И леди, и прачка, и мудрец, и чудачка
Сказать о себе, что "через меня проходят мирозданья", может лишь только зарвавшийся сноб или очень чуткий человек, каждой клеточкой своей реагирующий на все, что происходит вокруг. А если бог еще и в темечко поцеловал, талантом наградил, то он способен из ощущений своих создать нечто удивительное - картину, например, возле которой остановишься и замрешь, музыку, которая не только на слова ложится, но и на душу, стихи...
Вот о них-то и поговорим. И о той, что их слагает. О Валентине Самойловой, северской поэтессе, удивительно красивом человеке, не поддающемся ни превратностям судьбы, ни годам-молотилкам. Они ее - вниз, а она их - наверх. На лесную земляничную поляну, на берег Томи, и так же, как он, по-родственному притулиться к реке. Или на вершину кедра, чтоб поближе к солнцу, на литературные посиделки - перелить друг в друга потоки энергии.
Я от жизни могу задыхаться,
А лечусь голосами друзей.
Талантливая, скромная, душевная, щедрая. И это далеко не все эпитеты, которыми по отдельности ее называют в кругу родных и близких, а вкупе - на творческих вечерах и презентациях сборников ее стихов и песен. Вот и недавно в Доме культуры им. Островского проходила очередная встреча поэтессы с поклонниками ее таланта. Осень разноцветьем расплескалась, а Валентина Константиновна - такими же яркими и сочными стихами. О любви, о войне, о родной стороне и, конечно же, о Сибирском химическом комбинате, где она всю жизнь трудилась, и о городе Северске, в который влюбилась раз и навсегда. Не поверите, но целых сорок семь лет она трудилась на ядерном производстве в отделе главного энергетика и только этим летом окончательно и бесповоротно записала себя в ряды пенсионеров. Но рядом с бабушками ее лет она - Цветаева и Ахматова северского разлива. Сохранившая стройность и миловидность, живость характера, сметливость и смешливость. Девчонка, ей богу! Так и кажется, вот сейчас дочитает - и бегом на комбинат. А потом - по всяким разным адресам, без которых просто ни жить, ни дышать. "Комсомольский прожектор" или газету "Энергетик" выпускать, в самодеятельности каблучками постучать или песней душевной заслушаться. А потом домой, где, как в сказке, три сына, коих она умудрилась родить в разные годы, но в один день, и мужчина ее мечты, с которым, как говорится, и в горе, и в радости, и все пополам. А стихи когда же? Из какого "сора" они вырастают? Валя смеется: "Если поэта навещает Муза, то поэтессу, наверное, Музык..."
Я - придаток какой-то жующей машины,
Я - как лошадь в работе,
Я - как пчелка в заботе,
Я и леди, и прачка,
И мудрец, и чудачка,
Лепорелло и Фигаро одновременно,
То служанка, то барыня попеременно.
Становлюсь ли звездой, королевой ли корта,
Остаюсь человеком не первого сорта,
Каждой бочке - затычка,
Вместо страсти - привычка,
Вместо чувства - мораль.
Притерпелась. А жаль.
По стихам Самойловой можно пробежаться как по волнам. Можно протопать маршем, как солдат на плацу, только, чур, - не затопчи рифмы-цветы и ритмы-пульсирующие вены. Можно плавать в них, как в море, наслаждаясь этим волшебным слиянием с водной стихией, похожим на таинство между мужчиной и женщиной.
- Я согласна с Михаилом Андреевым, сказавшим как-то, что поэт в семье - это несчастье, потому что он живет на земле и на небе.
Однако свое "несчастье" она волшебным образом сумела превратить в счастье, в радость и смысл жизни. Девочка, спросившая у мамы в день окончания войны: "А что такое мир?" Девушка с распахнутыми глазами и сердцем, рвущимся навстречу ветру. Женщина, стоящая на перекрестке чувств и судеб, где сломался светофор. Бабушка по имени "Люблю" с параллельными мыслями и с бессонницей в обнимку до утра. Поэтесса из закрытого города, о которой, конечно же, не знает вся страна, но она-то, она-то чувствует себя в ответе за все, что в ней происходит:
Мой слабый голос вряд ли кто услышит,
Так много стало громких голосов.
Больна моя Россия, еле дышит,
И ей сейчас не до моих стихов...
Глотая горький дым отечества, она задыхается. Задыхается от любви к нему и не представляет себе судьбы иной: "С тобой воскресну или пропаду!"
Калинина В.
//Диалог.- 2007.- 26 окт.- С. 9.