Звонкий голос Валентины Самойловой

Передо мной красочная, ярко иллюстрированная книга «Золото» культуры Северска», изданная при содействии Северского химического комбината. В этом сборнике достаточно много фактического материала, посвященного культурной жизни нашего города. Есть в данном издании место для повествования о твор­ческих коллективах, работающих в разнообразных жанрах, есть и разделы, посвященные самодеятельным художникам, фотографам, поэтам. Последние представлены такими мастерами художествен­ного слова и образа, как Михаил Карбышев, Валентина Колбасова, Владимир Ниренберг, Михаил Новинский, Дмитрий Останин, Елена Семичева, Виктор Червинский. Но очередным героем рубрики «Персона» сегодня будет северская поэтесса Валентина Константи­новна Самойлова, фрагменты творчества которой также имеются на страницах этого северского альманаха о культуре.

 

Валентина Константиновна родилась 30 августа 1940 года в Ярославле. Окончила Ивановский индустриаль­ный техникум в 1958 году. С 1960 по 2007 годы работала инженером в отделе главного энергетика СХК. Ветеран труда. Ветеран атомной энергетики и промышленности. Поэзией увлекалась всегда, но сама начала писать лишь только в 46 лет. Автор сборника стихов «Через меня проходит мирозданье» (1999 г.) Имеет публикации в сборниках «Иллюзия Пигмалиона» (Томск, 1996 г.)., «Антология поэзии «за­крытых» городов» (Железногорск, 1999 г.), «Любовь и судьба» (Северск, 2000 г.), «Северчане» (Северск, 2003 г.), «Томск - любовь моя и судьба» (Томск, 2004 г.), «Стихи поэтов за­крытых городов» (Саров, 2005 г.), «Мой комбинат - моя судьба» (2007 г.). Лауреат премии Главы Админи­страции ЗАТО Северск по итогам 2001 года «За мастерство и творческую инициативу»,   победитель конкурса на лучшую песню в честь 50-летия СХК и «Химстроя».

Поэзия - это специфический жанр, можно сказать - удел (хочет­ся оговориться - избранных) не­многих людей, обладающих тонкой душевной конституцией и многоканальным (как программы телевиде­ния) восприятием мироздания. По крайней мере, так утверждает из­вестный томский поэт Михаил Ан­дреев, автор текста песен для таких исполнителей, как группы «Любэ», «Иванушки Интернешнл», «Белый Орел», «Корни». Андреев утверж­дает, что настоящая поэзия не для всех. Истинных любителей и цени­телей поэзии на самом деле немного, несмотря на то, что детей с малолет­ства приучают заучивать стихот­ворения известных и популярных мастеров поэтического жанра. По­этому, может быть, лишь немногих читателей заинтересует эта тема, но без популяризации мастеров худо­жественного слова и их творчества тоже нельзя обойтись, поскольку стихи - это элементы и носители нашего культурного и душевного наследия. Еще Андреев говорит, что «поэт в семье - несчастье, посколь­ку он живет на земле и на небе». Можно еще добавить, что поэты - это создания «не от мира сего» (в хорошем смысле этих "слов), но в толпе прохожих отличить поэта от непоэта невозможно по внешнему облику. Отличие становится явным, когда слушатели услышат голос поэта. А у нашей героини рубрики голос нежный - из глубины души, но когда она читает стихи, напол­ненные любовью к Родине, родному краю - этот голос становится на­столько звонким и громким, что его просто нельзя не услышать.

С Валентиной Константинов­ной (вернее с ее творчеством), автор этих строк познакомился в про­шлом году на вечере поэзии, являю­щимся как бы своеобразным отче­том о проделанной работе (если так можно сказать о творчестве). Этот вечер носил очень поэтическое на­звание «Осень многоцветьем рас­плескалась». Тогда это мероприятие стало весьма заметным в культур­ной жизни нашего города. В зале ДК имени Островского был аншлаг.

Вечер показал - насколько раз­нообразна творческая палитра Ва­лентины Самойловой. В ее поэти­ческом багаже все произведения были как бы разбиты по отдельным циклам, объединенным одной темой - темой любви к окружаю­щему миру. Основу ее творчества составляют большие блоки стихот­ворений о Северске, о Сибирском химическом комбинате, о любви к природе, о Родине, о Великой От­ечественной войне.

Восточная мудрость гласит «если сказать «халва», то все равно во рту слаще не станет». Поэтому, говоря о поэзии и не приводя из нее конкретных примеров, нельзя по­лучить истинное представление об авторе. Предлагаю читателям одно из первых произведений Вален­тины Самойловой под названием «Мой слабый голос»:

Мои слабый голос вряд ли кто услышит.

Так много стало громких голосов.

Больна моя Россия, еле дышит,

И ей сейчас не до моих стихов.

Мессии нет, вещают лжепророки,

И воронье кружит над головой.

О Родина! Стоим мы на пороге

Беды или спасения с тобой?

Мне больно, как тебе, земля родная,

Израненная в мирную страду.

И горький дым отечества глотая,

С тобой воскресну или пропаду!

Услышав это стихотворение в исполнении автора, хочется по-до­брому «обвинить» его в скромно­сти и лукавстве - голос-то отнюдь не «слабый», а напротив зычный, громоподобный, звонкий (как уже говорилось). И наполнен он такими сильными чувствами к своей родине, к своей земле, к людям, жи­вущим на ней, что не приходится сомневаться в искренности Вален­тины Константиновны. (Ведь свой голос она «разрабатывала» еще, будучи молоденькой комсомолкой, возглавлявшей штаб «Комсомоль­ского прожектора» в своем рабочем коллективе. Был тогда такой печат­ный самодеятельный орган, бичую­щий язвы и пороки, мешающие пло­дотворно работать и жить. Говорят, что даже сам директор Сибирского химического комбината Степан Иванович Зайцев был вынужден держать ответ, отчитываясь перед комсомольской газетой).

А родилось это стихотворение, по словам автора - в ответ на по­следствия, так называемой «пере­стройки» и проводимых в дальней­шем реформ, приведших к развалу некогда великой державы. Не най­дется ни одного истинно русского человека, который бы не переживал результаты этих бесчеловечных экспериментов над Родиной. Так и  Валентине Самойловой  больно.

Стенает и плачет ее душа. Но ни­когда бы этот человек не стал искать спасения на благополучной про­цветающей чужбине. Наша герои­ня готова разделить любую судьбу со своей Отчизной - воскреснуть вместе с ней или вместе с ней про­пасть!

Известная северская журна­листка Валентина Калинина так охарактеризовала Валентину Са­мойлову и ее творчество: «Сказать о себе, что «через меня проходит ми­розданье», может лишь только за­рвавшийся сноб или очень чуткий человек, каждой клеточкой своей реагирующий на все, что проис­ходит вокруг. А если бог еще и в те­мечко поцеловал, талантом награ­дил, то он способен из ощущений своих создать нечто удивительное - картину, например, возле которой остановишься и замрешь, музыку, которая не только на слова ложится, но и на душу, стихи... Вот о них-то и поговорим. И о той, что их слагает. О Валентине Самойловой, северской поэтессе, удивительно краси­вом человеке, не поддающемся ни превратностям судьбы, ни годам-молотилкам. Они ее - вниз, а она их - наверх. На лесную земляничную поляну, на берег Томи, чтобы как он, притулиться к реке. Или на вершину кедра, чтоб поближе к солнцу, на литературные посиделки - «пере­лить» друг в друга потоки энергии. Талантливая, скромная, душевная, щедрая. И это далеко не все эпите­ты, которыми по отдельности ее называют в кругу родных и близких, а вкупе - на творческих вечерах и презентациях сборников стихов и песен. Не поверите, но целых сорок семь лет она трудилась на ядерном производстве в отделе главного энергетика и только недавно окон­чательно и бесповоротно записала

себя в ряды пенсионеров. Но рядом с бабушками ее лет она - Цветаева и Ахматова «северского розлива». Со­хранившая стройность и миловид­ность, живость характера, сметли­вость и смешливость».

Каково? Браво, Валентине Калининой, сумевшей найти неповто­римые образы и метафоры, харак­теризующие Валентину Самойлову! Браво, и Валентине Самойловой -любая поэтесса была бы обрадована, прочитав такие отзывы о себе дорогой! Браво им обеим - масте­рицам пера! Первая пишет поэзию в прозе, а вторая говорит о прозе жизни - в стихах.

Прежде чем напроситься в гости к Валентине Самойловой, мне пришлось немного поподробнее ознакомиться с ее творениями и только после этого я набрал ее теле­фонный номер. Договорившись о встрече, беру диктофон и иду брать интервью. Две автобусных остановки - и я уже дома у Валентины Са­мойловой. Бросаю беглые взгляды на обстановку, поскольку интерьер квартиры может многое рассказать о хозяйке. Ничего лишнего. Клас­сическая мебель советских времен, книги на полках, пейзажи на стенах. А на кухне - вкуснейший запах жа­реной картошки с грибами. Хозяйка приглашает к столу. Вежливо отка­зываюсь, поскольку дома позавтра­кал и прошу сразу же приступить к делу.

Валентина Константиновна, как оказалось, приготовила для меня не только завтрак (чертовски приятно за такое внимание!), но и все книги, журналы, газетные вы­резки о своем творчестве и награды за оное.

Включаю диктофон, но вскоре понимаю, что он не пригодится, поскольку о поэте и его творче­стве невозможно рассказывать в жанре интервью. Скорее всего, в данном случае, годится жанр эссе, на худой конец, очерка. Но я глубо­ко не задумываюсь над этим, как не думаю, и расспрашивать Валентину Константиновну о работе, о быте и прочих приземленных вещах. О поэте надо говорить через призму его творчества, ибо оно определяет сущность автора, как уровень воды в колодце - его наполняемость.

Спрашиваю о том, как рожда­ются ее произведения, кто ее муза? Валентина Константиновна смеет­ся: «Это мужчин-поэтов вдохнов­ляют музы, у меня же - музык».

А если серьезно, то стихи рож­даются у нее в сознании по ночам. Как появится что-нибудь «этакое» - вскакивает с кровати и переклады­вает все на бумагу.

Валентина Константиновна по­казывает мне одну из своих книг, в которой приведены цитаты Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, а вслед за ними и героини моего по­вествования. Самойлова опять улыбается: «Приятно находиться в такой компании».

По достоинству оцениваю чув­ство юмора хозяйки и расспраши­ваю ее дальше. Она в ответ достает журнал «Северский меридиан» и показывает мне. Я читаю, что Валентина Константиновна писала обо всем: и о любви, и о прошед­шей войне, и о том, что происхо­дит вокруг и внутри нас. Первое стихотворение, которому суждено было прозвучать при большом сте­чении народа, - «Монолог безверия» (позднее рок-группа «Марафон» написала к этим словам музыку и включила песню в свой репертуар). Поэтесса посмотрела фильм «Крик о помощи» - о наркоманах. Это был первый тревожный звонок - про­пала вера. Социалистическую уже разрушили, христианскую ещё не возродили. Образовался вакуум и было страшно. Чувствовалось при­ближение катастрофы.

От ощущения этого покалыва­ет сердце. «Поэт в России - больше чем поэт», потому что не может быть поэта без ярко выраженной гражданской позиции. Помните: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Вот и выходит, что поэт - это гражданин «в квадрате». Поэт, по определению, неравнодушный человек, боль дру­гого - это его боль. Свою граждан­скую позицию северская поэтесса неподражаемо образно и в то же время просто определила в стихот­ворении «Выбор».

Я на левом стою берегу,

А на правый перейти не могу,

Потому, что мой берег прав,

Но у правого больше прав.

А на правом берегу - терема,

А на левом - сума да тюрьма.

Правый берег высок и могуч.

Левый берег во власти туч.

И грозится неправый правый

Неминуемо скорой расправой.

Я на левом стою берегу,

От неправды его берегу.

Кто «левые», а кто «правые» - каждый думающий человек опре­делит для себя сам. В этом вся сущ­ность Валентины Самойловой - она нас заставляет думать. Думать и действовать.

Сейчас северская поэтесса больше не пишет. Мне не хотелось допытываться, что этому явилось причиной - кризис жанра, уста­лость, пресыщение творчеством? Во всяком случае, она уже оставила свой след на нашей бренной земле. И ей есть чем гордиться - она пода­рила жизнь трем своим сыновьям, а стало быть, и их детям - своим ше­стерым внукам. Она подарила нам свое своеобразное творческое на­следие. Для матери и поэтессы - это более; чем достаточно.

Дворецкий А.

//Новый диалог.- 2009.- 30 янв.- С. 8.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A