Рецензия на жизнь
В октябре 1999 года вышла в свет "Антология поэзии закрытых городов". М.М. Карбышева в ней назвали патриархом северской поэзии. Но Михаил Михайлович не признает своего патриаршества, поскольку он пришел к песенному творчеству в очень зрелом возрасте, а к поэтическому и того позже, когда ему было уже далеко за пятьдесят. Да и разве мало называться просто поэтом?
Еще задолго до появления его первых книг, после газетных и журнальных публикаций, как земляки-поэты, так и российские поэты, все признали, что в поэтическом полку прибыло.
Сегодня Михаилу Михайловичу исполняется, как он говорит, две семерки, т. е. 77 лет, из них двадцать с гаком чистого писательского труда. За это время написаны сотни стихов, поэмы, песни, сонеты, издано 7 книг, 5 коллективных сборников, а газетным и журнальным публикациям счету нет!
В сотрудничестве с композиторами В. Лавриненко, А. Трофимчуком, Н. Кудриным и Г. Черненьким написано более двух десятков песен, которые исполняли хор им. Пятницкого, Омский русский народный хор, Красноярский и хор Томского лампового завода и коллективы художественной самодеятельности. Это о творчестве.
А помимо творческой работы Михаил Михайлович двадцать пять лет работал на 1 объекте СХК, в качестве аппаратчика, и там же руководил большим заводским хором. И было так, что на заводе работай и пой, а стихи писать иди домой. Ну, а когда написал стихи да песни, так ведь это не для себя, и пошли косяком каждую неделю литературные вечера, поездки по городам и селам Сибири и области, да и в Москву-матушку не раз приглашали на званые вечера нашего земляка.
За этот нелегкий труд получена гора почетных грамот и дипломов. А нынче ему городские власти присвоили звание: Почетный гражданин города Северска.
А теперь отложим в сторонку большую гору грамот и дипломов и расшитую шелками ленту Почетного гражданина, перелистаем старые газеты и журналы и посмотрим, как вставал и выходил из небытия поэт Карбышев. Вот статьи и рецензии, написанные разными поэтами и Томска, и России, на публикации стихов и на книги М. Карбышева.
Томский поэт и писатель Сергей Заплавный, прикоснувшись к творчеству Михаила Карбышева, написал в газете "Красное знамя": "На земле много дорог, но дорога в поэзию одна. Родники, ее питающие, могут накапливать свои силы очень долго, терпеливо, а потом вдруг хлынут чистой освежающей струей. Именно так случилось с Михаилом Карбышевым".
Родился он в селе Десятово Томской области. Юным шагнул на дорогу Великой Отечественной. После фронта окончил Новосибирскую музыкальную студию и три курса Палехского художественного училища. Потом много лет совмещал работу на заводе с музыкой.
Поэтические опыты Карбышева появились в областных газетах, их замечали друзья и знакомые, но тем бы дело и кончилось, если бы член редколлегии московского журнала "Наш современник" Владимир Анисимович Колыхалов не обратил на .них внимание. Он помог Карбышеву опубликовать в Москве большую подборку стихов. Потом вслед за "Нашим современником" опубликовали его стихи журналы "Москва", "Уральский следопыт", "Сибирские огни" и другие издания.
Стихи Карбышева естественны, афористичны, в них с красной строки повествуется о Родине.
И, как говорится, пути господни неисповедимы, и вот маленькая газетная заметка, в которой Владимир Анисимович Колыхалов своим сочным языком повествует о знакомстве со стихами Карбышева: "Не так уж часто встречается, чтобы рукопись начинающего поэта или прозаика поразила тебя новизной, правдой жизни, талантливостью. Но именно это и произошло со стихами нашего земляка рабочего Михаила Карбышева. Дарование поэта обещает нам в будущем многое."
Владимир Анисимович отправил стихи в журнал и с тех пор пристально следил и направлял поэта на путь истинный. Ну, а поэт работал не покладая рук и стол уже ломился от стихов. Секретарь правления писательской организации Станислав Петрович Федотов помог поэту наладить связь с Новосибирским книжным издательством. И вот тут-то и пошли в белый свет карбышевские горочки-пригорочки, леса, луга и реки, кузнецы, плотники, бабки-повитухи и весь тот мир, в котором жил, рос и воспитывался поэт. Чудо-землю, чудо-людей, чудо-лошадей выгнал он на российские просторы да так и оставил их жить и быть под пристальным своим присмотром. Люди разошлись, кони разбежались, птицы разлетелись из карбышевских книг по домашним библиотекам и полкам книжным.
И вот, как гром среди ясного неба: журнал "Наш современник" опубликовал в 11 номере в 1979 году сразу тринадцать стихотворений начинающего автора, и события стали развиваться со стремительной быстротой. В январе месяце 1980 года в Томск на новостройку Нефтехимического комбината приехала большая группа писателей во главе с лауреатом Государственной премии СССР Петром Проскуриным. На Нефтехим на встречу с писателями начальник стройки П. Г. Пронягин привез и Карбышева со своим "новоиспеченным" журналом и со стихами, опубликованными в нем...
Петр Лукич Проскурин дальнейшие события описал так в газете "Советская Россия" за 21 января 1980 г.:
"...В том же Томске на одном из литературных вечеров попросил слова незнакомый мне человек из зала. Подошел к микрофону, начал читать стихи, и что же - прекрасные стихи, настоящая народная поэзия! Оказалось не литератор. Даже широко известный поэт Виктор Боков в том зале восхитился стихами: "Рекомендацию в Союз писателей хоть сейчас напишу". Я, говорю, то же самое сделаю: талант настоящий!" Почти то же самое написал прозаик Геннадий Семенихин в газете "Литературная Россия" 25.01.80 г.
В общем уехали москвичи, увезли с собой шум десятовского кедрача, звон кос и наковален, запах материнского хлеба и много чего другого. Но, уехав, не забыли через месяц пригласить Карбышева в Москву в Союз писателей России к Сергею Михалкову. Большой разговор состоялся. Приехал Карбышев из Москвы с шестью рекомендациями вместо трех. И, самое главное, зависти пишущей братии не испытал. Наверное, была скидка на возраст: ну, побалуется старик да и бросит этот адский труд. Но случилось невероятное. Известный критик Н. Карлагин после выхода первой книжки Карбышева "Характеры" в журнале "Сибирские огни" № 8 за 1985 год написал то, что потом много раз повторили и другие журналисты и писатели: "Словно опровергая утверждение одного современного поэта - "До тридцати поэтом быть почетно, но стыд кромешный после тридцати" - томич Михаил Карбышев начал писать стихи после сорока. Участник Великой Отечественной войны, свидетель коллективизации. Отсюда - чувство историзма и глубоко выстраданная любовь к отчему краю, Родине. Автору не нужно было "приобщаться к народной культуре" - все это было растворено в его душе и сознании." Вот стихотворение "Отец жалел коня". Землепашец так берег лошадь, что его жена вынуждена была ходить по "семикилометровой дороге" два раза в сутки пешком, чтобы отнести хозяину еду на поле.
...Мальчишечьи рубахи,
К корыту встав, стирала ночью мать.
Топила печь, пекла на завтра хлебы,
Спала часок, не потушив огня.
И, встав с зарей, молилась молча небу,
И в поле шла.
Отец жалел коня...
М. Карбышева с самых первых шагов в поэзии интересовало все, что лежало за пределами его собственного "я", - люди, природа, животные, но в то же время лирический герой его был неотделимой частицей окружающего мира. Это видно даже по названиям стихотворений: "Россия", "Томск", "Дед Иван", "Жаворонок", "Деревенский колодец", "Бабы рубят капусту" и т. д. Отсюда способность автора осваивать новые темы, расширять свои поэтические владения, преодолевать те труднопроходимые участки на творческом пути, на которых другие авторы задерживались по многу лет.
Моя деревня в сто домов
У кедрача стоит.
Моя деревня в сто дымов
Уж двести лет дымит.
Клянет весною комаров,
Под осень мошкару.
Моя деревня в сто дворов
Стоит в глухом бору.
Река течет из бора в бор,
В свой бесконечный путь.
В ней моет рыжий косогор
Свою большую грудь.
Кажется, слова сами ложатся в строку, настолько ладно подогнаны друг к другу поэтические образы.
Умение подключиться к стихии народной культуры ощущается во всем творчестве М. Карбышева. Отсюда - мудрая простота, прозрачная ясность поэтических образов. Метафоры его не натянутые, не надуманные, а как бы "выловленные" из самого океана народной жизни.
Знакомая с детства ива:
О мосток коленом опершись,
Что-то все полощет и полощет,
И не день, не два, а всю-то жизнь. "Стриженный под нуль" тополь:
От щедрот своих делился пухом •
Было добрым сердце у него.
А вот таков образ сибирского кедра:
Перед ним сниму я шляпу,
До чего же важный вид!
Ну, ни дать, ни взять - Шаляпин
Перед публикой стоит.
(стих. "Кедр")
Вообще, поэзия М, Карбышева полна нестареющей, жизнеутверждающей силы. Для него не существует понятие “старость”, "бессилие", "маловерие"... В чем секрет? Наверное, в том, что автору присуще видеть в людях прежде всего самое доброе, лучшее - а оно не подвластно времени, всегда молодо.
В этой связи уместными кажутся мне слова народной артистки СССР Нонны Мордюковой: "Чтобы наш голос был услышан, нашел отклик в сердцах... надо, наверное, любить простых людей так, как любил их Лев Толстой. И еще тут нужна, очевидно, какая- то особая "хромосома", которая определяет душевную чувственность художника.
Ощущение этой "хромосомы" в поэзии Михаила Карбышева глубокое, подлинное.
Потом вышли книги: "Раздумья о земле", “Деревянный ковшик", "Зеленый взрыв”, "Михайлов день", поэма "Кухтеринские вертепы" и другие издания. На все книги написаны просторные добрые рецензии. И статьи и рецензенты в один голос пели хвалу карбышевскому таланту. Все цитировать нет смысла, но пусть заголовки рецензий скажут сами за себя. Только вышла книга стихов "Деревянный ковшик", как тут же в газете "Красное знамя" появилась просторная и добрая рецензия журналиста Сергея Зайцева "Бесконечная земля", в которой он утверждает, что творческое удивление и вдохновение пришло к автору, когда он
..Живя и подрастая,
Пришел с отцом на жаркие поля
И увидал:
Лежит за синим краем
В великой бесконечности земля.”
По нескольку раз писали о творчестве Карбышева Валерий Сердюк, Александр Казанцев, Геннадий Прашкевич и другие авторы и не нашли огрехов в стихах поэта.
Сегодня Михаилу Карбышеву 77! Но, несмотря на почтенный возраст и плохое здоровье, рука его не перестает писать. За прошлую осень, весну и лето написаны новые стихи, поэмы, 3 венка сонетов, да всего и не перечислишь. Дай бог, молодым так работать, а Михаилу Михаиловичу – пошли, господи, здоровья!
Михайлов А.
//Диалог.– 1999.– 19 нояб.– С. 4.