Так закалялась сталь
Удивительная история скромного героя, одного из тех, которые построили Северск и Сибирский химический комбинат - одного из творцов Победы.
Хотя Григорий Миронович Батура собирается отметить в августе этого года свое столетие, сам он считает себя немного старше. По документам годом его рождения считается 1915-й, однако бумаги эти выдали уже после революции, которая смела и прежний режим, и всю его бюрократическую машину.
С Григорием Мироновичем мы беседуем у него в квартире. «Папа у меня с характером», - говорит с улыбкой Татьяна, дочь Григория Мироновича. Мой собеседник по-сибирски немногословен и скромен - считает, что ничего такого выдающегося в его биографии нет. Однако чем дальше он рассказывает, тем более поразительной выглядит его жизнь. Григорий Батура принимал участие в сражениях, которые оказали громадное влияние на историю нашей страны. И чем слушая своего собеседника, я поражаюсь, насколько прочными были люди того времени, которые несмотря ни на что строили светлое будущее для нас.
Как и подавляющее большинство жителей Российской империи, Григорий Батура родился в деревне. Это была деревня Успенка Красноярского края, а со временем ее переименовали в Романовну. Рос он без матери, с отцом. Потом отец нашел себе новую жену, но у нее уже было четверо детей. Взаимоотношения между разными детьми и родителями был сложными. Как сам Григорий Миронович называет время проживания у мачехи: «Это была настоящая война».
Ничего удивительного, что он решил пораньше оставить родительский дом. В 17 лет Григорий завербовался на стройку в Иркутске. Там он делал кирпичи, а заодно окончил четыре класса начальной школы. Этого образования ему самому показалось недостаточно, и он решил получить серьезную для того времени профессию - стать шофёром.
И летели наземь самураи...
В 1937 году Григория Батуру призвали в армию и направили служить во второе на планете государство победившего социализма - Народную Республику Монголию. С самого начала 1930-х на восточных рубежах СССР и в Монголии происходили постоянные стычки с японскими вояками. В то время Япония оккупировала Китай и строила планы «освоения» советского Дальнего Востока и Сибири. В итоге это закончилось большими кровопролитными сражениями которые отечественные историки называют «конфликт на реке Халхин Гол», а в Японии считают Второй русско-японской войной.
Железной дороги не было, все грузы доставлялись по монгольским степям исключительно автотранспортом, порой за тысячу километров. Чтобы преодолеть это расстояние, водителям приходилось быть за рулем по несколько суток подряд. «Возили так много и часто, что мы, водители, страшно уставали. Постоянно хотелось спать», - вспоминает мой собеседник.
Работа водителя грузовика была тяжкой - усилия человека на механизмы передавались напрямую, безо всяких дополнительных усилителей. Кабина грузовика не отапливалась и продувалась всеми ветрами. Летом в ней было очень жарко, зимой - очень холодно. Мотор мог заглохнуть в любую минуту. Усталость и непрерывная полоса дороги впереди, вот и все впечатления шофера того времени.
Однако, Григорий Миронович рассказывает: «Помню, бои в небе были жуткие. Наши истребители с японцами дрались. И наши всегда побеждали» - так Григорий Батура стал свидетелем окончательного разгрома
японских войск на реке Халхин Гол в 1939 году. Эта битва заставила Японию отложить планы вторжения в СССР. Именно это позволило снять сибирские дивизии зимой 1941-42 года и перебросить их под Москву.
Эх, путь-дорожка фронтовая
Но это будет через несколько лет. А пока же Григорий Батура в ожидании демобилизации проходил медицинскую комиссию. Врачи огорчили молодого солдата объявив ему диагноз: язва желудка. Причиной этого была работа на износ. Однако он не особо расстроился - ведь у него есть крайне нужная профессия. Он вернулся в родную деревню, где его ждала любимая подруга. Не теряя времени, молодые люди поженились. С Марфой Ивановной, своей любимой женой, в мире и согласии Григорий Иванович проживёт потом долгие десятилетия.
После армии привычка много трудиться помогла и на «гражданке». Наш герой обслуживал целый район, успевая помогать в колхозе, развозить грузы по заказу райпотребкооперации, доставлять товары в сельские магазинчики – сельпо.
«Когда объявили войну, я в это время развозил пакеты», - вспоминает мой собеседник. - «Я тогда закончил работу - и сразу же на станцию, поехал в Красноярск. Там сформировали отдельный сибирский батальон и отправили нас в Москву, а оттуда на фронт».
В памяти у Григория Батуры остались тяжёлые бои на Калининском фронте под Москвой.
«Наши войска сражались при поддержке бронепоезда, - рассказывает Григорий Иванович, - бывало, мы давим немцев, они отступают. Потом подтянут силы, тогда нам на подмогу подходит бронепоезд. Немцы снова отступают. А однажды немцы вызвали авиацию. Одна волна бомбардировщиков пройдет - за ней другая - непрерывно бомбили наш бронепоезд весь день. Буквально вогнали его в землю».
После отступления и переформирования части, Григорий Иванович был приписан к 510-му гаубичному артиллерийскому полку. Впереди у него были долгие бои на Ржевско-Вяземском выступе.
Пронзительное стихотворение Александр Твардовского «Я убит подо Ржевом» многие участники войны знали наизусть. Ржевско-Вяземский выступ перемолол сотни тысяч солдат вермахта и Красной Армии, став одним из самых долгих и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Победа нам здесь стоила очень дорого.
После освобождения Ржева, 510-й гаубичный полк перебросили к Курску. Вскоре здесь должна была состояться битва, совершившая коренной перелом в войне - с этого времени Красная армия начнет непрерывно гнать врага на запад.
«Мы тогда непрерывно подготавливали позиции, сооружали укрепления, делали блиндажи, подвозили боеприпасы. И все ночью, чтобы немцы не заметили», - рассказывает мой собеседник. Однажды, во время очередного рейса, машина Григория Батуры попала под бомбежку. «Меня взрывной волной отбросило в сторону, и я после этого долго лежал без сознания, - вспоминает он, - меня подобрали наши солдаты и отправили в госпиталь».
После контузии Григорий Батура служил в химбатальоне. Тут сказалось старое заболевание, о котором он, и думать забыл - язва желудка. После лечения в госпитале врачебная комиссия сделала однозначный вывод: к военной службе не годен.
«Я тогда вышел на улицу и думаю, - говорит мой собеседник, - идёт война, а я поеду в тыл? Нет, я решил, что надо снова идти в армию». В итоге ему удалось попасть в автобатальон, где он встретил своих земляков. Войну Григорий Миронович завершил в составе 1-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии.
На строительстве города и СХК
Послевоенные приключения нашего героя могли бы послужить сюжетом к приключенческому телефильму. По совету однополчанина он поехал лечить язву в Ессентуки - это путешествие было с приключениями, порой забавными, а порой не очень. И это не учитывая того, что в то время милиция ловила в курортном городе банду, очередную «Чёрную кошку», которых тогда было много по стране.
С курорта Григорий Батура поехал домой, к жене, и, подумав, супруги решили перебраться в Томск, где жил сводный брат Григория Мироновича. Брат и подсказал: «Знаешь, здесь рядом начинают строить какой-то город, там наверняка водители очень нужны».
Наш герой сам, порасспросив шофёров, нашёл управление строительства будущего Северска и Сибирского химического комбината, и устроился на работу. Жить первое время приходилось в бараке, без особых удобств. Но к суровым условиям и тяжелому труду Григорий Батура привык с юности.
Тогда в спартанских условиях жили многие строители города и СХК. Ведь строили не просто завод - ядерный щит страны, который должен был раз и навсегда защитить Родину от любых врагов. Поэтому работать на строительстве комбината приходилось с военными темпами - всем, от главного инженера и до простого землекопа. Как рассказал Григорий Миронович, каждый понимал меру своей ответственности за это строительство. Немудрено, что и заводы СХК, и закрытый город удалось построить за поразительно короткое время.
После того, что я услышал ранее, мне уже не казалось чем-то необычным, что человек не самого крепкого здоровья здесь стал передовиком производства, а потому был отмечен многими почетным грамотами. В 1958 году за ударный труд Григорию Мироновичу выделили благоустроенную квартиру. Здесь у супругов Батура родились и выросли дети, именно в этой квартире проходило наше интервью.
Спустя многие годы Григорию Мироновичу дочь предложила переехать к ней в Москву. Но он отказался, сказав: «Хочу жить в Сибири». Когда он гостил у дочери, накануне 70-летия празднования Победы его пригласили встретить праздник на Красной площади. Но наш герой решил: «Лучше этот праздник отметить на моей малой родине, в Северске».
Сегодня идут споры, ставить или нет памятники одному очень выдающемуся руководителю нашей страны. Может быть, лучше больше обращать внимания на участников Великой Отечественный войны, которые живут рядом с нами?
Рябов П.
//НВ плюс.- 2015.- 22 мая.- С. 4.