Рецензия на жизнь

В октябре 1999 года вышла в свет "Антология поэзии закрытых горо­дов". М.М. Карбышева в ней назва­ли патриархом северской поэзии. Но Михаил Михайлович не признает своего патриаршества, поскольку он пришел к пе­сенному творчеству в очень зрелом возра­сте, а к поэтическому и того позже, когда ему было уже далеко за пятьдесят. Да и разве мало называться просто поэтом?

Еще задолго до появления его первых книг, после газетных и журнальных публи­каций, как земляки-поэты, так и российс­кие поэты, все признали, что в поэтическом полку прибыло.

Сегодня Михаилу Михайловичу исполня­ется, как он говорит, две семерки, т. е. 77 лет, из них двадцать с гаком чистого писа­тельского труда. За это время написаны сотни стихов, поэмы, песни, сонеты, издано 7 книг, 5 коллективных сборников, а газет­ным и журнальным публикациям счету нет!

В сотрудничестве с композиторами В. Лавриненко, А. Трофимчуком, Н. Кудриным и Г. Черненьким написано более двух де­сятков песен, которые исполняли хор им. Пятницкого, Омский русский народный хор, Красноярский и хор Томского лампового завода и коллективы художественной са­модеятельности. Это о творчестве.

А помимо творческой работы Михаил Михайлович двадцать пять лет работал на 1 объекте СХК, в качестве аппаратчика, и там же руководил большим заводским хо­ром. И было так, что на заводе работай и пой, а стихи писать иди домой. Ну, а когда написал стихи да песни, так ведь это не для себя, и пошли косяком каждую неделю ли­тературные вечера, поездки по городам и селам Сибири и области, да и в Москву-матушку не раз приглашали на званые ве­чера нашего земляка.

За этот нелегкий труд получена гора по­четных грамот и дипломов. А нынче ему городские власти присвоили звание: По­четный гражданин города Северска.

А теперь отложим в сторонку большую гору грамот и дипломов и расшитую шел­ками ленту Почетного гражданина, перели­стаем старые газеты и журналы и посмот­рим, как вставал и выходил из небытия поэт Карбышев. Вот статьи и рецензии, написан­ные разными поэтами и Томска, и России, на публикации стихов и на книги М. Кар­бышева.

Томский поэт и писатель Сергей Заплавный, прикоснувшись к творчеству Михаила Карбышева, написал в газете "Красное зна­мя": "На земле много дорог, но дорога в поэзию одна. Родники, ее питающие, могут накапливать свои силы очень долго, терпе­ливо, а потом вдруг хлынут чистой освежа­ющей струей. Именно так случилось с Ми­хаилом Карбышевым".

Родился он в селе Десятово Томской области. Юным шагнул на дорогу Великой Отечественной. После фронта окончил Но­восибирскую музыкальную студию и три курса Палехского художественного учили­ща. Потом много лет совмещал работу на заводе с музыкой.

Поэтические опыты Карбышева появи­лись в областных газетах, их замечали дру­зья и знакомые, но тем бы дело и кончи­лось, если бы член редколлегии московского журнала "Наш современник" Владимир Анисимович Колыхалов не обратил на .них внимание. Он помог Карбышеву опубликовать в Москве большую подборку стихов. Потом вслед за "Нашим современни­ком" опубликовали его стихи журналы "Москва", "Уральский следопыт", "Сибирские огни" и другие издания.

Стихи Карбышева естественны, афорис­тичны, в них с красной строки повествуется о Родине.

И, как говорится, пути господни неиспо­ведимы, и вот маленькая газетная заметка, в которой Владимир Анисимович Колыха­лов своим сочным языком повествует о зна­комстве со стихами Карбышева: "Не так уж часто встречается, чтобы рукопись начина­ющего поэта или прозаика поразила тебя новизной, правдой жизни, талантливостью. Но именно это и произошло со стихами на­шего земляка рабочего Михаила Карбышева. Дарование поэта обещает нам в буду­щем многое."

Владимир Анисимович отправил стихи в журнал и с тех пор пристально следил и направлял поэта на путь истинный. Ну, а поэт работал не покладая рук и стол уже ломился от стихов. Секретарь правления писательской организации Станислав Пет­рович Федотов помог поэту наладить связь с Новосибирским книжным издательством. И вот тут-то и пошли в белый свет карбышевские горочки-пригорочки, леса, луга и реки, кузнецы, плотники, бабки-повитухи и весь тот мир, в котором жил, рос и воспи­тывался поэт. Чудо-землю, чудо-людей, чудо-лошадей выгнал он на российские просторы да так и оставил их жить и быть под пристальным своим присмотром. Люди разошлись, кони разбежались, птицы раз­летелись из карбышевских книг по домаш­ним библиотекам и полкам книжным.

И вот, как гром среди ясного неба: жур­нал "Наш современник" опубликовал в 11 номере в 1979 году сразу тринадцать сти­хотворений начинающего автора, и собы­тия стали развиваться со стремительной быстротой. В январе месяце 1980 года в Томск на новостройку Нефтехимического комбината приехала большая группа писа­телей во главе с лауреатом Государствен­ной премии СССР Петром Проскуриным. На Нефтехим на встречу с писателями началь­ник стройки П. Г. Пронягин привез и Кар­бышева со своим "новоиспеченным" жур­налом и со стихами, опубликованными в нем...

Петр Лукич Проскурин дальнейшие со­бытия описал так в газете "Советская Рос­сия" за 21 января 1980 г.:

"...В том же Томске на одном из литера­турных вечеров попросил слова незнако­мый мне человек из зала. Подошел к мик­рофону, начал читать стихи, и что же - пре­красные стихи, настоящая народная поэзия! Оказалось не литератор. Даже широко из­вестный поэт Виктор Боков в том зале вос­хитился стихами: "Рекомендацию в Союз писателей хоть сейчас напишу". Я, говорю, то же самое сделаю: талант настоящий!" Почти то же самое написал прозаик Ген­надий Семенихин в газете "Литературная Россия" 25.01.80 г.

В общем уехали москвичи, увезли с со­бой шум десятовского кедрача, звон кос и наковален, запах материнского хлеба и мно­го чего другого. Но, уехав, не забыли через месяц пригласить Карбышева в Москву в Союз писателей России к Сергею Михал­кову. Большой разговор состоялся. При­ехал Карбышев из Москвы с шестью рекомендациями вместо трех. И, самое главное, зависти пишущей братии не испытал. На­верное, была скидка на возраст: ну, поба­луется старик да и бросит этот адский труд. Но случилось невероятное. Известный кри­тик Н. Карлагин после выхода первой книж­ки Карбышева "Характеры" в журнале "Си­бирские огни" № 8 за 1985 год написал то, что потом много раз повторили и другие журналисты и писатели: "Словно опровер­гая утверждение одного современного по­эта - "До тридцати поэтом быть почетно, но стыд кромешный после тридцати" - томич Михаил Карбышев начал писать стихи пос­ле сорока. Участник Великой Отечествен­ной войны, свидетель коллективизации. От­сюда - чувство историзма и глубоко выст­раданная любовь к отчему краю, Родине. Ав­тору не нужно было "приобщаться к народ­ной культуре" - все это было растворено в его душе и сознании." Вот стихотворение "Отец жалел коня". Землепашец так берег лошадь, что его жена вынуждена была хо­дить по "семикилометровой дороге" два раза в сутки пешком, чтобы отнести хозяи­ну еду на поле.

...Мальчишечьи рубахи,

К корыту встав, стирала ночью мать.

Топила печь, пекла на завтра хлебы,

Спала часок, не потушив огня.

И, встав с зарей, молилась молча небу,

И в поле шла.

Отец жалел коня...

М. Карбышева с самых первых шагов в поэзии интересовало все, что лежало за пределами его собственного "я", - люди, природа, животные, но в то же время лири­ческий герой его был неотделимой части­цей окружающего мира. Это видно даже по названиям стихотворений: "Россия", "Томск", "Дед Иван", "Жаворонок", "Деревен­ский колодец", "Бабы рубят капусту" и т. д. Отсюда способность автора осваивать но­вые темы, расширять свои поэтические вла­дения, преодолевать те труднопроходимые участки на творческом пути, на которых дру­гие авторы задерживались по многу лет.

Моя деревня в сто домов

У кедрача стоит.

Моя деревня в сто дымов

Уж двести лет дымит.

Клянет весною комаров,

Под осень мошкару.

Моя деревня в сто дворов

Стоит в глухом бору.

Река течет из бора в бор,

В свой бесконечный путь.

В ней моет рыжий косогор

Свою большую грудь.

Кажется, слова сами ложатся в строку, настолько ладно подогнаны друг к другу поэтические образы.

Умение подключиться к стихии народной культуры ощущается во всем творчестве М. Карбышева. Отсюда - мудрая простота, про­зрачная ясность поэтических образов. Ме­тафоры его не натянутые, не надуманные, а как бы "выловленные" из самого океана на­родной жизни.

Знакомая с детства ива:

О мосток коленом опершись,

Что-то все полощет и полощет,

И не день, не два, а всю-то жизнь. "Стриженный под нуль" тополь:

От щедрот своих делился пухом •

Было добрым сердце у него.

 А вот таков образ сибирского кедра:

Перед ним сниму я шляпу,

До чего же важный вид!

Ну, ни дать, ни взять - Шаляпин

Перед публикой стоит.

(стих. "Кедр")

Вообще, поэзия М, Карбышева полна нестареющей, жизнеутверждающей силы. Для него не существует понятие “старость”, "бессилие", "маловерие"... В чем секрет? Наверное, в том, что автору присуще видеть в людях прежде всего самое доброе, лучшее - а оно не подвластно времени, всегда молодо.

В этой связи уместными кажутся мне слова народной артистки СССР Нонны Мордюковой: "Чтобы наш голос был услышан, нашел отклик в сердцах... надо, наверное, любить простых людей так, как любил их Лев Толстой. И еще тут нужна, очевидно, какая- то особая "хромосома", которая определяет душевную чувственность художника.

Ощущение этой "хромосомы" в поэзии Михаила Карбышева глубокое, подлинное.

Потом вышли книги: "Раздумья о земле", “Деревянный ковшик", "Зеленый взрыв”, "Михайлов день", поэма "Кухтеринские вертепы" и другие издания. На все книги написаны просторные добрые рецензии. И статьи и рецензенты в один голос пели хвалу карбышевскому таланту. Все цитировать нет смысла, но пусть заголовки рецензий скажут сами за себя. Только вышла книга стихов "Деревянный ковшик", как тут же в газете "Красное знамя" появилась просторная и добрая рецензия журналиста Сергея Зайцева "Бесконечная земля", в которой он утверждает, что творческое удивление и вдохновение пришло к автору, когда он

..Живя и подрастая,

Пришел с отцом на жаркие поля

И увидал:

Лежит за синим краем

В великой бесконечности земля.”

По нескольку раз писали о творчестве Карбышева Валерий Сердюк, Александр Казанцев, Геннадий Прашкевич и другие авторы и не нашли огрехов в стихах поэта.

Сегодня Михаилу Карбышеву 77! Но, несмотря на почтенный возраст и плохое здоровье, рука его не перестает писать. За прошлую осень, весну и лето написаны новые стихи, поэмы, 3 венка сонетов, да всего и не перечислишь. Дай бог, молодым так работать, а Михаилу Михаиловичу – пошли, господи, здоровья!

Михайлов А.

//Диалог.– 1999.– 19 нояб.– С. 4.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A