У культуры не бывает выходных
Амплуа министров - обширное попе для наблюдений, сплетен и даже политических выводов. Один берет свое горлом, другой - хитростью, а третий - просто хороший человек, способный свернуть горы. Недавно у Северска появился свой "министр" культуры, Виктор Георгиевич Червинский.
С первого взгляда - сдержанный и, что странно, по-восточному мудрый. Из тех, кто не любит лишних слов, а вечером телевизору предпочитает свой письменный стол. Впрочем, мало ли что мне "померещится". Пусть сам о себе расскажет.
- Наверное, вам привычней самому брать интервью, а уж никак не наоборот?
- Конечно. В связи с этим вспоминается одна история. Когда я возглавлял отдел культуры в Мирном, мы проводили дни культуры города в столице республики, Якутске. Я приехал пораньше, чтобы все организовать. Чуть позже должен был прилететь самолет с артистами из Мирного. Жду наших в аэропорту. Меня буквально окружают корреспонденты с блокнотами, диктофонами и прочей техникой. На улице сорокаградусный мороз, поэтому в ожидании самолета усаживают меня в машину. Под шум двигателя "уазика" один находчивый радиожурналист говорит в микрофон: "Вы слышите гул самолета...", - и берет у меня интервью на этом фоне.
- Сюжет для фильма. А что же было до этого момента вашей "героической биографии"?
- Я родом из Красноярского края, хоть и провел почти всю свою сознательную жизнь в алмазной столице Мирном. Тридцать лет прожил в Якутии, с 64-го по 94-й годы. По окончании школы поехал в Ленинград поступать на факультет журналистики, но публикаций в газете у меня тогда еще не было и пришлось подавать документы на исторический. Пять лет учебы вспоминаю, как красивый сон, однако, тянуло обратно в Якутию. По распределению попал в родную школу. Преподавал историю до тех пор, пока не пригласили работать в газету "Мирненский рабочий". С тех пор судьба постоянно сводит меня с журналистикой и культурой.
Был корреспондентом, редактором, а потом заведовал отделом культуры и идеологическим отделом. Правда, позже снова вернулся в газету.
- Каким ветром занесло в Томск?
- Большинство жителей Крайнего Севера ближе к пенсии перебирается в южные районы. Вот и я поехал на "юг", в Томск, хоть и до пенсии мне еще далеко. В Томск приехал в 94-м. Практически с первых дней работы в "Томском вестнике" начал освещать жизнь Северска. Сначала вообще не вылезал из вашего города, но потом был повышен в должности и времени на Северск стало меньше. Заведовал в "Вестнике" отделом культуры. Но в Северск меня, честно говоря, тянуло, и поэтому с удовольствием "откликнулся" на предложение Н.И. Кузьменко поработать в городской администрации.
- Сейчас вы в курсе всех "культурных" дел Северска. Хочется что-то изменить?
- Нововведения необходимы, ведь время не стоит на месте. Однако ломать все с "шашкой наголо" не собираюсь. Самая глобальная задача, которая ляжет на плечи отдела культуры в ближайшее время - подготовка к 50-летию города. Эту дату будем отмечать весной 99-го года, а пока что создается оргкомитет, разрабатываются мероприятия. Не успел я перебраться в кабинет завотделом, как ко мне потоком пошли работники учреждений культуры со своими проблемами. Например, из "Современника" выселяют фотостудию и филиал детской библиотеки. Сейчас нужно решить вопрос их нового "места жительства". У шоу-театра "Наш мир", у Центра детского творчества, библиотеки, музыкальной и художественной школ тоже целый ворох проблем.
- Это - Червинский-организатор, а что из себя представляет Червинский - "просто человек"?
- Трудно, конечно, себя оценивать, но, кажется, я коммуникабельный и достаточно открытый, легко схожусь с людьми. Одно из увлечений - поэзия. Маяковский, Мандельштам, Пастернак. В студенчестве нравились стихи Евтушенко. Теперь уже, благодаря своей журналистской деятельности, я знаком с ним, Вознесенским, Риммой Казаковой. Сам пишу, в основном, пародии и эпиграммы. Хотя начинал когда-то с серьезных стихов. Честно говоря, вообще неравнодушен к юмору. Создал одну свою книгу, еще в двух был автором и составителем. Пробую силы в живописи. Кстати, два года назад во мне проснулось желание написать икону. Может это не случайно, ведь два моих прадеда были богомазами. Так на селе иконописцев "величали" тех, кто ходил по деревням и писал на заказ иконы. Мне интересно было попробовать себя в этом качестве, хотя раньше только карандашом делал какие-то наброски. Написал лик маслом на холсте буквально за один вечер.
- Недавно вы стали дипломантом Всероссийского конкурса журналистов, пишущих о культуре...
- Да, этим летом газета "Культура" проводила такой конкурс. Я послал несколько статей, не слишком веря в успех. Итоги подвели еще в июне, а в сентябре я случайно открыл подшивку "Культуры" и обнаружил свою фамилию среди лауреатов. Позже пришел вызов в Москву на творческий семинар. Там для нас устраивали встречи с ведущими театральными критиками и театроведами. Встречались и с председателем Союза театральных деятелей Александром Калягиным, с руководителем телеканала "Культура" Михаилом Швыдким. Заодно посмотрели премьеры в трех театрах.
А сейчас надо впрягаться в работу, поскольку для одних культура - это приятное времяпрепровождение, отдых, досуг, а для нас это - работа, причем без выходных и праздников.
Паненкова Н.
//Новое время.- 1997.- 27 нояб.- С. 2.