаев касается как-то очень целомудренно. Здесь и А. Дункан, и 3. Райх, и С. Толстая — в ту пору неожи­данно и непредсказуемо пе­реплетались человеческие судьбы.

Снимки дают такую пол­ную летопись есенинской жизни, что иногда открыва­ют даже новые факты и че­ловеку, вроде бы знающему подробности биографии поэ­та. Известно, что при похо­ронах Есенина в Москве гроб с его телом трижды об­несли вокруг опекушинского памятника А. С. Пушкину. А на стендах выставки мы виним снимок, где запечатлен этот  эпизод!

Выставка насыщенна и калейдоскопична, к концу осмотра даже теряешься: витрины, афиши, газетные вырезки... А ведь есть еще многочисленные открытки, сувенирные есенинские значки, даже граммофонные пла­стинки, рисунки.

Покидаешь экспозицию, ощущая то, что прекрасно и до этого знал: всенародную любовь к поэту.

Бережков Б.

Красное знамя. – 1991. – 17 янв.

 

« Назад

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A