Наше Иглаково
С названием «Иглаково» у большинства жителей нашего города связываются представления о садово-огородных участках и неутомимых пенсионерах, поставляющих овощи, ягоды и цветы на наш рынок. И далеко не все, наверное, знают, что Иглаково - это старинное сибирское село с богатой историей и древними традициями. Еще и сейчас на берегу реки, на самой старой улице села стоят дома, построенные около сотни лет назад отцами и дедами современных жителей.
Много воды утекло в реке Томи с тех пор, как здесь поселились первые русские хлебопашцы. А именно с этой целью - завести пашню - были основаны почти все пригородные селения служилыми и посадскими людьми из Томского городка, построенного в 1604 г. Точные даты основания каждого селения не всегда возможно установить, и ориентиром в этом случае чаще всего служат даты первых упоминаний в архивных документах об их уже существующих селениях. В 1701 г. тобольским сыном боярским Семеном Ремизовым была составлена первая карта - «Чертежная книгаСибири», на которой вокруг Томска были отмечены Нелюбино, Петрово, Киргизка, Карбышева, Сеченова, Лучанова, Спасское, Семилуженское - всего в уезде свыше 50 русских селений. В книге Н. Ф. Емельянова «Заселение русскими Среднего Приобья в феодальную эпоху» вышедшей в издательстве Томского университета в 1981 г. находим, что Иглаково (или Игонькино) впервые упоминается в 1746 г. как уже существующее. Однако здесь же находим, что ниже по реке, Обском стане, была еще (и сейчас есть) д. Игловская или Вишнякова, основанная гораздо раньше, в 1656 г. служилым человеком Иглаковым. Возможно, что именно от него пошел мощный род Иглаковых, потомки которого живут в с. Иглаково и поныне.
По архивным материалам, исследованным в работах историков и лингвистов, можно узнать, что д. Белобородова была основана в 1728 г. крестьянином Иваном Белобородовым, д. Попадейкино - в 1656 г. конным казаком Попадейкиным, с. Нелюбино - в 1678г. служилыми людьми Нелюбимыми, а д. Чернилыцикова впервые упоминается только в 1782 г. По своему происхождению первые русские сибиряки были в основном выходцами из северных уездов России - с Поморья, из Устюга, Сольвычегодска, Кайгорода, Каргополя и др. Однако среди них имелось немало выходцев из средней и южной России, заметно отличающихся от северноруссов, и даже представители других национальностей. Все они оставили свои особенности в языке и бытовом укладе старожилов Сибири. Происхождение первых жителей Томска восстанавливается, хотя и не в полной мере, в работах лингвистов на основе анализа архивов и антропоминов - имен собственных. Так, например, основатели селений конные казаки Губины были родом из Вятки, конные казаки Карбышевы - из Москвы, а служилые люди Нелюбины и еще 25 томских фамилий имели происхождение из коми-зырян.
В пригородном районе со временем сформировался устойчивый состав населения из старожилов со своими традициями хозяйствования и всего повседневного уклада жизни в будни и в праздники. За 300 лет сменилось много поколений, из одной семьи выросли целые деревни родственников, носящих ту же фамилию, что и название села. Таким было и село Иглаково, больше половины жителей которого вплоть до середины XX в. имело одну и туже фамилию - Иглаковы. Одних только полных тезок - Иглаковых Александров Ивановичей - здесь было несколько. В связи с этим, по рассказам, произошел курьезный случай, когда одному Александру Ивановичу вместо другого пришлось дважды отслужить на КВЖД. Поэтому для бытового общения в ходу были так называемые «уличные» фамилии по деду или по бабке, которые стояли во главе хозяйства. Одни Иглаковы были, например, Варваринские, другие - Ефимовские, а кроме того были Филипповские, Григоревские, Ивановские, Трофимовские, Викуловские, Василисины, Федорвасильевы и другие. И это все Иглаковы. Дальним родственникам-однофамильцам даже можно было вступать в браки между собой. Жен брали и из соседних селений - попадейкинских, белобородовских и других. Кроме Иглаковых старожилами в селе были Терентьевы, Попадейкины, Яковлевы, Щукины, Корниловы, Быковы и др.
Предки иглаковцев почти три столетия пахали здесь землю, выращивали хлеб, разводили скот, растили детей, от души веселились на праздниках и свадьбах и не перед кем не ломали шапку - помещиков-то в Сибири не было. Они истово молились перед иконами и бережно несли в Великий четверг перед Пасхой зажженую в церкви свечу домой, чтобы сделать ее копотью крест в переднем углу - это вселяло надежду на благополучие хозяйства и в будущие времена. Внешне они были, наверное, очень похожи на своих потомков - современных иглаковцев: высокие и коренастые, крепко стоящие на земле, с открытыми лицами и с широкой душой. Исполнив положенный срок, предки переселялись на вечный покой в родную землю, где их косточки лежат и поныне. Может быть, действительно они как-то помогали и заботились о своих потомках - не зря же у многих народов мира существовало особое почитание предков, к которым обращались за помощью и защитой.
Уклад жизни, заведенной дедами и прадедами, основывался на нелегком крестьянском труде, навыки которого передавались из поколения в поколение. Каждый мужчина в совершенстве владел топором, с помощью которого не только строили дома, но и изготавливали почти все орудия труда от сохи до прялки. Из крепких сосновых бревен рубили высокие избы, а для нижних венцов и на столбы по углам использовали влагоустойчивую лиственницу. Строили как простые четырехстенные избы с сенями, так и более престижные пятистенки и крестовики под тесовыми или железными крышами. Старинным типом жилища была изба-связь из двух срубов, соединенных сенями. Обычно в одной ее половине размещалась изба, а в другой - горница или еще одна изба, что было очень удобно для большой семьи, каковых было немало.
Устойчивой традицией, занесенной с севера России, было высокое крыльцо из нескольких ступеней с открытой площадкой под крышей двора. Такое крыльцо и сейчас можно увидеть в домах иглаковских старожилов. Некоторые дома-крестовики под железными крышами с резными наличниками и карнизом, были не хуже городских купеческих особняков, по образцу которых они и строились. Город Томск и его знаменитое деревянное кружево оказывали большое влияние на пригородные села. Здесь чрезвычайно популярными были окна с арочным - «полуциркульным» верхом, со ставнями и резными наличниками, с вырезками по карнизу. Один из старых домов в селе - двухэтажный крестовик, вросший в землю до половины окон первого этажа - был построен в 1903 г. Варварой Иглаковой давшей, давшей по-видимому не зная свое имя потомкам - Варваринским.
Во внутренней планировке жилища устойчиво сохранялись также северно-русские традиции расположения большой русской печи в углу у входа, челом в окнам фасада. По диагонали от печи, в углу у фасадной стены, располагался передний угол с иконами и большим обеденным столом. Это было самое почетное место в доме, где на своей «отцовой» лавке сидел сам хозяин. Сюда же садили почетных гостей и жениха с невестой во время свадебного пира.
Характерной сибирской особенностью интерьера жилища была железная печка, которую устанавливали на зиму рядом с русской печью. Для отопления горницы, в которой печи часто вообще не было, использовали оригинальный способ обогревания из подполья. Для этого насыпали горячих углей в круглую железную печку на ножках и ставили ее в подполье, откуда тепло шло по всей комнате.
К старинной обстановке избы относились встроенные лавки, полки и полати, однако в пригородных селах рано появилась покупная мебель - деревянные диваны со спинкой, столы с точеными ножками, комоды, горки для посуды, столы-угловики и пр. Такую мебель, кстати, делали в одном из соседних селений - в Петропавловке.
Жители Иглаково, как и других пригородных селений, регулярно ездили, обычно раз в неделю, в город Томск, возили на продажу дрова, овощи, мясо, молочные продукты. Зимой дорога проходила по «зимнику» - через р. Томь и Попадейкинскую протоку по Эуштинскии лугам. Этот путь проезжали на лошадях с грузом всего за 2 часа. Летом ездили по более длинной дороге вдоль берега, через д. Белобородово. Из города привозили готовые ткани и одежду, так что не было необходимости ткать холсты. Привозили муку, сахар, сладости, чай, фарфоровую и стеклянную посуду, самовары и даже такие безделушки как блестящие латунные ручки для дверей, которые и сейчас можно увидеть в старых домах. Из города же попадали такие вещички как рожок для обуви, который имеется в нашем музее, с клеймом и старинной надписью магазинов известного томского купца Георгия Голованова.
Бардина П.
//Диалог.- 1994.- 26 мая.- С. 5.