ИнтерНЕТ – ИнтерЕСТЬ!

Наверное, в памяти многих сохранилось чувство восторга и благоговейного ужаса, которые испытываешь в далеком детстве, впервые оказавшись на берегу моря. Примерно такие же чувства переживает человек, в первый раз попав на просторы Интернета. Как и настоящее мореплавание, путешествие по Интернету требует определенных знаний, навыков, умений. Не случайно особым почетом среди молодежи пользуются бывалые "интернетовские волки".

Одним словом, Интернет уверенно и победно «шагает» по планете, беря в плен все новые и новые светлые головы. Библиотека и библиотекари всегда очень быстро реагировали на любой новый запрос общества, будь то ликвидация безграмотности, освоение новых партийных документов, воспитание гармонично развитой личности или повсеместное возделывание кукурузы.

Интернет — это новое и очень модное веяние — очень логично ложится на профессиональную деятельность современной библиотеки, с одной стороны, затрудняя (т.к. любое новое дело требует до­полнительных усилий, материальных затрат и напряжения), а с другой стороны, облегчая и наполняя новым содержанием её работу.

Что может сделать Интернет для культуры вообще и для библиотеки в частности, и что культура привносит в Интернет? Мнения по этому поводу самых разных людей, жителей Северска - школьников и студентов, педагогов и служащих - самые разные, порой неожиданные и резкие. Но в одном сходятся все:

 

Для нас сомнений больше нет,

Что миром правит Интернет.

Познать поможет целый свет

И на любой вопрос ответ

Тебе подскажет Интернет.

Исчезни, тьма! Да будет свет,

С простым названьем - Интернет!

 

Начав когда-то на свой страх и риск с подключения к сети Интернет по модемной связи, сотрудники ЦГБ очень скоро поняли, что если библиотека не возьмет курс на новые информационные технологии, то очень скоро перестанет быть востребованной в обществе. Так уж сложилось, что читатели наших библиотек четко знают: библиотекари всегда помогут найти ответ на любой вопрос и получить любую необходимую инфор­мацию. Современная жизнь настоятельно заставляет их пополнять свои знания, а нас — искать и расширять каналы получения информации. Ведь информация по значимости ни в коей мере не уступает ни энергетическим, ни трудовым, ни финансовым, ни каким-либо другим ресурсам. Общеизве­стна истина: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Ключевым фактором в оказании широкого спектра Интернет-услуг для северских читателей стало открытие в Центральной городской библиотеке осенью 2002 года первого в нашем городе общедоступного Интернет-класса.

На начальной стадии освоения новых информационных технологий библиотека старалась решить наиболее простую задачу — обеспечить доступ читателей в сеть.

Однако Всемирная паутина с миллиардами документов изрядно нас помучила, прежде чем мы научились находить нужную информацию. Стало очевидным, что для того, чтобы не заблудиться в этом сложном виртуальном мире, необходимо иметь определенные знания, умения и навыки пользования глобальной сетью. Это было особенно важно для нас, для библиотекарей, как профессиональных информационных работников. Мы должны были научиться ориентироваться в ресурсах Интернет, вести результативный поиск по запросам наших пользователей, оценивать качество полученного документа.

Уже сегодня в распоряжении наших читателей - обширный перечень услуг, так или иначе связанных с использованием Интернет. В первую очередь, возможность самостоятельного поиска информации в Интернет. Если кто-то не имеет необходимых навыков, он всегда может воспользоваться услугами дежурного консультанта. Большим спросом пользуется электронная почта. Посетители могут открыть собственный почтовый ящик на бесплатных почтовых серверах Интернет. Новой услугой для наших пользователей стала возможность поиска информации в электронных каталогах крупных библиотек Томска и Томской области. Теперь, если читатель по какой-либо причине не нашёл нужной ему книги в фондах ЦГБ, он может узнать, в фондах какой библиотеки Томска эта книга есть.

Каждый желающий может поработать самостоятельно в текстовых редакторах, набрать текст доклада, реферата или курсовой и при необходимости распечатать всё это на лазерном принтере. Если возникнет такая необходимость, то посетителю отсканируют необходимые для работы материалы. Большим спросом, особенно среди старшеклассников, пользуются мультимедийные издания, такие как электронные энциклопедии «Мир вокруг нас», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», коллекции рефератов.

Как бы то ни было, задача популяризации возможностей сети Интернет среди населения города и обучение навыкам работы с ней стала для нас очевидной. Практи­чески сразу после открытия Зала свободного доступа к сети Интер­нет успешно прошла презентация «Электронные ресурсы ЦГБ», организованная сотрудниками ин­формационно-библиографического отдела библиотеки совмест­но с представителями информационно-правовых систем «Консультант +»и «Гарант».

Сейчас студенты северского колледжа искусств под руководством Т.А. Плехановой и с помощью специалистов отдела автоматизации ЦГБ проходят в Зале свободного доступа к сети Интернет курс «Музыкальная информатика».

Именно наличие в библиотеке Интернет-зала позволило нам прове­сти интересный социологический опрос среди стар­шеклассников Северска «Чтение и компьютер: союзники или соперники?», результаты его были озвуче­ны на городской конференции «Читательские интересы школьников и проблемы формирования культуры чтения».

За полтора года существования Зала свободного доступа к сети Интернет его услугами воспользовалось более 6000 горожан. Опытных интернетовских мореплавателей становится все больше, но вот куда плыть и зачем - это достаточно важная и серьезная проблема.

Проанализировав причины посещения Интернет-класса и его пользовательскую аудиторию, мы получили такую картину: чаще всех посещают Интернет-класс студенты и старшеклассники — их 86% от общего числа постоянных пользователей. Доля специалис­тов — преподавателей, юристов, медиков и т.д. — составляет пока только 14% от общего числа. Наи­более активной частью пользователей по возрастной категории ока­залась молодежь от 14 до 18 лет -63%, следом идут пользователи от 19 до 21 года - 23%. Пользователи от 26 до 35 лет составляют 13%, и старше 35 — 1%.

Как показывает практика, студенты и старшеклассники, имеющие доступ к сети и навыки работы с Интернет-технологиями, получают возможность участвовать в различных проектах, используют Интернет для поиска необходимых книг в электронных каталогах библиотек Томска и Томской обла­сти, следят за новостями науки, техники и культуры, получают информацию о возможностях обучения или работы. Благодаря своим навыкам эти молодые люди, как правило, движутся по жизни уве­ренно, не расходуя лишнего времени и энергии и, самое главное, находясь в курсе того, что происходит в мире, в жизни, отображением которой пока что является Интернет. А это, в свою очередь, дает им представление о себе как о части целого в единой системе, исходя из которого, они могут объективно оценивать происходящее и принимать правильные решения.

Безусловно, открытие Зала свободного доступа к сети Интернет можно назвать главным проектом библиотеки, послужившим толчком для многоаспектного внедрения новых информационных технологий в нашу работу.

Многое нам удалось. И удалось в первую очередь благодаря пониманию мес­тных властей и общественности города, технической поддержке провайдеров, программистов, компьютерных фирм. Ведь каждая такая встреча давала нам новые идеи, новый толчок в развитии, новый уровень профессионализма.

Волошина Е.

//Северский меридиан.- 2004.- №8.- С. 10-11.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A