Слова понимать, а потом говорить

К 90-летию со дня рождения северского поэта Карбышева

К своему смущению, стихи как-то не читаю. Не от толстокожести душевной, а от искреннего чувства, что я невольно подглядела и подслушала что-то, что совсем не подлежит огласке.

Впрочем, поэт за тем и пишет стихи, чтобы поделиться. Поделиться в широком смысле слова. И чем значительнее сочини­тель, тем большее количество народа слы­шит в его стихах что-то страшно личное, одному богу известное. Может, все-таки и мое странное чувство смущения - лишь верная реакция на хорошую поэзию, кото­рая задела во мне именно то, что могла за­деть?

 

«Теплой зависти не скрою...»

О поэте Карбышеве, как большинство северчан, я слышала давно, но стихов его, как большинство северчан, я не читала. Скорее всего, такое положение дел, что ка­сается лично меня, длилось бы долго, если бы не приглашение на творческий вечер, посвященный 90-летию поэта, прошедший в центральной городской библиотеке.

Безусловно, все мои пересказы услы­шанного будут блеклы и невразумительны. Да и я сама, пожалуй, отнеслась бы к чьим-то похвалам нечитанного мной автора до­вольно прохладно. Но, знаете, могу ска­зать лишь одно: Михаил Михайлович Кар­бышев абсолютно гармонично и талантли­во отразил свое время, среду и совершен­но особенный мир незаурядной личности из простого (ну, не такого уж и простого!) народа. Согласитесь, что в селе Десятово Шегарского района не мог появиться поэт-интеллектуал и эстет Иосиф Бродский или ранимый, рафинированный Блок.

Но Карбышев и не Есенин наших дней, даже не сравнивайте (даром что оба - крестьянские сыны). Впрочем, сравнивать между собой поэтов или писателей придет в голову только тому, кто способен рассу­ждать о разнице между белым и черным. У Карбышева своя сила, свой собствен­ный талант так формулировать совершен­но простые, на первый взгляд, мысли, что остается только руками развести: как это мне самой не пришло в голову? Ну почему я-то не додумалась до столь емкой и оче­видной фразы?

И в том, что я услышала и успела про­читать за последние дни, нет ни тени слезливой лиричности, провинциальной пого­ни за эффектной рифмой. Наоборот, муж­ская сдержанная нежность - в стихах о ро­дине, о матери, о женщине. Искреннее восхищение человеком и острая боль по­терь- в стихах о войне. В них же - потря­сающий легкий юмор, даже ирония. Если же Карбышев пишет о природе, то понятно, что снег, река, деревья и так далее - это часть его личности. Он рос среди этого и воспринимает жизнь через «природную» призму, которая, на мой взгляд, не может не научить нормального человека наблю­дательности, вдумчивости и восприимчи­вости к красоте.

 

«Был у каждого мальчишки вместо сердца соловей»

Наверное, именно из таких мальчи­шек и получаются поэты, потому что уже в детстве Карбышев умел оценить и красо­ту купающихся в речке девок, «спелее ма­лины», и мог заметить, что отец коня жале­ет больше, чем свою жену, то есть мать бу­дущего поэта.

Отец его, Михаил Иванович Карбышев, видать, и вправду был крут. А вот Евдокия Васильевна, мать, совсем наоборот. «Ей траву, на сено скошенную, почему-то бы­ло жаль», - потом напишет сын-поэт. По-моему, такое заметить и подобрать имен­но эти вот слова мог только очень талант­ливый человек.

Между прочим, все, кто касался его биографии, подтверждают эту мысль: Карбышев еще совсем ребенком увлекся балалайкой (мотался за 6 км в соседнее се­ло, чтобы брать уроки игры). Потом пере­ключился на гитару, которую, кстати, ку­пил на деньги, предназначенные для упла­ты колхозных налогов. Отец, конечно, обе­щал убить своего отпрыска за проявлен­ную инициативу, но обошлось. Скорее все­го, адекватно оценивая способности свое­го сына, Михаил Иванович желал для не­го нечто большего, чем крестьянская доля.

После войны Карбышев окончил музыкальную студию в Новосибирске, и, кроме балалайки и гитары, владел аккордеоном и фортепиано.

 

«Товарищи, да пожалейте вы Репина»!

Еще Михаил Карбышев отлично рисо­вал. Даже некоторое время проучился в Палехском художественном училище. Но лучше всего про этот его талант говорит поэзия: есть у Карбышева стихотворение «Дорога на войну». Во-первых, никто и ни­когда так еще не рассказывал про наших земляков-томичей, ушедших на фронт. Во-вторых, никто и никогда не рассказы­вал такой истории о рисованных деревен­ским самоучкой с советских бойцов пор­третах, которые стали последним прижиз­ненным изображением многих из них.

Вообще, Карбышев про войну нашел много исключительно «своих» слов. И слов, и образов, и подлинно трагических историй, которые просто и страшно объ­ясняют тебе, что есть война.

Впрочем, в лучших традициях «Терки­на» (хотя Карбышев похож только на себя самого) в стихах про войну находится ме­сто оптимизму и юмору. Положенное на музыку стихотворное произведение про гимнастерку, очень выпукло и ярко пред­ставляет слушателю историю казалось бы такого прозаического предмета одежды: мало того, что она, гимнастерка, «в трех местах простреляна, в десяти заштопана» (что само по себе раскрывает определен­ную историю ее владельца), так она еще и «под Москвой постирана, под Берлином глажена». Каково? Ведь, правда, больше слов не надо?

 

«Я молодой и первобытный»

И эта, вынесенная в заглавие, строчка тоже принадлежит перу поэта Карбыше­ва. Надо сказать, что если когда-нибудь его творчеством займутся профессионалы, они будут потрясены его лирикой, обна­жающей размышления поэта о самом се­бе, своей личности и природе таланта. Это совсем другой Карбышев. Он жесткий по отношению к себе и своим стихам, но, бес­спорно, знающий себе цену. При этом -довольно самокритичный.

Чуть-чуть разобраться в Карбышеве-поэте и прозаике попытались его земля­ки: 21 ноября прошла читательская кон­ференция «Поет моя кровь голосисто...», посвященная 90-летию со дня рождения. Главный организатор конференции Вера Солоненко, библиотекарь общественно­го музея Есенина, на мой простой вопрос об итогах мероприятия ответила, что лич­но для нее остался открытым и даже стал более острым один-единственный вопрос: как сделать так, чтобы Михаила Карбыше­ва не забыли, хотя бы здесь, на его малой родине.

А что, разве мы его забыли? Да мы и не знаем его вовсе. И многое теряем от этого.

 

Кулешова Ю.

// НВ плюс.- 2012. - 7 дек.- С. 9.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A