Секреты «Белой Феи»

Татьяна Назаренко. Сугубо личный взгляд

Вот и все. Выставка открылась 29 мая 2003 года. Неужели завершился самый напряженный творческий этап реализации проекта «Выбор - за ВАМИ!»? Ведь все начиналось совсем недавно. Год назад. Идея организации выставки, посвященной борьбе с наркоманией и пропаганде здорового образа жизни, не нам первым пришла в голову. Тольяттинский городской и иркутский областной краеведческие музеи, с чьими проектами были ознакомлены наши сотрудники, доказали, что задача постановки экспозиции на данную тему – сложная, но выполнимая. И говорить о проблеме наркомании в Северске необходимо! Под окнами жилых домов валяются использованные шприцы. На улицах можно встретить людей в состоянии явно не алкогольного опьянения. То здесь, то там узнаешь, что эта беда постигла семьи твоих знакомых.

«Мне однажды пришлось стать свидетелем приступа «ломки» у наркомана. Жуткое зрелище. И ведь самое страшное, что начинают баловаться с ядом совсем молодые люди, лет 13-17! А обратной дороги - нет!» - призналась инициатор проекта Татьяна Новичихина. Именно она начала активно искать единомышленников, поскольку силами музейных работников с таким проектом было не справиться. На наше счастье, советник главы Администрации по борьбе с наркозависимостью Юрий Иванович Прядухин тоже давно мечтал об организации в Северске подобной выставки. Как скажет он позднее в интервью на открытии: «Надоело подросткам объяснять на пальцах, что  такое наркомания. Выставка же оперирует фактами».

В декабре 2002 года мы впервые собрались все вместе: ведущий нарколог Юрий Иванович Прядухин, психологи и психотерапевты Ольга Шульгина и Елена Гребенюк, организатор музейных программ Наталья Коверко, театральный художник Владимир Левин, бухгалтер Людмила Муравьева, старши й научный сотрудник музея Татьяна Новичихина и я - руководитель  этого проекта Татьяна Назаренко. В мае 2003 года к работе присоединится заведующий наркологическим отделением ЦМСЧ – 81 Максим Пасюков.

Идея выставки, пусть и в самом общем виде, уже продумана при написании заявки. Я предложила идею, которая мне самой кажется дерзкой. Наркоманы защищают свой образ жизни и начинающий «экспериментатор» знакомится в первую очередь с красивыми легендами о наркотиках. Зачем избегать их? Может, другой стороне надо дать высказаться? Вот если бы поставить в начале символическую фигуру Белой Феи - олицетворения наркомании с ее радужными обещаниями, а потом на протяжении всей выставки показывать, как исполняются эти обещания. Спасение от скуки жизни оборачивается подвальной компанией. Решение личных проблем - духовным отупением и равнодушием ко всем и вся. Незабываемые ощущения - «ломкой». А истинная свобода своего «Я» - смертью. Разве хозяйка выставки не сдержала своих обещаний? Фея будет меняться по ходу действия, пока не откроет своего истинного лица с голливудским оскалом и провалом глазниц. Предложение неожиданно для меня принимается всеми. У Юрия Ива­новича есть еще одно замечание, учесть которое при создании выставки необходимо. Выставка не должна строиться на тактике запугивания. Напугать человека можно только в определенном возрасте. Да и нельзя жить под гнетом страха. Хотим мы или нет, этот мир уже никогда не будет существовать без наркотиков. Зачем умножать страхи и стрессы? Надо научить человека заботиться о своей безопасности, дать возможность ему выбирать и самому отстаивать свои интересы. Теперь осталось peшить, какую информацию давать. Надо ли указывать симптомы употребления наркотиков, способы помощи при передозировке, виды наркотических веществ и т.д.?

Юрий Иванович, как бы невзначай, интересуется:

- А для кого мы делаем эту выставку?

Вопрос при всей простоте и ясности донельзя своевременный. Изначально ведь планировалось, что основная цель выставки - профилактика вовлечения в употребление наркотиков подростков от 10 до 18-20 лет. Значит, и адресуемся мы к группе риска. Но, захотелось вместить в выставку всю имеющуюся у нас информацию, увлеклись, забыли о посетителе…

- Пропаганда, какой бы умной она вам ни казалась, не трогает людей. Надо подать информацию так, чтобы каждый посетитель чувствовал, что речь идет именно о нем.  И слишком большое количество текста на стенах не даст результата. Его просто не будут читать. Ведущие тексты должны быть короткие как лозунги, - подводит итог Юрий Иванович.

Каждая сложная задача - написание лозунгов. Иногда необходимое слово подбиралось не сразу. На выставке нет ни одной надписи, которая  не была бы обсуждена и выверена вплоть до единого слова и знака препинания. Тем не менее, без больших текстов нам не  обойтись, и решено было распечатать их на листочках, чтобы посетители могли унести их, как памятка, с собой. Если в деле составления лозунгов мы все приняли посильное участие, то более сложные тексты - работа исключительно психотерапевтов: Юрия Ивановича, Елены и Ольги.

- А почему эта выставка называется интерактивной? – продолжает наталкивать нас на правильное решение Юрий Иванович. (Такая уж у него манера руководить коллективом. Чтобы участники группы сами пришли к верному выводу).

Татьяна Новичихина говорит об анкетах, опросах, психологических играх. Например, в «Марионетку», когда человек ставится в ситуацию полной зависимости. И снова начинаются споры. Не следует ли перед носом у вставшего к стенду человеку повесить веревочную петлю с надписью «GAME OVER», или это спровоцирует людей на сведение счетов с жизнью - один из многочисленных случаев, когда мы спорим до хрипоты. Сколько было таких моментов? Меня заносит на наиболее жесткие решения, Татьяна сдерживает мою не в меру разыгравшуюся фантазию. Не слишком ли цинично - наклеить на пол квартиры наркомана семейные фотографии, чтобы посетители по ним ходили? А если клеить - то все же дать возможность человеку пройти, не наступив на детские мордашки и сва­дебное фото, или не оставить ему иного выхода, кроме как потоптаться по ним, осквернить? Помещать или не помещать то или иное изображение?

Сколько делать фальшивых дверей в последнем зале? Обычный финал таких баталий: Давай у Прядухина спросим. Как он скажет, так и сделаем!» Юрий Иванович не боится жестких ходов, но и палку перегнуть не позволит.

С каждым новым заседанием выставка обретает своеобразие, всем больше отличается от тольяттинского и иркутского проекта.

- Тольяттинский опыт - это хорошо, - убежденно говорит Юрий Иванович. - Они сделали только две ошибки. Во-первых, на такой выставке не должно быть выхода. Наркомания - болезнь неизличимая, и если только человеку внушить, что есть выход, - то вся профилактика идет насмарку. Во-вторых, дать необходимо альтернативу. Тактикой запугивания ничего не добьешься. А в качестве альтернативы  должен быть светлый зал с тысячью разноцветных бумажных бабочек, сделанных самими посетителями. Но для начала все равно надо поместить готовых хотя бы штук триста.

Оба решения были приняты единогласно, хотя в экспозиции технический выход все же сделали. Такой, что посетители не сразу находят, а некоторые так и возвращаются назад по лабиринту.

- Надо выбрать символику выставки и ее девиз, - напоминает Юрий Иванович.

Мы проводим мозговой штурм: у каждого свои ассоциации со словами «жизнь» и «выбор». Бабочка. Росток. Ладошка, в центре которой написано имя, а на пальчиках - положительные качества. Это Елена предложила ладошку, и, если честно, до сих пор мне такой вариант нравится больше. Но большинство проголосовало за бабочку. Когда зал поставили, я согласилась: да, бабочки действительно смотрятся здорово.

Финальный штрих, и структура выставки приобретает кристальную четкость. Ольга вспомнила о психокоррекционной игре «Путь наркомана» и предложила применить ее к нашему лабиринту. В начале осмотра посетитель выбирает шесть своих положительных качеств, а потом, по мере углубления в лабиринт, их теряет, отдавая в качестве платы за проход в новый зал. Очень символично получается. Наркоман идет по лабиринту болезни, расплачивается своей душой. Так вот что мы делаем! Мы ставим декорации к драме. Любой посетитель играет главную роль. Роль наркомана. Он проходит его жизнь от первой пробы дурмана до логичного финала. Жуткий путь. Даже если ты осознаешь, что это всего лишь игра...

Мы выходим на новый этап - этап подготовки к монтажу и сбору экспонатов. Татьяна развивает бешеную активность. Кажется, она обошла все томские и северские учреждения и организации, так или иначе связанные с данной проблемой, изучила цены на древесину и ДВП, шурупы, болты и ткани во всех вариациях. Я снова вгрызаюсь в специальную литературу, выделяя те аспекты, которые необходимо показать в экспозиции. Каковы зримые проявления болезни? Если раньше я рассматривала употребление наркотиков только как добровольное упражнение в безумии, то теперь невольно обращаю внимание на другой аспект. А именно - на запах. Оказывается, даже пот наркомана пахнет весьма специфично. (Наркологическое отделение ЦМСЧ-81 по нашей просьбе предоставило на выставку белье с постели человека, только что пережившего ломку. Когда мы его стелили на кровать, оно было еще влажным. Мы уже принюхались к вони окурков, разлитого пива и краски, но тут к горлу подступила тошнота. В книгах пишут «сладковатый запах трупов» - наверное, такой он и есть). Ломка, кроме болей и раздражительности, не обходится без поноса. В некоторых случаях сам кайф сопрвождается ослаблением мышц, сжимающих прямую кишку. Не обмарался - значит, кайф неглубокий был. От пользования грязными шприцами начинаются язвы и гангрены, беспорядочная половая жизнь способствует распространению венерических заболеваний. Отвратительный запах гниющего мяса должен произвести сильное впечатление на посетителя. Смертью подростка не напугать, безумие - понятие относительное. Но неужели молодой человек захочет так вонять?! Выставка должна воздействовать на обоняние, апеллировать к брезгливости. Я советуюсь с психотерапевтами и наркологами из группы. Они меня поддерживают. Среди экспонатов появляются флакончик с «ароматом наркомании». «Мало того, - подчеркивают медики, - разрушается весь организм. И косвенными признаками наркомании являются, например, гнилые зубы и слабые ноги». Начинающие наркоманы не слишком обращают внимание на опустившихся «старших товарищей», данная информация может оказаться для них новой и неожиданной. Остается ее подать так, чтобы посетитель не подумал, что его пугают. И вот рождается комплекс «С тобой этого не случится. Сегодня... Даже завтра... Только через 5-6 лет систематического употребления наркотиков» с иллюстрациями... Приходите, сами увидите с какими. По- моему, это один из наиболее жестких комплексов. С ним могут соперничать только фотографии детей с врожденной патологией. У алкоголиков и наркоманов такое потомство появляется чаще, чем у здоровых.

Самое сложное - создание документальных снимков. Не пойди нам навстречу работники ЦМСЧ-81, комиссии по делам несовершеннолетних, следственного изолятора вре- меннoro содержания Северска, многих уникальных и страшных снимков на нашей выставке не было бы. Где только не побывали мы с фотографом В. Русским! Наркологическое и реанимационное отделение, ИВС Северска, квартиры неблагополучных семей, городское кладбище, подъезды... Вы должны увидеть эти фото! Это - НАШ город!!! То, что вы видите - ПРАВДА!!! Параллельно просматриваются плакаты, молодежные журналы, специальная медицинская литература. Отбирается иллюстрированный материал. Сколько было участни­ками проекта просмотрено журналов, плакатов, иллюстрированных медицинских атласов! Качество нужных изображений иногда было прескверное. Удивительно, как смогли сотрудники фирмы «КопиTAJI» Андрей Лебедев и Андрей Тисленко выполнить все плакаты и фотоснимки на высоком уровне. Да и терпение им, судя по всему, понадобилось немалое. Мы довольно часто меняли решения в последний момент.

Параллельно подготовке к монтажу идет конкурс плакатных рисунков «XXI век - свободный от наркотиков!» Ох, нелегкая это работа - из 308 плакатов выбрать двенадцать лучших по четырем главным номинациям. Все работы разложены рядами на полу. Решено, что, несмотря на высокое качество исполнения, неоригинальные работы рассматривать не будут: мы откладываем в сторону повторения рисунков художника Пилипенко, многочисленные изображения шприцов и смертей с косами, естественно, откровенно не дотягивающие по художественному уровню вещи. Остается еще почти 200. Поди, выбери. Весь авторский коллектив опять спорит. Наконец определяются номинанты, но у нас осталась еще масса ярких, неординарных работ. Решение выделить еще несколько номинаций ни у кого возражений не вызывает. Так появляются награжденные за личностную позицию, оригинальный сюжет рисунка, лучший антипивной проект. Есть даже номинация «Сказочные герои против наркотиков». Часть рисунков Юрий Иванович отбирает, чтобы использовать их при создании открыток и календариков. До открытия выставки остается месяц. Подходит время монтажа. Монтаж - это особое состояние души, а не процесс создания выставки. Адреналин догоняется до предела, работоспособность растет. А ты, наряду с озабоченностью, физической усталостью, испытываешь от всей этой суматохи и вавилонского столпотворения КАЙФ! Кто такой музейщик во время монтажа? «И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник!» Нас  четверо: художник Владимир Федорович Левин, Светлана Шутова, организатор передвижных выставок, и мы, две Татьяны. Несовсем справедливо говорить, что мы выполнили все работы. Выставка - дело коллективное, и трудно найти в музее человека (вплоть до директора), который остался в стороне от процесса рождения нашего монстра.

И все же приятно осознавать себя главным создателем. Сначала из деревянных реек возводятся каркасные конструкции лабиринта, потом они красятся в черный, красный или белый цвета и обтягиваются тканью. Обязанности наши разделились. Поскольку с прямыми линиями у меня с детства проблемы, то я предпочитаю красить. Татьяна помогает сколачивать каркас. После того, как поставили «скелет», мы принялись обтягивать его тканью. Предпочту ограничиться цифрами: на обивку пошло 179 метров черной ткани, 45 - белой и красной. Кстати дежурная шутка этого периода: «Пора переквалифицироваться, если не в маляров-штукатуров, то обойщиков мебели». Больше всего забот доставлял нам степлер. То он ломался в самый ответственный момент, то не оказывалось скоб нужного размера. Несколько раз мы загоняли скобы в пальцы или прищемляли их рукояткой. Не самое страшное, что случается при монтаже. Настоящий шок мы пережили, когда Светлана Шутова полтора дня выводила из разноцветного шелка радугу и, где-то уже ближе к завершению работы, лопнула под тяжестью ткани труба, на которой вся эта конструкция крепилась. И это тогда, когда до выставки остались считанные дни!

После окончания монтажа вспоминаются только смешные ситуации. И то, что тема нашей выставки не располагает к смеху, - ничего не значит. Просто волей-неволей начинаешь ценить черный юмор. В восемь часов вечера я становлюсь опасной для окружающих. Налетаю на серые предметы, не затянутые тканью опоры каркаса. Совам легче, а что делать полуслепому жаворонку?

- Ты у нас ОТК, - шутит Татьяна. - Если ты здесь прошла и ничего не обрушилось, значит, сделано прочно.

Ладно, хоть шутит. Значит, живая. Ведь рабочий день у нас - с 9 до 21, это норма. Иногда бывает и до 22.

- Все эти фитнесы, шейпинги и сауны - для бездельников. Нормально работающий человек в них не нуждается, правда? - рассуждает кто-то за чаем.

Правда. По одежде заметно, что наши фигуры к лету подготовлены идеально, без малейших затрат на салоны красоты.

В затянутом лабиринте искать коллег трудно. Части называются по будущим выставочным комплексам. Звучит наш разговор впечатляюще.

  • Дайте пассатижи!
  • Они у меня! Татьяна, а ты где?!
  • На «Кладбище»!
  • А я в «Тюрьме»!
  • Сиди там, я сейчас подойду!

Есть еще «Подвал», «Квартира», «Больница», «Черный» и «Красный» коридоры и «Рай», он же «Бабочковый» зал. Вот и ориентируешься.

Наконец, самая интересная фаза монтажа. Когда уже развешиваешь фотографии, надписи, монтируешь комплексы. Последнее делается в позе, весьма напомина­ющей что-то из йоги. На коленях, упор на локти, носом в ДВП. Интерьер должен быть правдоподобным. Разбросанные окурки, батареи бутылок, обертки от кириешек и орешков. А запах!!! Окурки смердят, все полито пивом и уксусом - так действительно пахнет жилье наркомана.

К нам заглядывают сотрудники музея, и, морщась от вони, интересуются:

- Девчонки, а вы не боитесь, что ваши окурки расшвыряют?

- Не-а, я их все приклеила... и бутылки тоже.

- У вас там мусор в углу в подвале, рассыплется ведь...

- Не-а, я эту кучку выклеила, прочно.

Появляется Юрий Иванович Прядухин. Едва поздоровавшись, мы тащим его в лабиринт, похвастаться новым смонтированным комплексом. В отличие от нас, Юрий Иванович за 32 года работы наркологом видел все это в реальности. Его советы - для нас не лишнее.

- Ну, у вас тут все очень чисто. На самом деле все гораздо страшнее… - замечает он.

Пока монтируем комнату наркомана, успеваем привязаться к этому мальчику. У него, конечно, есть прототип, но наш герой - это все же - «художественная типизация», обобщение.

- А чем он живет?

- Мыслью о дозе!

- Не, а до этого? Давай плакат «Металлики» повесим? Не будем окончательно лишать его привлекательных черт. Не всегда же он такой был!

- Нет, ее сейчас не слушают.

- Так ему лет тридцать.

- Двадцать пять! Не больше!

- В любом случае, на стенку надо цветовое пятно.

В девятом часу вечера идем в «Универсам», покупать плакат «парню». Бурно спорим, «какой ему понравится». Продавщица уточняет возраст. Мы начинаем опять спорить. Наконец признаемся, что парня вообще нет, мы покупаем плакат для выставки. Девушка, узнав, что выставка, с азартом включается в творческий процесс, и мы выбираем постер с полуголой красоткой, чуть прикры- той кольчугой, а для «Подвала»(там «тусуется» народ помладше) - «Бригаду». Я роюсь в своих архивах, достаю постеры любимых групп. Им почти десять лет, потрепанные! То, что надо! «Металлика» и «Нирвана» водружаются на стены «Квартиры», и она сразу приобре­тает вид жилой и запущенной.

Вообще люди с пониманием относятся к нашим неожиданным просьбам. Работники универмага обеспечили наш музей бумажными трубами для имитации канализации в подвале, в салоне «Ритуал» сделали табуретки и даже гроб предлагали в аренду, продавцы на рынке помогали выбирать венки. Судьба нас явно хранит и сводит с хорошими людьми. Не успела подумать Татьяна о бабочке из воздушных шаров, как выясняется, что слесарь-сантехник, чинивший в ее квартире водопровод, создает такие композиции! Директор школы № 88 Филатов предлагает гипсовый череп, необходимый нам для создания фигуры Смерти в последнем зале лабиринта. Представители Детской художественной школы не только сами проявили инициативу и принесли красочные рисунки, но и, по нашему заказу, создали панно «Стадо». Клуб шахматистов «ВИД» (Ветераны, Инвалиды, Дети) тоже предложил сотрудничать, и мы с радостью соглашаемся. Особо надо отметить волонтеров, которые участвовали в монтаже, - молодых ребят, учащихся ПУ-10 и студентов. За какой-то час-полтора они расправились с той работой, до которой у нас не могли дойти руки вот уже неделю. Как говорится: «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось».

Последняя стадия монтажа. Все почти готово. Владимир Федорович приносит из мастерской семь фигур Белой Феи и расписывает их. Я верчусь рядом. Татьяна комментирует из-за перегородки.

- Владимир Федорович! Этой глаз надо подбить. А вот у этой — пусть будто бы нос провалился. Тогда у той, которая между ними, - сифилитическая сыпь.

- Да как она хоть выглядит?

- А вон на фото...

- Ноги, ноги не забудьте. Худые, и чулок рваный, - кричит Татьяна.

- Владимир Федорович, у этой же должно быть платье облевано...

Интересно, как это звучит со стороны?

Мы уже считаем дни до открытия. Естественно, лихорадит и по­тряхивает. Выставка, конечно, грандиозная! Но воспримут ли ее люди адекватно? Иного способа нет. Я затаилась в засаде и жду, когда неосторожный посетитель заглянет в проем входа.

- Хотите посмотреть? Это недолго!

Моя «жертва» - интеллигентная женщина с сыном-подростком. Они соглашаются.

- Выберите свои самые лучшие шесть качеств. Запомните, тот, кто умеет видеть в себе хорошее, - менее уязвим для вовлечения в наркозависимость! Приберегите их, они вам пригодятся.

И уже в первом зале начинается.

- За все надо платить! Отдайте одну из бумажек...

- Жалко, это же мое положительное качество, - с трудом решается расстаться с символической частичкой души не только мама, но и сын. Он выбирает даже дольше.

- Это стадия эпизодических употреблений, впереди - интересные компании и спасение от скуки жизни, заплатите!

Это стадия возникновения физической зависимости, но решение ваших личных проблем впереди! Заплатите.

 Мы добрались до кладбища. Сын ищет выход, и не находит. Я сама указываю на дверь с надписью « Нет выхода!» Мы снова в первом зале.

- Вам понравилась такая жизнь?!

- Нет! - отвечает сын.

- Тогда вам сюда! - я распахнула дверь в последний зал.

Солнечный свет даже мне, знающей, что там, бьет по глазам. Многоцветье после черноты воспринимается не как зрительное, но как сенсорное ощущение. Будто с холода - и в тепло. Посетители ошеломлены.

- Только вы сами можете защитить себя от наркотика. Откажитесь от первого эксперимента.

Лица моих добровольных помощников приобретают естественное выражение. Спасибо вам, дорогие первые посетители. Теперь открытие уже не пугает.

Последний штрих - звуковое оформление. Торжественно - мрачная музыка «Pink Floyd», откровения наркомана (радиомонтаж сделан Северским городским радио), невнятное бормотание с видеомагнитофона. Да, мы знаем, на что идем. Нашатырный спирт и валидол приготовлены. Я вполне допускаю, что кому-то может стать плохо.

На презентации было много официальных представителей: из Администрации, Управления образования, правоохранительных органов. Много томичей: представители Департамента образования, наркологи, сотрудники общественных организаций. Все они знакомы с проблемой наркомании не понаслышке.

Звуковое сопровождение на открытии выставки создавал А. Нерадовский, известный северский певец и композитор. Мрачную атмосферу несколько разрядили девчата из центра детского творчества, ансамбль «Садко» (руководитель - С. Н. Левченко), задорно исполнившие антипивные частушки. Затем самый волнующий момент: мы ведем гостей на выставку. По окончании экскурсии начинается обсуждение. Разговор деловой, вдумчивый: выступали представитель Департамента образования г. Томска, сотрудники правоохранительных органов, наркологи, в слове не отказывали никому. Самый юный из выступающих- 10-летний Павел Казин - мне запомнился больше остальных. Все-таки он представитель той самой группы, для которой мы и создали нашу выставку.

Итак, мы сделали это, и мы сделали это хорошо! Осталась самая малость - вручить всем, кто помогал, благодарственные письма.

Экспозиция «Выбор - за ВАМИ!» будет работать полгода. Посещение - бесплатное. Уже сейчас на выставке работают волонтеры, причем не только студенты, но и пенсионеры. Осенью на базе выставки будут проводиться лектории, психотренинги. Этот мир уже никогда не сможет существовать без наркотиков. И только от нас зависит, дадим ли мы дурману сломать свою судьбу. Мы сделали то, что было в наших силах. Северчане, поддержите нас!

...На открытии этой выставки я последний раз видела Юрия Ивановича Прядухина. Вскоре после презентации он лег в больницу, и в ночь с 12 на 13 июня его не стало. Выставка «Выбор - за ВАМИ!» оказалась одним из пос­ледних проектов, в реализации которого принял самое деятельное участие этот неутомимый, умный и отважный человек. Друзья в шутку называли его рыцарем, ведущим бой с ужасным противником. В любой шутке есть доля правды. У Юрия Ивановича даже был свой девиз: «Кто, если не я, когда, если не сейчас!» И, как истинный рыцарь, он ему всегда следовал.

 

//Северский меридиан.– 2003.- № 6-7.– С. 12-17.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A