Сибирские традиции и село Иглаково
Многие сибирские селения, как и село Иглаково, в прошлом веке относились к числу «малодворовых», то есть с числом дворов от 1-3 до 50, реже до 100. Только в крупных волостных и притрактовых селах, нередко вытянувшихся вдоль тракта на 3-4 километра, насчитывалось три-четыре сотни дворов. Количество дворов на Руси издавна служило единицей учета населения, единицей налогообложения и показателем плотности заселения территории. В XIII в. (к 1795 г.) в Иглаково или Игонькино было всего 6 дворов, а к середине XIX в. (в 1859 г.) - уже 43 двора. По «Списку населенных мест Томской губернии» в 1899 г. в селе числились 51 крестьянский и 3 некрестьянских двора, в которых проживало «115 душ мужского пола и 111 душ женского пола». Так было принято отмечать количество населения, а в более раннее время вообще учитывалось только количество душ мужского пола - так называемых ревизских душ. В 1724 г. была введена подушная подать, которая взималась именно с ревизских душ мужского пола, от младенца до старика. Кроме того, были и другие повинности у сибирских крестьян, например, хлебный оброк на каждый двор, ремонт дорог и мостов или ямская гоньба по перевозке грузов и почты. Все это раскладывалось по дворам и душам сельской общины.
По «Списку населенных мест» в конце XIX в. в Иглаково была деревянная церковь, сельское училище, магазин, питейное заведение, мелочная лавка. Такими же примерно были и соседние селения - в д. Белобородово до 1899 г. было 80 дворов, в Чернильщиковой - 54 двора. Даже в волостном селе Нелюбино в это время было всего 114 дворов. В 1925 г. в Иглаково проживало 504 человека, в Белобородово - 721, в Чернильщиково - 418, а в сравнительно новых поселках - Виленке - 335 человек, Поперечке - 33, Зоновке -27, Бросовке - 118 человек. Казалось бы, масштабы небольшие: все жители этих селений, по современным меркам, могли бы разместиться в одной коробке пятиэтажки или девятиэтажки. Однако размеры освоения окружающего мира совершенно несопоставимы.
Раньше в понятие «двор» входила довольно большая обжитая территория. При каждом доме в старину была обширная усадьба с амбаром - гордостью хозяина, с поднавесами, завозней, погребом с ледником, просторным скотным двором, что помещался обычно на задах усадьбы. А кроме того, за пределами двора на окраине селения, стояли овины и риги для сушки снопов, гумна для обмолота зерна, опять же амбары и прочие постройки, не считая освоенных угодий, лугов, пашен и заимок, где также нередко сооружались сезонные постройки. К этому нужно прибавить водяные мельницы на реках, пасеки с омшанником, охотничьи избушки, тропинки, тропы и даже берестяной ковшик у лесного ручья - все это были нити тонкой сети, регулирующей взаимоотношения человека с окружающим миром. Раньше человек не отделял себя от природы, он знал и тонко чувствовал ее, успешно используя в обустройстве своей жизни. Многолетний опыт, знание природы и труд придавали большую прочность крестьянскому хозяйству, запасы зерна и прочих продуктов которого, как правило, расчитывались вперед на несколько лет. Не зря сибиряки-старожилы по сравнению, как говаривали, с «лапотной» и крепостной Россией были известны своей зажиточностью и крепостью хозяйства.
Все это создавалось упорным трудом и руками каждого семейства и всей сельской общины, паредавалось от дедов к детям и внукам. Очень устойчивой была традиция крестьянской взаимопомощи: для строительства дома, для заготовки леса, на пахоту или сенокос и даже на рубку капусты каждый хозяин при необходимости мог собрать «помощь», из соседей и родственников, которые работали бесплатно, только за угощение.
Ни одно хозяйство сибиряков не обходилось без традиционной русской бани по-черному, с плоской крышей из дерна из-за особой ее пожароопасности. Сибиряки любили попариться, а жар доводили до такой степени, что нередко парились в специальной холщовой шапке и рукавицах - иначе будут ожоги.
В пригородном сибирском селе Иглаково успешно использовали выгоды своего положения вблизи губернского города, поставляя на его рынок дрова и продукты своего хозяйства. А кроме того, Нелюбинская волость была богата рыболовными местами, что также давало жителям немалый доход. В реке Томи, особенно в низовьях, ловили не только чебаков, окуней, налимов, щук или язей, но и муксуна, нельму, стерлядь. В архивных документах сохранилось немало жалоб и исков по поводу борьбы за лучшие рыболовные пески на р. Томи между томскими татарами, крестьянами русских деревень, томскими рыбопромышленниками и Алексеевским монастырем Царская администрация еще в XVIII в. обычно подтверждала право владения за местными татарами, как представителями коренных сибирских народов - «ясашных».
К началу XIX в. утвердился раздел владений прибрежья р.Томи: до устья р. Киргизки владел г.Томск, устьем Киргизки и самой речкой - монастырь, далее на 6 верст шли угодья д. Белобородовой, а затем - на 1,5 версты владения крестьян д. Иглаковой, на 2 версты - д. Попадейкиной, на 6 верст - д. Чернильщиковой и т. д. Рыболовством занимались практически круглый год, меняя способы и ловушки. Рыба не только дополняла свой стол, но и выгодно продавалась в город как в свежем, мороженном, так и в соленом виде. Лучшей порой для неводного лова считался Петров пост - разгар сенокоса, и крестьяне умудрялись рыбачить в перерывах между покосами или сдавали свои пески в аренду за приличную плату.
Но не хлебом единым и не только рыбой был жив сибиряк. Душе был нужен праздник, и гуляли сибиряки широко, от всей души. Во всех селениях, по старинному заведению, были установлены свои съезжие праздники: чтобы жители могли больше общаться друг с другом, поддерживать родственные связи и знакомства, выбирать невест и женихов. В с. Иглаково на высоком и красивом месте, как и положено, стояла аккуратная деревянная церковь - Пророко-Ильинская, к приходу которой относились даже Попадейкино, Чернильщиково и Песочки. Престольными или съезжими праздниками в Иглаково были Крещение и Ильин день, в д. Чернильщиково - Троица и Рождество, в Песочках - Сергиев день. В Белобородово, где молиться ходили на Архимандритскую заимку, съезжим праздником был Покров. На эти праздники было принято ждать гостей из всех соседних селений: родители брали с собой дочерей-невест и сыновей-женихов, чтобы те могли пообщаться на традиционных вечерках и хороводах, а там уж и сватов засылать будет можно. В своих селениях уже все давно породнились, вот и приходилось ездить за невестами в соседние села. А где, как не на съезжем празднике можно было присмотреть невесту.
Большое место на праздниках занимало выполнение старинных обрядов, обеспечивающих успех, и процветание не только своего хозяйства, но и всего окружающего мира. В Иглаково на Крещенье делали на реке прорубь-Иордань в виде креста, батюшка с крестом и молитвами святил в ней воду, и все набирали полные бочки святой воды. Ею окропляли весь двор и скот, поили корову после отела, умывали и поили больных. В Крещенье же ставили угольком кресты на дверях и воротах, что должно было уберечь хозяйство от всяких напастей.
В Великий четверг, перед Пасхой, после службы в церкви приносили домой с предосторожностями горящую свечу и делали ее копотью крест в переднем углу над иконами, или над входной дверью снаружи - «в задах». Даже в соседних селениях старались донести свечу из церкви горящей. К. Н. Иглакова вспоминает, как попадейкинские шли из церкви домой через речку по льду несли в стеклянных пузырях горящие свечки, и огоньки от них было видно далеко по реке. Мать ее тоже делала такой крестик над иконами, а потом в Пасху показывала детям и говорила: "Вот, видите, листинька прилетела, все принесла - и молоко, и сметану". Кто такая «листинька», она не знала, но во время поста не разрешалось есть скоромное даже детям, и только на Пасху разговлялись за обильным столом с яйцами, куличами, мясом, молоком и сметаной. Любимым развлечением молодежи на Пасху были качели, которые строили специально на берегу р.Томи.
Празднование Пасхи в Иглаково проходило с обязательным крестным ходом: иконы из церкви заносили в каждый дом, ставили в передний угол, молились и шли в следующий дом обходя все дома в селении. Затем этот крестный ход отправлялся пешком, по весеннему бездорожью, с иконами и херувимами, в соседние селения, относящиеся к приходу, - в д. Попадейкину, Чернильщикову и в Песочки. И там заходили в каждый дом и служили молебен. Надо ли говорить, как это способствовало единению прихода, поднятию духа каждого мирянина. Возглавлял этот крестный ход местный священник Василий Михайлович Жигачев, добрая память о котором до сих пор жива в селе. Он прослужил в приходе лет 30, крестил, венчал и отпевал своих прихожан, никогда не брал никаких поборов. По архивным документам в 1920-е годы он, как «служитель культа», и его жена были лишены избирательных прав вместе псаломщиком Пичугиным П. И, и его женой, а также некоторыми другими жителями, в том числе душевнобольным. По рассказам, в 1930-е годы священник был вынужден отречься от церкви ради своего сына, который мечтал стать механизатором, а сыну священника это было запрещено Наверное, и отрекаясь он оставался верен Богу и своим жизненным принципам. Последнего же священника, по памяти жителей, в одну из ночей забрали «черные воронки». Вот так в трудах, праздниках и лишениях проходила жизнь иглаковцев и всех сибиряков в не столь далекие времена.
Бардина П.
//Диалог.- 1994.- 28 июля.- С. 5.