Об авторах, книгах, друзьях

Кино давно вытеснило книгу, литературу. И все-таки книги не только читают, но и пишут. В том числе и у нас в Северске. Вот и сейчас в томском издательстве вышла книга «Минос, царь Крита». Ее автор – музейный работник, историк, писатель, член Союза писателей РФ, северчанка Татьяна Назаренко. Книга только вышла из печати. Трудно говорить о книге, которую еще не читал. Потому наш разговор больше об авторе, авторах и книгах, вообще, любимых и нелюбимых, о друзьях. И потом, кто лучше сможет презентовать книгу, нежели ее автор?

- Книгу помогли издать друзья. Друзья по «Друзе». Литературному объединению. Да не только литературному. В нем поэты, художники, прозаики, журналисты. Просто собрались люди, которым вместе интересно. Идейным вдохновителем и руководителем объединения является долгое время проработавшая журналистом в газете «Новое время» Ольга Александровна Кочеткова. Сейчас она руководит новым литературным объединением, в несколько молодежном «ключе», литературным объединением «Ключ». Не на спонсорские средства издавали. А именно так – с миру по нитке.

- Это Ваш первый литературный опыт?

- Первая публикация - рассказ «Химерическая сказка» - была у меня еще в журнале «Северский меридиан». Одно время выходил у нас в городе такой литературно-публицистический журнал.

Вообще, в Северске много интересных людей. Но кто о них знает? Если просто спросить о местных авторах, то может быть вспомнят Михаила Карбышева, Валентину Самойлову, Алоиза Крылова, Валентину Валиулину, Галину Семичеву. И все. Остальные ведь совершенно неизвестны. Многие ли знают, например, таких интересных авторов, как Борис Путилов, Дмитрий Коньков, Сергей Парфенов, Тамара Васильевна Полякова? Или поэтов Светлану Бучельникову и Дмитрия Янученко (увы, ушедших от нас), Софию Рубакову, Юлию Желнину. А подрастает очень талантливая молодежь: Лариса Мареева, Полина Бояринова, Карина Сапунова, Марина Даутова. Спасибо «Радио Северску» - они еще как-то находят и рассказывают о талантах, но его ведь слушают немногие.

- Эта книга издана в Томске?

- В томском издательстве «Ветер». Вот такой приличным фолиант.

Когда приступала к работе, то думала, что это будет небольшой рассказ. В красивой, можно сказать, глянцевой обложке. Обложку, кстати, оформил тоже друг по «Друзе» - известный северский художник Вадим Долинский, который читал роман еще в рукописи, специально погружался в тему, изучая крито-микенскую культуру. Хочу выразить ему благодарность.

- Итак, роман - исторический?

- Роман историко-фантастический. Вольная переработка древнегреческих мифов, исторического материала.

(В предисловии к книге Татьяна предупреждает, что «охотно пользовалась правом писателя на домысел и вымысел... В извинение свое хочу сказать, что сами греки воспринимали свои мифы не как догму, но как руководство к действию, внося в сюжеты свои изменения и интерпретации». Имя главного героя вынесено в название - «Минос, царь Крита». Живет он в романе долго, почти 200 лет. И запросто общается с богами).

- Какова, так сказать, основная идея?

- Идея? Скорее – я рассказала о человеке, который мне нравится. Он прожил жизнь, оставаясь самим собой. Разумеется, он не безгрешен, он ошибался, шел на компромиссы, иногда бывал жесток, мелочен, совершал подлости даже. Но, совершая подлости, он хоть перед собой-то не оправдывался. Я его за это уважаю. Минос – просто человек, и я допускаю, что он может как человек не понравиться читателям.

Я противница того, что писатель должен решать мировые проблемы, наставлять, воспитывать. Он всего-навсего человек. Я не согласна с тем, что «поэт больше, чем поэт». Что, прочитав книгу, можно чему-то научиться. Именно потому я не люблю Льва Толстого, за то, что он от литературы перешел к какому-то наставничеству. За то же не люблю Солженицына. За то, что он решил нас учить «как нам обустроить Россию». Я думаю, единственное, на что может претендовать писатель - это изложение своей точки зрения, с которой читатель может согласиться, а может и не согласиться, поспорить, но главное - задуматься. Я не люблю книг, читать которые, быть может, интересно, но вспомнить потом нечего.

- Спрошу тогда о Вас как о читателе? Любимые авторы есть?

- Есть книги, которые я никогда не устану перечитывать. Это, прежде всего, «Имя Розы» Умберто Эко. Мне, как историку, видно, что это

подделка. Но подделка высокого уровня. Грамотная, красивая. Я этой книгой просто болела, чувствовала себя участницей событий.

Затем есть книга, перечитывая которую, я всегда нахожу что-то новое. Это «Декамерон» Боккаччо.

Сильно влияет и то, над чем работаешь: подобное тянется к подобному. В то время, когда работала над романом, увлеклась Юрсенар, Рено, Грейв- сом. Просто настольной книгой был Овидий. Из него, кстати, почерпнула немало косметических рецептов. Сейчас читаю писателей ФРГ: Белль, Борхерт, Грасс.

А вообще книги, как правило, должны прийти в нужный момент и под настроение. Тогда ты их поймешь и оценишь. Я полагаю, что многие книги я, по этой причине прочитав, не поняла. И жалею об этом. В юности, например, я отложила в сторону «Ярмарку тщеславия» Теккерея, неприятно было читать. Зато сейчас это одна из любимых книг.

- Сколько времени отдано роману? Как долго он шел к читателю?

- Писала я его 4 года, с 2004 по 2008 год, еще год

- 2009-й ушел на корректуру. И вот сейчас в 2010-м роман наконец-то издан.

- Откуда такая тема? Почему древнегреческая мифология? Ведь Вы специалист по русской истории?

- Откуда взялся этот Минос? Я и сама не знаю. Но с детства для меня он был какой-то знаковой фигурой.

Что касается специальности, то я считаю себя космополитом. Никогда не было какой-то культурной, территориальной или временной среды в фокусе интереса. Интересна сама история. Началось все с Древнего Египта, с Тутанхамона. Потом - 3-4 класс - была «Илиада». Потом потянуло в русскую историю, но к монголам. Зачитывалась трилогией Яна.

- Диплом писали по опричнине...

- Да. А вот примерно десять лет тому назад внезапно стала интересна советская история, массовые репрессии. У меня появились герои - работники НКВД, и я 4 года жила этим периодом.

- Кто был первым читателем?

- Мама - Вероника Алексеевна Назаренко, филолог по образованию. И не просто филолог, а человек, умеющий читать книги. И я знаю, что как бы она меня не любила, она не будет делать скидки, что я дочь. Затем Ольга Александровна Кочеткова, коллеги по работе, друзья. В их числе известный северский автор Анна Богданец (ей посвящена книга). Она делала редакторские правки. И томский автор - Александр Рубан, который потом верстал книгу.

- Где можно увидеть, прочитать, купить роман?

- Книгу можно приобрести в томском магазине «Букинист». Несколько экземпляров я передала в библиотеки: в Центральную городскую и Детскую.

- Кому Вы ее адресуете? Кто именно Ваш читатель?

- Тот, кто не испугается обилия незнакомых имен, сложного, замысловатого сюжета. Возрастных, профессиональных рамок тут не ставлю. Читали ее и пенсионеры, и школьники, и люди среднего возраста.

- Традиционный вопрос: Ваши творческие планы? «Минос» издан. Над чем работаете сейчас?

- У меня есть неизданная повесть в ключе «Миноса», но из скандинавской мифологии. Как музейного работника привлек сюжет: есть музей, но музей этот - музей-мемориальный комплекс «Концлагерь Дахау». Его отец тоже работал там, но с 1933 по 1945 годы...

Идея пришла после того, как попалась мне на глаза заметка. Дочь одного из комендантов концлагеря Плашув (отделение Майданека в Польше) Моника Гет встретилась с евреем, который имел несчастье знать ее папочку. Эта встреча заставила женщину задуматься о том, кем же был ее отец, изучить материалы процесса над ним. Сейчас Моника Гет заявляет, что с презрением относится к попыткам найти оправдания действиям нацистов и сочла нужным при посещении Израиля сводить своего внука в музей Холокоста.

Это ведь любопытно. Я считаю, что в основе всегда должен лежать какой-то конфликт.

 

Саунин И.

//Новый диалог.– 2010.– 13 авг.– С. 18.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A