Памяти поэта

21 НОЯБРЯ 2012 ГОДА ПАТРИАРХУ СЕВЕРСКОЙ ПОЭЗИИ, УЧАСТНИКУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ЧЛЕНУ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, ПОЧЕТНОМУ ГРАЖДАНИНУ ГОРОДА МИХАИЛУ МИХАЙЛОВИЧУ КАРБЫШЕВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 90.

 

Он оставил потомкам большое творческое наследие - в своих сбор­никах стихов и прозы. Это был поэт с большой буквы. Его стихи печа­тались в журналах «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Уральский следопыт», «Сибирские Афины», а также в центральных га­зетах «Труд» и «Комсомольская прав­да».

Такие люди, как Михаил Михайло­вич, рождаются поэтами - стихи он писал всю сознательную жизнь, до последних дней. Для него окружаю­щий мир состоял из поэзии, он по-есенински красочно воспевал свою малую Родину, деревню Десятово и живущих в ней земляков. С присущей ему бесконечной любовью к женщи­не Карбышев мог подобрать для них нужную палитру красок. Один из своих сборников «Свет мой, женщи­на» он целиком посвятил этой пре­красной половине человечества. Не случайно томский поэт Александр Казанцев назвал Карбышева одним из самых ярких поэтов Сибири, а то и России.

Мне посчастливилось более со­рока лет общаться с этим неугомон­ным человеком, быть его товарищем и другом, учеником и даже попасть к нему в родню (наши жены - се­стры). За все эти годы у нас были те­плые, родственные отношения, он старался ввести меня в круг своих коллег по перу, таких как Михаил Скроботов, Владимир Петров, Ало­из Крылов, Леонид Медведев и дру­гие, которые состояли в городском литературно-поэтическом объединении «Березка». С первых дней нашего знакомства я отметил, что Ми­хаил Михайлович был вхож в любую компанию, с улыбкой и от приро­ды данным ему обаянием он всегда становился центром ее внимания. Я старался не пропускать презентации его книг и творческих вечеров. Северчане любили Михаила Михайло­вича за его прекрасные стихи, и зри­тельные залы были всегда забиты до отказа. Стихи он читал изумительно, каждое его слово вонзалось в мою душу и заполняло чувством гордо­сти, что есть у нас такой замечатель­ный поэт. Восприятие присутствую­щих усиливалось, когда Карбышев брал в руки гитару, исполняя роман­сы и песни на свои стихи. А играл он виртуозно, Бог не обидел его музы­кальным слухом и голосом.

Кроме Северска, Томска и сосед­них областей, уже будучи членом Со­юза писателей, он нередко попутным транспортом добирался в сельские глубинки, чтобы донести поэзию до людей разных возрастов и профес­сий, унося из этих встреч признание почитателей своего таланта. Кроме поэтического дара, Михаил Михай­лович обладал талантом художника и музыканта. Он играл на многих му­зыкальных инструментах и даже пи­сал музыку на свои стихи.

Выйти Карбышеву на большую по­этическую дорогу помог случай, до которого большая часть его стихов оседала в письменном столе, в акку­ратно сложенных папках. Произошло это в 1979 году, когда на строящийся нефтехимический комбинат с твор­ческой командировкой приехала из Москвы группа советских поэтов и писателей во главе с Виктором Боко­вым. Узнав об этом, Михаил Михай­лович заранее нашел местечко в пер­вом ряду зала рядом с начальником управления «Химстрой» Петром Ге­оргиевичем Пронягиным. В заключе­ние выступлений поэтов и писателей Виктор Боков обратился  к собравшимся с вопросом: «Я полагаю, что в вашем многотысячном коллективе строителей такого гиганта наверняка есть свои поэты?» Тут же последовал ответ Пронягина: «Конечно, есть. Ря­дом со мной сидит наш самобытный замечательный поэт Миша Карбы­шев». А Михаил только этого и ждал. Вскочив с места, он вихрем взлетел на сцену и без всякого предисловия прочитал пародию на стихи Бокова «Я назову тебя зоренькой, только ты раньше вставай...». Обескура­женный Боков обхватил Карбыше­ва, стал тискать в своих объятьях и попросил почитать еще что-нибудь. Миша прочитал три стихотворения, одно из которых «Отец жалел коня» вызвало шквал аплодисментов зри­телей и восторг москвичей.

Боков пригласил Карбышева на следующий день в Дом ученых г. Томска с подборкой стихов. Вско­ре в газете «Труд» появляется боль­шая статья Бокова о замечательном сибирском поэте Карбышеве, и он получает приглашение из Союза пи­сателей СССР в творческую коман­дировку.

Вернувшись из Москвы, Михаил Михайлович рассказывал о тех не­забываемых встречах с известными писателями и поэтами России, в том числе с секретарем Союза писате­лей Сергеем Михалковым, главными редакторами журналов «Москва», «Наш современник», а также глав­ными редакторами газет «Известия», «Труд» и «Комсомольская правда». Сергей Викулов, который был тог­да главным редактором журнала «Наш современник», взял в печать большую подборку из четырнадцати стихотворений Карбышева. В это же время Виктор Боков, Петр Проску­рин и Геннадий Семенихин дают ре­комендации Карбышеву для вступле­ния в Союз писателей. Однако этот прием не обошелся без проволочек и затянулся до 1984 года, со ссылкой на то, что у Карбышева не было издано ни одной книги стихов.

На мой взгляд, вершиной твор­чества Карбышева явилась поэма «Кухтеринские вертепы», которая была написана красочным языком в былинном стиле. Даже спустя мно­гие годы после ее написания Миха­ил Михайлович удивлялся себе: как смог он так сочинить?

Его попытка напечатать поэму в журнале «Москва» окончилась не­удачно. Из редакции пришел ответ с просьбой указать, был ли такой купец Кухтерин в России и каким архивным материалом пользовался автор этой поэмы. В ответ Карбы­шев сообщил, что стыдно задавать такие вопросы, ибо купец Кухтерин известен на всю Россию и даже был он вхож в царскую семью Николая Второго. Материалом для написания поэмы ему послужили рассказы своего отца, который работал у Кухтерина ломовщиком. Однако редакция журнала «Москва» не взяла поэму в печать, и она была издана в Северске.

Михаил Михайлович много и кро­потливо работал над стихотворе­ниями и не мог себе представить ни одного дня, чтобы не написать хотя бы одно стихотворение, а в иные дни выдавал даже по нескольку произ­ведений. Он неоднократно говорил: в голове у меня словно черти роят­ся; столько тем, что я не успеваю их переваривать из-за нехватки време­ни. Нередко среди ночи он звонил мне, чтобы прочитать только что на­писанное стихотворение. Зная цену своим стихам, Михаил Михайлович хотел услышать от меня нечто не­ординарное, и однажды на мой ша­блонный ответ «Неплохо!» я полу­чил столько словесных тумаков, аж «искры сыпались» из телефонной трубки.

Рабочий день его был насыщен до предела; кроме основной работы, он находил время оказывать помощь молодым поэтам в их становлении и вести переписку со своими почитате­лями из многих уголков России.

Карбышев выступал за здоровый образ жизни и сам был тому приме­ром. Каждое утро он занимался за­каливанием, погружаясь в холодную ванну, а весной, сразу после ледохо­да, купался в Томи. В сорокаградус­ный мороз ходил без головного убо­ра, в костюмчике и летних туфлях.

Особую страсть он испытывал к бане, где у него была разработана це­лая методика банного процесса, ко­торую настойчиво предлагал своим близким.

Всего несколько месяцев не до­жил Михаил Михайлович до своего 85-летия, но он навсегда остается в нашей памяти своими стихами, поэ­мами, рассказами и песнями.

Поэзия эта не смолкнет,

Года ее вряд ли сотрут,

И дальние наши потомки

Стихи его все же прочтут.

 

Малышев Ю.

//Диалог.- 2012.- 23 нояб.- С. 5.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A