Маяк профориентации

С 2001 года школы нашего города участвуют в эксперименте образования. Суть заключается в усилении профильного обучения. Теперь уже в 10 и 11 классах у школьника появилась возможность осознанно осваивать именно те предметные дисциплины, которые будут необходимы в его будущей студенческой жизни и работе.

 

К примеру, в Северской гимназии впервые закончили 10 класс учащиеся по художественно-эстетическому направлению - будущие художники, архитекторы, дизайнеры. В Северском физико-математическом лицее созданы все условия, чтобы с 10-го класса школьник мог быть спокоен за свое поступление на факультеты вузов, где специальности связаны с физикой, математикой и информатикой. Половина школ Северска имеет лингвистические и гуманитарно-филологические направления.

Теперь даже самый нерадивый ученик будет вынужден задумываться о своем будущем уже в 9 классе, а не тянуть резину до выпускных экзаменов, лишь бы отстреляться на ЕГЭ и со спокойной совестью подать документы туда, где будет меньше проходной балл. Другой вопрос, как теперь подростку помочь разобраться в самом себе. Готов ли в 15-16 лет человек сделать окончательный и безошибочный вы­бор своего будущего?

Возможно, ответ на вопрос ты найдешь в этой статье. Также узнаешь, какие службы в городе и чем конкретно могут тебе помочь при выборе профессии.

 

Кому полезно это странное слово «профориентация»

Хоть и отмечают специалисты Центра занятости, что каждому человеку нужна помощь в профессиональном самоопределении, все же многие родители склонны с этим не соглашаться. Мамы и папы считают вполне нормальным своего ребенка рассматривать как личность, способную «самостоятельно», без посторонней помощи (кроме, разумеется, родительской) выбрать жизненный путь.

Действительно, темп жизни сегодня принимает такие обороты, что уже с детского сада ребенка фактически начинают готовить к какой-либо профессии. Вспомни себя в детстве, наверняка в спортивную секцию или в музыкалку, а может, в художку первый раз тебя записали родители. В начальной школе ты стал учить именно английский язык, а не немецкий, только потому, что так решила твоя мама. Конечно, так не у всех. Многие дети могут сами делать опреде­ленные шаги. Но как не набить себе шишек в таком случае? С какого же возраста дети обычно становятся самостоятельными и сознательными?

- В 16 лет человек уже может иметь свою точку зрения, - замечает психолог-консультант молодежного отдела городской библиотеки Наталья Валерьевна Фатина. - Подросток может рационально, осознанно определить, что ему нужно в жизни. Но это только в том случае, если он до этого момента как личность гармонично развивался. Если сам заинтересован в своем развитии. Если...

Да, этих «если» может быть очень много. Поэтому чтобы понять, нужна ли тебе действительно помощь в выборе профессии, посмотри, какие самые частые и опасные ошибки совершают люди, выбирая себе дорогу.

Зачастую люди, впервые выбирающие себе профессию, либо ориентируются на один критерий, либо в качестве ведущего используют далеко не самый важный мотив. Вот эти мотивы:

1. Главное - престижность. Все хотят, чтобы профессия пользовалась признанием в обществе. Но следует учесть, что общественное признание - вещь непостоянная. Еще совсем недавно, каких-нибудь 15-20 лет назад считалось очень престижным иметь высшее техническое образование. И молодежь, окончив школу, потоками поступали, в технические вузы. Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. Многие из тех. кто гнался за престижем, остались на улице.

2. Лишь бы хорошо платили. Однако мы часто забываем, что оплачивается не профессия, а должность. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и навыков, а еще и от здоровья человека и его желания работать. Если человек к профессии равнодушен, ему очень трудно заставить себя много работать и повышать свой профессиональный уровень. Когда же он пытается это сделать, то зачастую это приводит к расстройствам здоровья.

3. Главное - условия труда. Что ж. основание существенное. Но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы. Любая профессия предполагает довольно широкий выбор рабочих мест. И чем шире уровень вашей квалификации, тем шире у вас возможности выбрать себе место работы по душе. Если вы - специалист высокого класса, у вас гораздо больше возможностей для выбора условий труда.

4. Желание родителей или советы близких. Еще одна крайне неудачная причина выбора профессии. К сожалению, большинство родителей знает мир профессий ненамного лучше вас самих. Да и в ваших профессиональных возможностях они ориентируются слабо. Современный рынок труда меняется быстро, и устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются бесполезны вам.

5. Главное - вместе с другом. Это может быть в том случае, если вы поступаете в учебное заведение за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей или приятелей, а не с вашими собственными. Комментарии здесь излишни.

Как отмечают в Центре занятости населения, более половины студентов испытывают чувство неудовлетворенности, либо сомнения относительно их места учебы.

- Обращаются к нам с проблемами профессионального самоопределения не только школьники, но и студенты, - говорит Юлия Геннадьевна, инспектор Отдела профориентации. - Они приходят, учась даже на 5 курсе. К примеру, две девушки заканчивают факультет психологии, с учебой проблем ни у одной не возникало. Но приходят к нам и говорят, что работать психологами не будут, потому что и ответственности страшно, и не нравится уже, да и просто поняли: «не мое!».

А между тем, государство нам дает право по закону получить только одно бесплатное высшее образование. Учеба - это большие материальные и психологические затраты. Стоит ли тратить пять лет жизни, чтобы понять, что выбранная дорога тебе не подходит? Поэтому не стесняйся обращаться за помощью. Если вышеназванные проблемы для тебя актуальны, если есть трудно­сти с выбором профессии, если тебе надо грамотно простроить стратегию своего образования, возможно, тебе стоит обратиться к специалистам.

 

Найди себя!

Заглянем сначала в Отдел профориентации Центра занятости. Оговорюсь сразу. Не стоит считать, будто работают здесь некие волшебники-кибернетики, способные развести тучи над городом и 100% помочь каждому. Слишком скептически настроенный человек также едва ли найдет здесь выход. «Мы не возьмем на себя ваши проблемы, но мы будем решать их вместе с вами» - девиз отдела.

Об ОП (Отделе профориентации) ты наверняка слышал, если был на Ярмарке учебных мест «Выпускник 2004» или «2005». А устраивает ее именно ОП. Ярмарка - полезное мероприятия для тех, кто уже примерно определился со своими професси­ональными интересами или ищет запасной вариант для поступления. Кто был на Ярмарке впервые, наверняка затруднялся сразу понять, что, где и зачем здесь... Все вузы и училища области собраны в одном месте. Кому-то из школьников не совсем понятно, что за «странные» тесты предлагают, которые вроде как должны по­казать к каким наукам и профессиям есть у человека склонность. Некоторые вопросы, с которыми приходили, учащиеся, так и не получали ответов. И вернуться бы, переспро­сить, уточнить еще раз. Но Ярмарка идет всего только один день.

Но не беда. Всю информацию с Ярмарки ты можешь найти в Отделе профориента­ции. А вот о «странных» тестах подробней.

 

Тесты всякие нужны

Итак, ты собрался заниматься в жизни каким-то определенным делом, но сомневаешься. Или ты не нашел еще, какое дело тебе по душе, но хотел бы узнать, к чему вообще у тебя способности. Вот тут-то тебе помогут тесты и, что самое главное, квалифицированный психолог.

Общая черта всех тестов - они помогают ответить на два очень важных вопроса!

1. Moгy?

На вопрос «А могу ли я? Способен ли в принципе заниматься этой профессией?» ответ помогают найти тесты интеллекта. Они показывают «корни» человека-дерева - его врожденные способности. То же самое, что и всем известный IQ-тест. Только здесь уже четко дается ответ на вопрос: «Есть ли у тебя умственные способности к математическим и физическим дисциплинам, либо же ты - человек более гуманитарного, художественного склада?»

Тесты показывают состояние аналитических способностей и состоя­ние развития памяти. Можно понять, насколько успешно будет освоение вузовских программ в конкретной области знаний.

2. Хочу?

Тест предпочтения. Тесты этого раздела должны выявлять истинное желание человека, то есть его приятие и неприятие конкретной профессиональной деятельности. Специализированные методики позволяют глубоко проанализировать мотивы и желания, увидеть какой распорядок трудового дня наиболее подходит для него, как должна быть устроена организация труда, чтобы работа была продуктивной. Зная, как, в какой обстановке и с какой степенью умственных и физических затрат человек хочет работать, можно сказать, от каких профессий он будет получать удовольствие.

Можно узнать, какой степени ответственности работу человек готов на себя взвалить. Тесты с помощью консультации психолога позволяют сделать выводы о характере подростка. Есть методики, которые выявляют коммуникативно-организаторские способности.

На проведение комплексного тестирования обычно требуется приблизительно три часа. Два сеанса по полтора часа. Затем обязательно с человеком индивидуально работает психолог. Важно определить одновременно, что человек «хочет» и «может». Все дело в том, что не всегда желания и способности могут совпадать. Юлия Геннадьевна рассказывает о противоречивых случаях:

- Допустим, мы поняли, что некий мальчик действительно хочет быть менеджером и управленцем. Характер же у него необщительный, подросток немного замкнут в себе. Но ведь для того, чтобы работать менеджером, надо быть коммуникабельным и мо­бильным. Вывод: ему придется долго и упорно над собой работать. Психо­лог индивидуально говорит с юношей. Главное здесь, чтобы человек не прос­то увидел сложность ситуации, но и нашел варианты выхода для себя.

Конечно, даже если пройти всю батарею тестов и проконсультироваться с психологом, все равно нельзя утверждать, что тебе помогу тна 100%. Но ты можешь из­бежать многих ошибок в будущем, если прислушаешься к себе.

Помимо индивидуальной работы с детьми и взрослыми у себя. Центр занятости проводит собеседования со школьниками во время учебного года. Также к профориентационным услугам в Центре относится клуб «Мастерская по планированию карьеры», который выводит молодых специалистов на уровень самостоятельного поиска работы, оказывает информационную и психологическую помощь.

Все услуги в нашем Центре бесплатны. В Томском же «Областном центре профориентации и психологической поддержки населения» даже за информационные услуги взимается плата. Но и в информационном, и в психологическом плане нельзя сказать, что наш северский центр менее компетентен.

 

Как утолить информационный голод

Ну, хорошо. С профессией ты определился. Даже желание совпадает со способностями. Но вот в какой же вуз пойти учиться? А надо ли тебе во­обще еще пять лет сидеть за книжками? Может, лучше поискать хорошее профессиональное училище, да и работать себе спокойно? Но какое училище выбрать? И чему там научат?

Не надо бегать по вузам Томска, просматривать объявления, терзать приемную комиссию вопросами, когда какие курсы начинаются, какие нужны документы, и кусать локти, что не успел на Ярмарку учебных мест. Абсолютно всю информацию можно узнать в Отделе профориентации и молодежном отделе Центральной библиотеки, где работает зал информационной поддержки старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения личности «Выбери свое будущее».

Итак, в Отделе профориентации ты можешь воспользоваться одним из пяти компьютеров, на которых загружен «Справочник томского абитуриента». Справочник - это полнейшая, ежегодно обновляемая база, где собрана информация по всем вузам Томска и их факультетам с результатами вступительных конкурсов прошлых лет и проходными баллами. Справочник создали в томском Центре профориентации. Наши же специалисты купили эту базу, доступ к которой в Северске теперь бесплатный. Чего не скажешь о Томске.

В Отделе по папочкам разложена вся информация не только по вузам, но и, конечно, по профучилищам, техникумам и колледжам всей области. Также справочники и программки для абитуриентов. В общем, практически вся информация, которая была представлена на Ярмарке.

В молодежном же отделе Библиотеки также можно найти официальные материалы и законодательные акты по вопросам образования, такие периодические издания, как «Абитуриент», «Пилот» и «Карьера», посвященные образовательному аспекту и профориентации, обширный рекламно-информационный материал учебных заведений Томской области.

В прошлом году молодежному отделу депутат Томской области Валерий Никитич Мещеряков подарил компьютер. Теперь через него каждый желающий может выйти в томский Интернет и посетить сайты томских и северских вузов. Также на нем можно пройти тестирование PROFI, которое носит рекомендательный характер относительно профессий, наиболее и наименее для вас подходящих.

Но библиотека не была бы библиотекой, если бы работники отдела Светлана Алексеевна Третьякова и Светлана Александровна Литвиненко не создали картотеку «Мир профессии». Каждый благодаря ей может очень быстро найти необходимую информацию о любом виде профессиональной деятельности человека. На стеллажах уютно разместились книги из серии «Мир профессии» и подобных серий. Каждая книга посвящена одной конкретной профессии, где все проблемные, карьерные, образовательные аспекты глубоко и подробно рассмотрены.

Кроме образовательных методичек, ты найдешь в зале дайджесты и досье по специальностям, которые сами работники составляют, вырезая информацию из газет и журналов, вкладывая рекламные и информационные буклеты разных учебных заведений за разные годы. Подборки с медицинскими противопоказаниями к различным профессиям.

Если ты хочешь связать жизнь с армией или просто больше о ней узнать, есть подборки военных учебных заведений, координаты и информация по суворовским училищам России, методички «Для вас, призывники, - как стать офицером». Можешь также легко и просто узнать, в каких вузах есть военные кафедры.

В отделе работает библиотекарь-профконсультант с базовым психологическим образованием Наталья Валерьевна Фатина. Те, кто хочет глубоко в себе покопаться, могут индивидуально проконсультироваться с ней.

Работники молодежного отдела отмечают, что интерес к услугам зала информационной поддержки у подростков возрос. Многие, даже не спрашивая ничего, приходят, смотрят самостоятельно материалы по профессиям.

Вот, в принципе, и все, что хотелось рассказать о профориентационных маяках нашего города, освещающих путь одиноким гребцам в океане профессий. И как напутствие хочется привести слова Монтеня:

«Для тех, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра!»

Диденко С.

//Молодежная параллель.- 2005.- №2.- С. 22-24.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A