Звонкий голос Валентины Самойловой
Передо мной красочная, ярко иллюстрированная книга «Золото» культуры Северска», изданная при содействии Северского химического комбината. В этом сборнике достаточно много фактического материала, посвященного культурной жизни нашего города. Есть в данном издании место для повествования о творческих коллективах, работающих в разнообразных жанрах, есть и разделы, посвященные самодеятельным художникам, фотографам, поэтам. Последние представлены такими мастерами художественного слова и образа, как Михаил Карбышев, Валентина Колбасова, Владимир Ниренберг, Михаил Новинский, Дмитрий Останин, Елена Семичева, Виктор Червинский. Но очередным героем рубрики «Персона» сегодня будет северская поэтесса Валентина Константиновна Самойлова, фрагменты творчества которой также имеются на страницах этого северского альманаха о культуре.
Валентина Константиновна родилась 30 августа 1940 года в Ярославле. Окончила Ивановский индустриальный техникум в 1958 году. С 1960 по 2007 годы работала инженером в отделе главного энергетика СХК. Ветеран труда. Ветеран атомной энергетики и промышленности. Поэзией увлекалась всегда, но сама начала писать лишь только в 46 лет. Автор сборника стихов «Через меня проходит мирозданье» (1999 г.) Имеет публикации в сборниках «Иллюзия Пигмалиона» (Томск, 1996 г.)., «Антология поэзии «закрытых» городов» (Железногорск, 1999 г.), «Любовь и судьба» (Северск, 2000 г.), «Северчане» (Северск, 2003 г.), «Томск - любовь моя и судьба» (Томск, 2004 г.), «Стихи поэтов закрытых городов» (Саров, 2005 г.), «Мой комбинат - моя судьба» (2007 г.). Лауреат премии Главы Администрации ЗАТО Северск по итогам 2001 года «За мастерство и творческую инициативу», победитель конкурса на лучшую песню в честь 50-летия СХК и «Химстроя».
Поэзия - это специфический жанр, можно сказать - удел (хочется оговориться - избранных) немногих людей, обладающих тонкой душевной конституцией и многоканальным (как программы телевидения) восприятием мироздания. По крайней мере, так утверждает известный томский поэт Михаил Андреев, автор текста песен для таких исполнителей, как группы «Любэ», «Иванушки Интернешнл», «Белый Орел», «Корни». Андреев утверждает, что настоящая поэзия не для всех. Истинных любителей и ценителей поэзии на самом деле немного, несмотря на то, что детей с малолетства приучают заучивать стихотворения известных и популярных мастеров поэтического жанра. Поэтому, может быть, лишь немногих читателей заинтересует эта тема, но без популяризации мастеров художественного слова и их творчества тоже нельзя обойтись, поскольку стихи - это элементы и носители нашего культурного и душевного наследия. Еще Андреев говорит, что «поэт в семье - несчастье, поскольку он живет на земле и на небе». Можно еще добавить, что поэты - это создания «не от мира сего» (в хорошем смысле этих "слов), но в толпе прохожих отличить поэта от непоэта невозможно по внешнему облику. Отличие становится явным, когда слушатели услышат голос поэта. А у нашей героини рубрики голос нежный - из глубины души, но когда она читает стихи, наполненные любовью к Родине, родному краю - этот голос становится настолько звонким и громким, что его просто нельзя не услышать.
С Валентиной Константиновной (вернее с ее творчеством), автор этих строк познакомился в прошлом году на вечере поэзии, являющимся как бы своеобразным отчетом о проделанной работе (если так можно сказать о творчестве). Этот вечер носил очень поэтическое название «Осень многоцветьем расплескалась». Тогда это мероприятие стало весьма заметным в культурной жизни нашего города. В зале ДК имени Островского был аншлаг.
Вечер показал - насколько разнообразна творческая палитра Валентины Самойловой. В ее поэтическом багаже все произведения были как бы разбиты по отдельным циклам, объединенным одной темой - темой любви к окружающему миру. Основу ее творчества составляют большие блоки стихотворений о Северске, о Сибирском химическом комбинате, о любви к природе, о Родине, о Великой Отечественной войне.
Восточная мудрость гласит «если сказать «халва», то все равно во рту слаще не станет». Поэтому, говоря о поэзии и не приводя из нее конкретных примеров, нельзя получить истинное представление об авторе. Предлагаю читателям одно из первых произведений Валентины Самойловой под названием «Мой слабый голос»:
Мои слабый голос вряд ли кто услышит.
Так много стало громких голосов.
Больна моя Россия, еле дышит,
И ей сейчас не до моих стихов.
Мессии нет, вещают лжепророки,
И воронье кружит над головой.
О Родина! Стоим мы на пороге
Беды или спасения с тобой?
Мне больно, как тебе, земля родная,
Израненная в мирную страду.
И горький дым отечества глотая,
С тобой воскресну или пропаду!
Услышав это стихотворение в исполнении автора, хочется по-доброму «обвинить» его в скромности и лукавстве - голос-то отнюдь не «слабый», а напротив зычный, громоподобный, звонкий (как уже говорилось). И наполнен он такими сильными чувствами к своей родине, к своей земле, к людям, живущим на ней, что не приходится сомневаться в искренности Валентины Константиновны. (Ведь свой голос она «разрабатывала» еще, будучи молоденькой комсомолкой, возглавлявшей штаб «Комсомольского прожектора» в своем рабочем коллективе. Был тогда такой печатный самодеятельный орган, бичующий язвы и пороки, мешающие плодотворно работать и жить. Говорят, что даже сам директор Сибирского химического комбината Степан Иванович Зайцев был вынужден держать ответ, отчитываясь перед комсомольской газетой).
А родилось это стихотворение, по словам автора - в ответ на последствия, так называемой «перестройки» и проводимых в дальнейшем реформ, приведших к развалу некогда великой державы. Не найдется ни одного истинно русского человека, который бы не переживал результаты этих бесчеловечных экспериментов над Родиной. Так и Валентине Самойловой больно.
Стенает и плачет ее душа. Но никогда бы этот человек не стал искать спасения на благополучной процветающей чужбине. Наша героиня готова разделить любую судьбу со своей Отчизной - воскреснуть вместе с ней или вместе с ней пропасть!
Известная северская журналистка Валентина Калинина так охарактеризовала Валентину Самойлову и ее творчество: «Сказать о себе, что «через меня проходит мирозданье», может лишь только зарвавшийся сноб или очень чуткий человек, каждой клеточкой своей реагирующий на все, что происходит вокруг. А если бог еще и в темечко поцеловал, талантом наградил, то он способен из ощущений своих создать нечто удивительное - картину, например, возле которой остановишься и замрешь, музыку, которая не только на слова ложится, но и на душу, стихи... Вот о них-то и поговорим. И о той, что их слагает. О Валентине Самойловой, северской поэтессе, удивительно красивом человеке, не поддающемся ни превратностям судьбы, ни годам-молотилкам. Они ее - вниз, а она их - наверх. На лесную земляничную поляну, на берег Томи, чтобы как он, притулиться к реке. Или на вершину кедра, чтоб поближе к солнцу, на литературные посиделки - «перелить» друг в друга потоки энергии. Талантливая, скромная, душевная, щедрая. И это далеко не все эпитеты, которыми по отдельности ее называют в кругу родных и близких, а вкупе - на творческих вечерах и презентациях сборников стихов и песен. Не поверите, но целых сорок семь лет она трудилась на ядерном производстве в отделе главного энергетика и только недавно окончательно и бесповоротно записала
себя в ряды пенсионеров. Но рядом с бабушками ее лет она - Цветаева и Ахматова «северского розлива». Сохранившая стройность и миловидность, живость характера, сметливость и смешливость».
Каково? Браво, Валентине Калининой, сумевшей найти неповторимые образы и метафоры, характеризующие Валентину Самойлову! Браво, и Валентине Самойловой -любая поэтесса была бы обрадована, прочитав такие отзывы о себе дорогой! Браво им обеим - мастерицам пера! Первая пишет поэзию в прозе, а вторая говорит о прозе жизни - в стихах.
Прежде чем напроситься в гости к Валентине Самойловой, мне пришлось немного поподробнее ознакомиться с ее творениями и только после этого я набрал ее телефонный номер. Договорившись о встрече, беру диктофон и иду брать интервью. Две автобусных остановки - и я уже дома у Валентины Самойловой. Бросаю беглые взгляды на обстановку, поскольку интерьер квартиры может многое рассказать о хозяйке. Ничего лишнего. Классическая мебель советских времен, книги на полках, пейзажи на стенах. А на кухне - вкуснейший запах жареной картошки с грибами. Хозяйка приглашает к столу. Вежливо отказываюсь, поскольку дома позавтракал и прошу сразу же приступить к делу.
Валентина Константиновна, как оказалось, приготовила для меня не только завтрак (чертовски приятно за такое внимание!), но и все книги, журналы, газетные вырезки о своем творчестве и награды за оное.
Включаю диктофон, но вскоре понимаю, что он не пригодится, поскольку о поэте и его творчестве невозможно рассказывать в жанре интервью. Скорее всего, в данном случае, годится жанр эссе, на худой конец, очерка. Но я глубоко не задумываюсь над этим, как не думаю, и расспрашивать Валентину Константиновну о работе, о быте и прочих приземленных вещах. О поэте надо говорить через призму его творчества, ибо оно определяет сущность автора, как уровень воды в колодце - его наполняемость.
Спрашиваю о том, как рождаются ее произведения, кто ее муза? Валентина Константиновна смеется: «Это мужчин-поэтов вдохновляют музы, у меня же - музык».
А если серьезно, то стихи рождаются у нее в сознании по ночам. Как появится что-нибудь «этакое» - вскакивает с кровати и перекладывает все на бумагу.
Валентина Константиновна показывает мне одну из своих книг, в которой приведены цитаты Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, а вслед за ними и героини моего повествования. Самойлова опять улыбается: «Приятно находиться в такой компании».
По достоинству оцениваю чувство юмора хозяйки и расспрашиваю ее дальше. Она в ответ достает журнал «Северский меридиан» и показывает мне. Я читаю, что Валентина Константиновна писала обо всем: и о любви, и о прошедшей войне, и о том, что происходит вокруг и внутри нас. Первое стихотворение, которому суждено было прозвучать при большом стечении народа, - «Монолог безверия» (позднее рок-группа «Марафон» написала к этим словам музыку и включила песню в свой репертуар). Поэтесса посмотрела фильм «Крик о помощи» - о наркоманах. Это был первый тревожный звонок - пропала вера. Социалистическую уже разрушили, христианскую ещё не возродили. Образовался вакуум и было страшно. Чувствовалось приближение катастрофы.
От ощущения этого покалывает сердце. «Поэт в России - больше чем поэт», потому что не может быть поэта без ярко выраженной гражданской позиции. Помните: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Вот и выходит, что поэт - это гражданин «в квадрате». Поэт, по определению, неравнодушный человек, боль другого - это его боль. Свою гражданскую позицию северская поэтесса неподражаемо образно и в то же время просто определила в стихотворении «Выбор».
Я на левом стою берегу,
А на правый перейти не могу,
Потому, что мой берег прав,
Но у правого больше прав.
А на правом берегу - терема,
А на левом - сума да тюрьма.
Правый берег высок и могуч.
Левый берег во власти туч.
И грозится неправый правый
Неминуемо скорой расправой.
Я на левом стою берегу,
От неправды его берегу.
Кто «левые», а кто «правые» - каждый думающий человек определит для себя сам. В этом вся сущность Валентины Самойловой - она нас заставляет думать. Думать и действовать.
Сейчас северская поэтесса больше не пишет. Мне не хотелось допытываться, что этому явилось причиной - кризис жанра, усталость, пресыщение творчеством? Во всяком случае, она уже оставила свой след на нашей бренной земле. И ей есть чем гордиться - она подарила жизнь трем своим сыновьям, а стало быть, и их детям - своим шестерым внукам. Она подарила нам свое своеобразное творческое наследие. Для матери и поэтессы - это более; чем достаточно.
Дворецкий А.
//Новый диалог.- 2009.- 30 янв.- С. 8.