Стихотворица

Зачем человечеству стихи?

По версии древних финских и карельских народов, первым, кого боги сотворили для жизни на земле, был Певец, читай - Поэт. Отчего такая необходимость? Ведь стихи в карман не положишь и в стакан не нальешь. А, судя по ответу Галины Семичевой, довольно известного в Северске и за его пределами автора, поэты призваны к совсем уж непонятному нынче занятию - духовно очищать общество и нести людям добро.

«Старый гриб»

Творческим вечером «50 лет - 50 творческих шагов» Галина Ивановна отметила юбилей своей поэтической жизни: именно в октябре 1962 года ее стихотворное произведение было опубликовано в первый раз, в газете «Молодой ленинец». Да и заветная поэтическая тетрадь, собравшая и сохранившая самые первые пробы пера студентки второго курса биофака ТГУ, датирована тем же месяцем и годом. Впрочем, писать стихи Галина Ивановна начала задолго до университета, но, получив острастку своим юношеско-поэтическим порывам, на какое- то время переключилась на искреннее обожание и изучение литературы как таковой.

Однако если человеку что-то дано Богом, то оно непременно возьмет верх и заставит жить по собственным законам, так что, став редактором студенческой газеты, неуемная Галина придумала издавать ее целиком в стихотворной форме.

Эти-то события и стали первыми из тех 50-ти заветных шагов. Потом было разное: и самообразование по книге «Азбука стиха», и встречи с такими людьми, как Михаил Карбышев, Ольга Кочеткова, Алоиз Крылов. Были сборники, были встречи, обретения единомышленников, нежданные и негаданные признания столичными мастерами, победы и награды.

Но сегодня, считает Галина Ивановна, стоит немного сбавить темп своих шагов, но ни в коем случае не останавливаться. Тогда почему же сбавить? Ответ простой: поэт, как старый гриб, думает о созидании вокруг себя особенной «грибницы». Чтобы талантливые люди рядом могли воспользоваться ее накопленным опытом. Пусть возьмут из ее пятидесяти творческих лет все, что поможет им сделать первые шаги и позволит подняться хоть на самую маленькую поэтическую ступеньку. А Галине Ивановне не жалко, напротив, она с радостью поделится.

 

Я - автор

- Для меня все-таки важно выделять в своей творческой жизни определенные мо­менты: точка отсчета, поворотный момент, конец периода, поскольку прямолинейное движение - это своего рода самоограничение. А мне хочется видеть и слева, и справа, и обязательно то, что осталось позади. Такой анализ собственного творчества позволяет ставить перед собой все новые цели и, значит, не только двигаться вперед, но и утверждаться как автору.

- Вы критичны по отношению к своим произведениям?

- Да. Я очень стесняюсь выступать перед публикой, потому что мне кажется, что я что-то недоработала. Ответа на свои сомнения я ищу в глазах зрителей, и нет ничего ужаснее скучающего взгляда, ведь это означает, что я действительно недоработала.

- Ваш дар добавил в вашу жизнь счастья или страдания?

- И того, и другого. Но и то и другое - мой perpetum mobile. Пусть страдаю от колкостей коллег по цеху, высмеивающих в творчестве какие-то моменты (а я видала и таких «коллег»), пусть эти уязвления весьма болезненны, но они означают только одно - еще есть над чем поработать. И в то же время, какое счастье приносит признание людей знающих! Разве приглашение к публикации в «Литературной газете» - это не достижение?

- Раздражает ли вас слово «поэтесса», как Ахматову?

- Абсолютно не раздражает, но называться поэтом или поэтессой, на мой взгляд, слишком ответственно, и это еще надо заслужить. Поэтому я предпочитаю называть себя «автор». Кстати, Алоиз Федорович Крылов, хорошо всем известный северский поэт и прозаик, придумал совершенно замечательное слово «стихотворица». Пожалуй, это нравится мне более всех других прозваний.

 

Поэт и человечество

Галина Семичева стала бы писать стихи и на необитаемом острове. И даже с тем «условием», что ее никто и никогда не прочтет. Во-первых, уверена она, дар не удержится внутри, он обязательно будет искать себе выход. А во-вторых, она уже была на необитаемом острове, и от людей ее отделяло чувство сильнейшей депрессии.

Именно на таком «необитаемом острове» человека-поэта посещают сомнения: а за­чем? Кому это надо? «Но если ты не трус, то у тебя есть шанс родиться заново, с новой кожей, - говорит Галина Ивановна. - Сначала это будет сложно, и стихи твои будут «тяжелыми», депрессивными. Однако стоит потерпеть и - главное - писать дальше. Но молчать, когда Бог наградил тебя этим даром, нельзя. Просто не имеешь права».

И все-таки многие обходятся без музыки, без литературы. Зачем, в самом деле, че­ловечеству, согбенному таким количеством бед и проблем, стихи? И в то же время что за дело вдохновенному певцу до всего этого копошащегося в неурядицах человечества?

- У поэта особенная функция, и для ее определения не избежать громких слов. Но чтобы иметь право говорить с человечеством, поэт и сам должен быть на высоте. И, между прочим, свои внутренние ресурсы человек творческий черпает не где-нибудь, а именно у человечества: в его нравах, культуре, традициях.

Лично я остро осознаю себя представительницей своей, как принято говорить, малой родины. Я люблю и хорошо знаю Сибирь, для меня в ней все священно. И как поэт я тем и послужу человечеству, что со всей любовью и данной мне способностью буду петь свой край. Но и человечество щедро делится со мной, передавая свои знания о тех краях, где я не буду никогда и, может быть, никогда не увижу море или саванну, по которой бродят огромные слоны. Однако люди других культур сохранят и донесут эти знания до меня, и силой воображения я узнаю и увижу что-то для себя совершенно новое. Так что отношения человечества и поэта - очень живой и просто необходимый процесс взаимного обогащения.

Кулешова Ю.

//НВ плюс.– 2012.– 2 нояб.– С. 8.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A