Памяти поэта
21 НОЯБРЯ 2012 ГОДА ПАТРИАРХУ СЕВЕРСКОЙ ПОЭЗИИ, УЧАСТНИКУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ЧЛЕНУ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, ПОЧЕТНОМУ ГРАЖДАНИНУ ГОРОДА МИХАИЛУ МИХАЙЛОВИЧУ КАРБЫШЕВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 90.
Он оставил потомкам большое творческое наследие - в своих сборниках стихов и прозы. Это был поэт с большой буквы. Его стихи печатались в журналах «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Уральский следопыт», «Сибирские Афины», а также в центральных газетах «Труд» и «Комсомольская правда».
Такие люди, как Михаил Михайлович, рождаются поэтами - стихи он писал всю сознательную жизнь, до последних дней. Для него окружающий мир состоял из поэзии, он по-есенински красочно воспевал свою малую Родину, деревню Десятово и живущих в ней земляков. С присущей ему бесконечной любовью к женщине Карбышев мог подобрать для них нужную палитру красок. Один из своих сборников «Свет мой, женщина» он целиком посвятил этой прекрасной половине человечества. Не случайно томский поэт Александр Казанцев назвал Карбышева одним из самых ярких поэтов Сибири, а то и России.
Мне посчастливилось более сорока лет общаться с этим неугомонным человеком, быть его товарищем и другом, учеником и даже попасть к нему в родню (наши жены - сестры). За все эти годы у нас были теплые, родственные отношения, он старался ввести меня в круг своих коллег по перу, таких как Михаил Скроботов, Владимир Петров, Алоиз Крылов, Леонид Медведев и другие, которые состояли в городском литературно-поэтическом объединении «Березка». С первых дней нашего знакомства я отметил, что Михаил Михайлович был вхож в любую компанию, с улыбкой и от природы данным ему обаянием он всегда становился центром ее внимания. Я старался не пропускать презентации его книг и творческих вечеров. Северчане любили Михаила Михайловича за его прекрасные стихи, и зрительные залы были всегда забиты до отказа. Стихи он читал изумительно, каждое его слово вонзалось в мою душу и заполняло чувством гордости, что есть у нас такой замечательный поэт. Восприятие присутствующих усиливалось, когда Карбышев брал в руки гитару, исполняя романсы и песни на свои стихи. А играл он виртуозно, Бог не обидел его музыкальным слухом и голосом.
Кроме Северска, Томска и соседних областей, уже будучи членом Союза писателей, он нередко попутным транспортом добирался в сельские глубинки, чтобы донести поэзию до людей разных возрастов и профессий, унося из этих встреч признание почитателей своего таланта. Кроме поэтического дара, Михаил Михайлович обладал талантом художника и музыканта. Он играл на многих музыкальных инструментах и даже писал музыку на свои стихи.
Выйти Карбышеву на большую поэтическую дорогу помог случай, до которого большая часть его стихов оседала в письменном столе, в аккуратно сложенных папках. Произошло это в 1979 году, когда на строящийся нефтехимический комбинат с творческой командировкой приехала из Москвы группа советских поэтов и писателей во главе с Виктором Боковым. Узнав об этом, Михаил Михайлович заранее нашел местечко в первом ряду зала рядом с начальником управления «Химстрой» Петром Георгиевичем Пронягиным. В заключение выступлений поэтов и писателей Виктор Боков обратился к собравшимся с вопросом: «Я полагаю, что в вашем многотысячном коллективе строителей такого гиганта наверняка есть свои поэты?» Тут же последовал ответ Пронягина: «Конечно, есть. Рядом со мной сидит наш самобытный замечательный поэт Миша Карбышев». А Михаил только этого и ждал. Вскочив с места, он вихрем взлетел на сцену и без всякого предисловия прочитал пародию на стихи Бокова «Я назову тебя зоренькой, только ты раньше вставай...». Обескураженный Боков обхватил Карбышева, стал тискать в своих объятьях и попросил почитать еще что-нибудь. Миша прочитал три стихотворения, одно из которых «Отец жалел коня» вызвало шквал аплодисментов зрителей и восторг москвичей.
Боков пригласил Карбышева на следующий день в Дом ученых г. Томска с подборкой стихов. Вскоре в газете «Труд» появляется большая статья Бокова о замечательном сибирском поэте Карбышеве, и он получает приглашение из Союза писателей СССР в творческую командировку.
Вернувшись из Москвы, Михаил Михайлович рассказывал о тех незабываемых встречах с известными писателями и поэтами России, в том числе с секретарем Союза писателей Сергеем Михалковым, главными редакторами журналов «Москва», «Наш современник», а также главными редакторами газет «Известия», «Труд» и «Комсомольская правда». Сергей Викулов, который был тогда главным редактором журнала «Наш современник», взял в печать большую подборку из четырнадцати стихотворений Карбышева. В это же время Виктор Боков, Петр Проскурин и Геннадий Семенихин дают рекомендации Карбышеву для вступления в Союз писателей. Однако этот прием не обошелся без проволочек и затянулся до 1984 года, со ссылкой на то, что у Карбышева не было издано ни одной книги стихов.
На мой взгляд, вершиной творчества Карбышева явилась поэма «Кухтеринские вертепы», которая была написана красочным языком в былинном стиле. Даже спустя многие годы после ее написания Михаил Михайлович удивлялся себе: как смог он так сочинить?
Его попытка напечатать поэму в журнале «Москва» окончилась неудачно. Из редакции пришел ответ с просьбой указать, был ли такой купец Кухтерин в России и каким архивным материалом пользовался автор этой поэмы. В ответ Карбышев сообщил, что стыдно задавать такие вопросы, ибо купец Кухтерин известен на всю Россию и даже был он вхож в царскую семью Николая Второго. Материалом для написания поэмы ему послужили рассказы своего отца, который работал у Кухтерина ломовщиком. Однако редакция журнала «Москва» не взяла поэму в печать, и она была издана в Северске.
Михаил Михайлович много и кропотливо работал над стихотворениями и не мог себе представить ни одного дня, чтобы не написать хотя бы одно стихотворение, а в иные дни выдавал даже по нескольку произведений. Он неоднократно говорил: в голове у меня словно черти роятся; столько тем, что я не успеваю их переваривать из-за нехватки времени. Нередко среди ночи он звонил мне, чтобы прочитать только что написанное стихотворение. Зная цену своим стихам, Михаил Михайлович хотел услышать от меня нечто неординарное, и однажды на мой шаблонный ответ «Неплохо!» я получил столько словесных тумаков, аж «искры сыпались» из телефонной трубки.
Рабочий день его был насыщен до предела; кроме основной работы, он находил время оказывать помощь молодым поэтам в их становлении и вести переписку со своими почитателями из многих уголков России.
Карбышев выступал за здоровый образ жизни и сам был тому примером. Каждое утро он занимался закаливанием, погружаясь в холодную ванну, а весной, сразу после ледохода, купался в Томи. В сорокаградусный мороз ходил без головного убора, в костюмчике и летних туфлях.
Особую страсть он испытывал к бане, где у него была разработана целая методика банного процесса, которую настойчиво предлагал своим близким.
Всего несколько месяцев не дожил Михаил Михайлович до своего 85-летия, но он навсегда остается в нашей памяти своими стихами, поэмами, рассказами и песнями.
Поэзия эта не смолкнет,
Года ее вряд ли сотрут,
И дальние наши потомки
Стихи его все же прочтут.
Малышев Ю.
//Диалог.- 2012.- 23 нояб.- С. 5.