Восхищение прекрасным
СЕВЕРЧАНКА ВАЛЕНТИНА АКАТОВА ПОСВЯЩАЕТ СТИХИ ЛЮБИМЫМ ПОЭТАМ И КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ
НА СТЕНЕ гостиной целый иконостас. Но не иконы, а портреты прекрасных дам украшают комнату - поклоняется Валентина Алексеевна женской красоте.
Под самым потолком, как и полагается царственным особам, в чеканных рамках портреты цесаревны Елизаветы Петровны, Прасковьи Ивановны - племянницы Петра I, великой княжны Марии. Откуда такое богатство, спросите?
- Ездила в гости к друзьям в Москву, увидела у них календарь с портретами - упросила подарить, - честно отвечает Валентина Алексеевна.
- А чеканка откуда?
- Золотинки от конфетных коробок, - лукаво улыбается она.
Ниже - дамы менее знатные. Вот актриса, бывшая крепостная, запечатленная кистью влюбленного художника, вот французская «Шоколадница».
Практически все портреты - репродукции из журнала «Огонек».
- Как начал выходить, с тех пор и собираю, - поясняет Валентина Алексеевна.
Первую картинку на стене уже и не вспомнить. И с любимой определиться непросто.
- Портрет Е.Н. Арсеньевой, - после некоторых раздумий все-таки называет фаворитку Валентина Алексеевна. - Очень уж у нее взгляд интересный, озорной.
Акатова знает о судьбах всех своих героинь. И о каждой написала стихотворение.
Вот какие строки нашла поэтесса для портрета Арсеньевой:
Она была в гостях у Евы,
Ей Ева яблоко дала.
Из рая возвратившись, дева
Вкусила от сего плода...
Улыбкой хитрою сияя,
Победно с полотна глядит.
И шляпка набекрень, простая,
-Задорно колосок торчит.
Ни страха, ни стыда не знает,
Взор девы как бы говорит:
«Да, я такая, вся земная,
Венера мне благоволит!»
И жизнь как праздник принимает.
Ей все преграды нипочем.
Как персик розовый сияя,
Зовет вкусить тот плод вдвоем.
Единственный мужчина в женской «настенной» компании - Борис Пастернак. Его портрет Валентина Алексеевна писала собственноручно.
- С Борисом у нас давняя любовь, - улыбается она и вспоминает первый, зачитанный до дыр пастернаковский сборник. - Увлеклась. Начала изучать материалы о его жизни и творчестве. И тогда окончательно влюбилась в этого поэта и человека. Стала собирать все о нем: книги, статьи, воспоминания, организовывать вечера в школах, центральной библиотеке.
И, естественно, вдохновляясь, писала свои стихи, посвященные жизни и творчеству поэта. А потом вдруг услышала: в Переделкино открывают музей. Собрала все стихи, фотографии с поэтических вечеров, посвященных Пастернаку, в альбом и отправила в музей директору Наталье Пастернак (вдова младшего сына поэта).
Приглашение приехать последовало незамедлительно. И надо ли говорить, с каким восторгом оно было принято!
- Я вошла в дом и узнала все: комнаты, мебель, даже вид из окна... И пока была там, мне все время казалось, что сейчас скрипнет дверь и на пороге появится он - Борис Пастернак.
После посещения музея родились стихи:
Оглянулся, протянул мне руку:
«Проходите. Рад вам, очень рад...»
За улыбкой притаилась мука.
Поклонился, удалился в сад...
Акатова, несмотря на то, что поэтическому творчеству отданы годы жизни, не называет себя профессиональным поэтом. Стихи пишет под впечатлением от встреч с дорогими людьми, чтения любимых книг Пастернака, Ахматовой, Цветаевой.
Изображения Анны и Марины - рядышком с Пастернаком. Их портреты Валентина Алексеевна тоже рисовала сама.
- Но кто из поэтесс вам все-таки ближе?
Эту дилемму Акатова решила для себя давно:
- Они совсем разные. Ахматова - мудрая женщина, Цветаева - эмоциональная, искренняя девочка. И мне до сих пор все-таки ближе Марина.
Салюкова К.
//Томские новости.- 2008.- 10 янв.- С. 16.