«Литераторов не должно быть много…»

Интервью с участницей второго Всесибирского семинара молодых писателей «Сибирские Афины» Татьяной Назаренко

- Насколько важным событием для Вас стало участие во втором Всесибирском семинаре молодых писателей «Сибирские Афины», проходившем в Томске 16-18 сентября 2003 года?

- Наверно, это было одно из самых ярких и уж точно - одно из самых приятных событий ушедшего года.

- Кто присутствовал на семинаре?

- Уже знакомясь с присланной программой, я предвкушала немало интересного. Судите сами. Председатель оргкомитета - драматург, прозаик и поэт Александр Иннокентьевич Казанцев. Зам председателя Дмитрий Коро, с которым я познакомилась в позапрошлом году во время поездки на второй Всероссийский Форум молодых писателей России в Липках. Члены оргкомитета: Владимир Берязев (Новосибирск) - поэт, зам. главного редактора журнала «Сибирские огни». Поэт и прозаик Борис Климычев, известный мне еще и как знаток города Томска и его истории. Поэт и прозаик Александр Рубан...

Список приглашенных мастеров «литературного цеха» обещал много интересных встреч и знакомств. На секции прозы - Станислав Вторушин (Барнаул), Виталий Зеленский (Новосибирск), Валерий Казаков (Кемерово), Анатолий Кириллин (Барнаул), Вадим Макшеев (Томск), Михаил Щукин (Новосибирск). Особенно обрадовала меня возможность встретиться с одним из руководителей нашей секции в Липках С. А. Золотцевым и Р. Х. Солнцевым, в работе семинара которого я тоже приняла тогда участие. На секции поэзии состав руководителей был не менее интересным и ярким: Михаил Андреев (Томск), Наталья Ахпашева (Абакан), Михаил Вишняков (Чита), Александр Ибрагимов (Кемерово), Николай Игнатенко (Томск). Анатолий Кобенков (Иркутск), Юрий Кублановский (Мос­ква). Валентин Устинов (Москва), Татьяна Четверикова (Омск). И, естественно, многие талантливые молодые авторы. Очень сильную делегацию прислал Алтай. Северчан на секции прозы было трое - я, Алла Афанасьева и Дмитрий Коньков, кстати, участник третьего Всероссийского форума молодых писателей в Липках.

- Как строилась работа семинара? Кто из молодых участников особенно запомнился?

- Было две секции - поэтическая и прозаическая. После общего пленарного заседания мы работали раздельно, а в конце было общее заседание, и Свободный поэтический микрофон у памятника Пушкину. В работе поэтической секции я участия не принимала. Знаю только, что открытием Семинара стала молодая поэтесса из Тывы Тайгана Очур. Во время Свободного микрофона, когда поэты читали свои произведения возле памятника Пушкину, я обратила внимание на эту невысокую симпатичную девушку, читавшую стихи на родном языке и по-русски. Не менее яркое впечатление произвели красноярец Иван Клиновой и томич Юрий Татаренко. И пусть простят меня собратья - поэты, что этими именами и ограничиваются мои впечатления. На секции прозы шла такая интересная работа, что не нашлось времени сходить и посмотреть, что творится соседей.

У прозаиков наиболее яркое впечатление на меня произвело обсуждение работ Дианы Вишневской из Новосибирска, Сергея Серикова, Ильи Трубленко из Красноярска, Михаила Шнайдера из Барнаула, томичек Оксаны Чайковской, Ольги Булгаковой, Анны Ляпковой. Очень неплохо выглядел на общем фоне Дмитрий Коньков.

- Что представили на Семинаре Вы, и как прошло обсуждение?

- Я представала на семинар маленькую повесть «Мамеле» («Мамочка»). Сама я ее переделывала бессчетное количество раз. У меня хранятся только десять разных вариантов, когда принципиально менялась сюжетная линия или характеристики героев. Девятый вариант, представленный на семинаре, меня не вполне устраивал, но что в нем можно изменить, я не знала. В результате вдумчивого анализа и критики, которая была сделана руководителями секции (спасибо С. .А. Золотцеву, Р. Х. Солнцеву, В. Н. Макшееву), я поняла, что меня не устраивает. Они показали, что некоторые мысли, которые я хотела бы донести до читателя, - не видны. На основе их критики я сделала вывод, причем, совсем не тот, который прямо вытекал из высказанных замечаний. Я не стала ничего менять в тексте, кроме того, что всю повесть переписала от первого лица. От имени своего героя Марка Штоклянда. Так что результатами обсуждения я довольна.

- Кстати, критика произведений авторов на семинаре проходит в жесткой форме?

- Нет, я бы не сказала. Ничего смертельного и непереносимого для самолюбия автора. А вообще, это моя субъективная точка зрения, литераторов не должно быть много, и все, кто претендует на то, чтобы быть писателем, должен доказать это право. Так что, чем строже (не придирчивее, именно - строже) рассматривают написанное - тем лучше для автора. Я еще ни разу не встречала такого отношения со стороны старших собратьев, которое можно было бы считать высокомерным, или расценить как «стариковское» непонимание молодежи.

- Какое наиболее яркое событие связано у Вас с семинаром?

- Во-первых, я очень рада была встретиться с С. А. Золотцевым, с которым познакомилась на Форуме в Липках. Он очень вдумчивый читатель, и общение с ним мне интересно. А во-вторых, это дискуссия, которая возникла во время обсуждения работы одного из «семинаристов». Рассказ (кстати, совершенно не вызвавший замечаний с точки зрения формы) породил споры по содержанию. Суть: «О смерти нельзя писать так равнодушно. Даже если герои рассказа равнодушны к ней, автор не имеет права на это. Вы в ответе за душу вашего читателя!» Особенно потряс меня рассказ В. Н. Макшеева о том, как его семья ехала в ссылку.

- Где можно познакомиться с творчеством участников семинара?

- По материалам семинара вышел номер «Сибирских Афин» (№3 (30) 2003 г.), там опубликованы работы как руководителей семинара, так и молодых писателей. Моя тоже.

 

 

Потапова В.

//Гамма плюс– 2004.- № 1.– С. 6-7.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A