Мой слабый голос...
В БИОГРАФИИ ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ НЕТ НИЧЕГО НЕОБЫЧНОГО. КАК И МНОГИЕ ЕЕ СВЕРСТНИКИ, ОНА ПЕРЕЖИЛА ЛИШЕНИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ, ПОТОМ С КОМСОМОЛЬСКИМ АЗАРТОМ СТРОИЛА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ, ВЕРИЛА, БОРОЛАСЬ И ПРЕОДОЛЕВАЛА. РОМАНТИКА ТРУДА ЗАБРОСИЛА ЕЕ НА КРУПНЕЙШУЮ СТРОЙКУ СТРАНЫ, И С 1960 ГОДА ОНА, КАК И ТЫСЯЧИ ДРУГИХ, СВЯЗАЛА СВОЮ ЖИЗНЬ С СЕВЕРСКОМ И СИБИРСКИМ ХИМИЧЕСКИМ КОМБИНАТОМ. ДАЛЕЕ В СУДЬБЕ РЯДОВОЙ ТРУЖЕНИЦЫ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАКЖЕ НИКАКИХ ОСОБЫХ «ОТКЛОНЕНИЙ» НЕ ПРОИСХОДИЛО. И ЕСЛИ БЫ НЕ ВНЕЗАПНО ВОЗНИКШАЯ ТЯГА К РИФМАМ, МАЛО КТО УЗНАЛ ОБ ЭТОЙ ЯРКОЙ И НЕОРДИНАРНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Валентина Самойлова - северская поэтесса. В свое время о ней много писали, говорили и даже составили привлекательный словесный портрет, полный чувственных эпитетов и метафор. Так что к личному знакомству с Валентиной Константиновной я была подготовлена и очень ждала встречи с этим человеком, «Цветаевой северского разлива», чьи «сочные» стихи «разноцветьем расплескались» по волнам Томи. При этом, если пропустить общие места словесного портрета и расхожие клише, образ живого человека за ними разглядеть можно.
Однако встретила меня женщина, внешность" которой никак не вписывалась в салонные мадригалы, сложенные об этой поэтессе. Здесь комплиментарный жанр был весьма уместен, поскольку глядя на Валентину Самойлову просто невозможно было поверить в ее возраст.
Мягкая улыбка, умный, внимательный взгляд и еле сдерживаемое, почти озорное любопытство. Валентина Константиновна пригласила пройти в комнату. Обстановка более чем скромная и совсем несовременная. Полочка с книгами любимых поэтов, на стене портрет Есенина и две картины северского художника Вадима Долинского. Вот и все, что указывало на принадлежность нашей героини к таинственному миру искусства.
- У меня и стихи простые, - уловив мое легкое недоумение, поторопилась объяснить Самойлова. И на память как-то сразу пришли слова Бродского: «Наверно, тем искусство и берет, что только уточняет, а не врет».
Так естественно начался наш разговор о творчестве, и, рассуждая о его нюансах, мы незаметно оказались на кухне, где беседа пообещала стать не только интересной, но и «вкусной». К тому же здесь все было как из детства! Чай в заварнике, ажурные салфетки, самодельные пирожные «картошка»... Захотелось сделать паузу, уютно расположиться «у самовара» и начать вспоминать о прошлом... Но не тут-то было.
Валентина Константиновна достаточно решительно взяла инициативу в свои руки. Оказывается, эта женщина вовсю живет настоящим и писать мемуары пока не собирается. И хотя именно прошлое составляет сегодня главную часть ее жизни, но воспоминания воспоминаниям рознь! И она превратила рассказ о себе в маленький поэтический вечер.
Мелькают кадры жизни нашей,
А память - бережно, в тиши,
Из сонма музыки вчерашней
Творит симфонию души.
На столе один за другим появляются сборники ее стихов. Энергично листая страницы, Валентина Константиновна зачитывает строки из стихотворений и тут же называет события, даты и имена, ставшие причиной того или иного опуса. Тонкие художественные образы начинают проникать в действительность, поэтика чувств соединяется с точностью публицистического жанра, а поэтические символы с исторической хроникой. И в потоке эмоциональных, искренних строк рождается образ воспетой эпохи. Той, которую созидали миллионы советских людей.
Мы провожаем столетье,
Сколько прекрасного в нем!
И обретает бессмертье
Множество дат и имен.
В принципе, вся ее жизнь в этих текстах и в этих сборниках. А ее творчество - особый род автобиографической поэзии, где судьба человека стала литературным фактом, поскольку сначала была фактом социальным. Валентина Самойлова говорит и пишет от лица всего своего поколения, от имени и по праву. И пусть ее стихи о городе и СХК проникнуты величественной патетикой, личного в них больше, чем в любовной лирике некоторых других поэтов. Поэтому веришь, когда одним признанием в любви она объединяет стихи, посвященные России, семье и труженикам комбината. А фраза: «и казался строительный грохот совершенною музыкой мне» не вызывает снисходительной улыбки. Более того, возникает желание вслушиваться в личное одухотворенное слово Самойловой, чтобы понять не только ее чувства, но и суть собственных не вполне ясных ощущений.
В этом отношении настоящим откровением становятся ее почти исповедальные стихи «Мой слабый голос», «Монолог безверия», «Предисловие к стихам». Причем поэтесса на особый диалог не рассчитывает и, сознавая жесткие законы реального времени, иллюзий не питает. Она просто продолжает с фотографической точностью фиксировать события, факты, умонастроения и чувства людей. И иногда из глубины души вдруг вырвется боль за свое поколение и зазвучат слова, как вызов тем, кто разрушает не только идеалы прошлого, но высшие ценности:
За то, что горек нынче хлеб
У тех, кто Родину спасали,
Ну а потом, не чуя лет,
Ее из пепла поднимали.
За то, что даже у могил
Воруют памятные даты,
За то, что «к счастью» не дожил
Отец мой до такой расплаты.
Возможно, эти строки не у всех вызовут одинаковые эмоции. Но великая полезность их уже в том, что они способны притормозить наш легкий туристический бег по жизни. И вопреки бытующему мнению о поэзии как «предмете роскоши» задуматься о поэте как гражданине, которому небезразлично, что происходит с его страной.
В то же время в стихах Валентины Константиновны нет призывных лозунгов и деклараций. Как-то удается ей сосредоточить всю боль страждущих внутри себя, в рамках своего жизненного пространства. И вот уже крепнет голос, стихотворные строки набирают упругость, появляется звенящая интонация. И нечто судьбоносное становится частью ее личной истории и выбора.
Мне больно, как тебе, земля родная,
Израненная в мирную страду.
И, горький дым отечества глотая,
С тобой воскресну или пропаду.
То ли душа русская такая, то ли Валентина Константиновна сама человек солнечный. Но она старается наполнить свои стихи светом спасительной веры, чтобы провести человека через все катастрофы бытия. Интересно, что пророк Исайя ввел поэта в перечень лиц, без которых не может устоять идеальное Царство. Сознает поэт это или нет, но он звено мирового порядка. Возможно, поэтому так важен его голос, трепетный и правдивый. Кстати, Самойлова свою поэтическую роль оценивает скромно. Ее дар растет, как подорожник на жизненном пути людей.
Для букетов не годится.
Не пахуч и неказист.
Но коль рана разболится,
Люди ищут этот лист.
Вот и врачует ее стих душевные раны странников. Хотя он прост и абсолютно антигламурен. К пророчеству не стремится, философской глубиной или сладкозвучием не обладает. Но в ее текстах всегда есть глубокая человеческая взволнованность, а отсюда - стремительная и выразительная манера, пульсирующий ритм, психологически точные эпитеты.
Самойлову иногда критикуют за попытку поэтизировать рядовые ситуации. Например, поступок донора. Что в нем такого? Но для Валентины Константиновны, почетного донора России, «капелька крови» - это ее жизнь. И еще осознанная связь с другими жизнями на земле. Что же касается чисто формальных замечаний по соблюдению критериев оформления стихотворных текстов, традиций стихосложения, правил грамматики наконец... На это Валентина Константиновна отвечает просто:
У моих нездоровых стихов
И картавость не так страшна.
Если ждет отпущенья грехов
Обнаженная чья-то душа.
Вообще, сила и главное достоинство поэзии Валентины Самойловой заключается в авторской позиции, в том, что она никогда не шла на компромисс ни с судьбой, ни с самой собой. То, о чем она пишет, ею выстрадано. Говорят, что есть такие строки, до которых нельзя «дописаться», до них можно только дожить. В случае с Валентиной Константиновной именно так и произошло. Ведь пришла она в поэзию сравнительно поздно, в 46 лет. Хотя суть здесь не в возрасте, а в эпохе.
Это был 1986 год. Время слома сознания целого народа, когда новые ценности еще толком не успевали оформиться, а старые рушились на глазах. В этот период инженер из отдела главного энергетика СХК Валентина Самойлова почувствовала непреодолимое желание сказать свое слово. Стихи не давали ей покоя, рвались наружу и лишали сна. Она словно торопилась рассказать правду, защитить от нападок свое время и поколение. Как хранитель неких знаний, мыслей и опыта, она хотела донести их до потомков. При этом «огненно пролетарской» тематики у нее никогда не было. Разве что стихотворение «Выбор» имело некоторую политическую окраску:
Я на левом стою берегу.
От неправды его берегу.
Так и родилась северская поэтесса Валентина Самойлова. Потом было еще много разных стихов, радостных и грустных, о любви и человеческих чувствах. Она вела лирическую летопись Северска, берегла память о войне и народе-победителе, дарила вдохновение друзьям, современникам, детям и любимому мужу.
Сегодня Валентина Константиновна с юмором говорит о своем позднем поэтическом прозрении, называя сей феномен «задержкой в развитии». Хотя она выпустила авторский сборник стихов «Через меня проходит мирозданье». Ее публикуют в областных и ведомственных поэтических альманахах, на ее стихи написано около 30 песен. А в 2001 году она стала лауреатом премии главы администрации ЗАТО Северск «За мастерство и творческую инициативу».
Получается, совсем не важно, слабым или нет обладает голосом человек. Он все равно будет услышан, если это голос поэта. Прощаясь с Валентиной Константиновной, я попросила сборник ее стихов. По дороге не удержалась и погадала, как в юности. Но загаданная страница вновь вернула меня к миссии поэта:
Вне времени, пространства и успеха,
С бессонницей в обнимку до утра,
Чтобы слеза или крупица смеха
Образовалась в кончике пера...
Чурсинова И.
//Диалог.- 2012.- 29 июня.- С. 17.