Наше Иглаково

     С названием «Иглаково» у большинства жителей нашего города связываются представления о садово-огородных участках и неутомимых пенсионерах, поставляющих овощи, ягоды и цветы на наш рынок. И далеко не все, наверное, знают, что Иглаково - это старинное сибирское село с богатой историей и древними традициями. Еще и сейчас на берегу реки, на самой старой улице села стоят дома, построенные около сотни лет назад отцами и дедами современных жителей.

     Много воды утекло в реке Томи с тех пор, как здесь поселились первые русские хлебопашцы. А именно с этой целью - завести пашню - были основаны почти все пригородные селения служилыми и посадскими людьми из Томского городка, построенного в 1604 г. Точные даты основания каждого селения не всегда возможно установить, и ориентиром в этом случае чаще всего служат даты первых упоминаний в архивных документах об их уже существующих селениях. В 1701 г. тобольским сыном боярским Семеном Ремизовым была составлена первая карта - «Чертежная книгаСибири», на которой вокруг Томска были отмечены Нелюбино, Петрово, Киргизка, Карбышева, Сеченова, Лучанова, Спасское, Семилуженское - всего в уезде свыше 50 русских селений. В книге Н. Ф. Емельянова «Заселение русскими Среднего Приобья в феодальную эпоху» вышедшей в издательстве Томского университета в 1981 г. находим, что Иглаково (или Игонькино) впервые упоминается в 1746 г. как уже существующее.        Однако здесь же находим, что ниже по реке, Обском стане, была еще (и сейчас есть) д. Игловская или Вишнякова, основанная гораздо раньше, в 1656 г. служилым человеком Иглаковым. Возможно, что именно от него пошел мощный род Иглаковых, потомки которого живут в с. Иглаково и поныне.

     По архивным материалам, исследованным в работах историков и лингвистов, можно узнать, что д. Белобородова была основана в 1728 г. крестьянином Иваном Белобородовым, д. Попадейкино - в 1656 г. конным казаком Попадейкиным, с. Нелюбино - в 1678г. служилыми людь­ми Нелюбимыми, а д. Чернилыцикова впервые упо­минается только в 1782 г. По своему происхождению первые русские сибиряки были в основном выход­цами из северных уездов России - с Поморья, из Ус­тюга, Сольвычегодска, Кайгорода, Каргополя и др. Однако среди них имелось немало выходцев из средней и южной России, замет­но отличающихся от северноруссов, и даже предста­вители других националь­ностей. Все они оставили свои особенности в языке и бытовом укладе старо­жилов Сибири. Происхож­дение первых жителей Томска восстанавливает­ся, хотя и не в полной мере, в работах лингвистов на основе анализа архивов и антропоминов - имен со­бственных. Так, например, основатели селений кон­ные казаки Губины были родом из Вятки, конные ка­заки Карбышевы - из Моск­вы, а служилые люди Нелюбины и еще 25 томских фамилий имели происхож­дение из коми-зырян.

     В пригородном районе со временем сформиро­вался устойчивый состав населения из старожилов со своими традициями хо­зяйствования и всего пов­седневного уклада жизни в будни и в праздники. За 300 лет сменилось много поко­лений, из одной семьи вы­росли целые деревни ро­дственников, носящих ту же фамилию, что и назва­ние села. Таким было и село Иглаково, больше половины жителей которо­го вплоть до середины XX в. имело одну и туже фами­лию - Иглаковы. Одних только полных тезок - Иглаковых Александров Ива­новичей - здесь было несколько. В связи с этим, по рассказам, произошел курьезный случай, когда одному Александру Ивано­вичу вместо другого при­шлось дважды отслужить на КВЖД. Поэтому для бы­тового общения в ходу были так называемые «уличные» фамилии по деду или по бабке, кото­рые стояли во главе хо­зяйства. Одни Иглаковы были, например, Варваринские, другие - Ефимовские, а кроме того были Филипповские, Григоревские, Ивановские, Трофимовские, Викуловские, Василисины, Федорвасильевы и другие.  И это все Иглако­вы. Дальним родственни­кам-однофамильцам даже можно было вступать в браки между собой. Жен брали и из соседних селе­ний - попадейкинских, белобородовских и других. Кроме Иглаковых старожи­лами в селе были Терентьевы, Попадейкины, Яков­левы, Щукины, Корнило­вы, Быковы и др.

     Предки иглаковцев почти три столетия пахали здесь землю, выращивали хлеб, разводили скот, рас­тили детей, от души весе­лились на праздниках и свадьбах и не перед кем не ломали шапку - помещи­ков-то в Сибири не было. Они истово молились пе­ред иконами и бережно не­сли в Великий четверг пе­ред Пасхой зажженую в церкви свечу домой, что­бы сделать ее копотью крест в переднем углу - это вселяло надежду на благо­получие хозяйства и в бу­дущие времена. Внешне они были, наверное, очень похожи на своих потомков - современных иглаковцев: высокие и коренастые, крепко стоящие на земле, с открытыми лицами и с широкой душой. Исполнив положенный срок, предки переселялись на вечный покой в родную землю, где их косточки лежат и поны­не. Может быть, действи­тельно они как-то помога­ли и заботились о своих потомках - не зря же у мно­гих народов мира сущес­твовало особое почитание предков, к которым обра­щались за помощью и за­щитой.

     Уклад жизни, заведен­ной дедами и прадедами, основывался на нелегком крестьянском труде, навыки которого передавались из поколения в поколение. Каждый мужчина в совершенстве владел топором, с помощью которого не толь­ко строили дома, но и изго­тавливали почти все ору­дия труда от сохи до прял­ки. Из крепких сосновых бревен рубили высокие избы, а для нижних венцов и на столбы по углам ис­пользовали влагоустойчивую лиственницу. Строили как простые четырехстен­ные избы с сенями, так и более престижные пятис­тенки и крестовики под те­совыми или железными крышами. Старинным ти­пом жилища была изба-связь из двух срубов, со­единенных сенями. Обычно в одной ее половине раз­мещалась изба, а в другой - горница или еще одна изба, что было очень удобно для большой семьи, каковых было немало.

     Устойчивой традицией, занесенной с севера Рос­сии, было высокое крыль­цо из нескольких ступеней с открытой площадкой под крышей двора. Такое крыльцо и сейчас можно увидеть в домах иглаковских старожилов. Некото­рые дома-крестовики под железными крышами с рез­ными наличниками и кар­низом, были не хуже город­ских купеческих особняков, по образцу которых они и строились. Город Томск и его знаменитое деревян­ное кружево оказывали большое влияние на при­городные села. Здесь чрезвычайно популярными были окна с арочным - «по­луциркульным» верхом, со ставнями и резными налич­никами, с вырезками по карнизу. Один из старых домов в селе - двухэтажный крестовик, вросший в землю до половины окон первого этажа - был пос­троен в 1903 г. Варварой Иглаковой давшей, давшей по-видимому не зная свое имя потомкам - Варваринским.

     Во внутренней планиров­ке жилища устойчиво со­хранялись также северно-русские традиции расположения большой русской печи в углу у входа, челом в окнам фасада. По диаго­нали от печи, в углу у фа­садной стены, располагал­ся передний угол с иконами и большим обеденным столом. Это было самое по­четное место в доме, где на своей «отцовой» лавке си­дел сам хозяин. Сюда же садили почетных гостей и жениха с невестой во вре­мя свадебного пира.

     Характерной сибирской особенностью интерьера жилища была железная печка, которую устанавли­вали на зиму рядом с рус­ской печью. Для отопления горницы, в которой печи часто вообще не было, ис­пользовали оригинальный способ обогревания из подполья. Для этого насы­пали горячих углей в круг­лую железную печку на ножках и ставили ее в под­полье, откуда тепло шло по всей комнате.

     К старинной обстановке избы относились встроен­ные лавки, полки и полати, однако в пригородных се­лах рано появилась покуп­ная мебель - деревянные диваны со спинкой, столы с точеными ножками, ко­моды, горки для посуды, столы-угловики и пр. Та­кую мебель, кстати, делали в одном из соседних се­лений - в Петропавловке.

     Жители Иглаково, как и других пригородных селе­ний, регулярно ездили, обычно раз в неделю, в город Томск, возили на продажу дрова, овощи, мясо, молочные продукты. Зимой дорога проходила по «зимнику» - через р. Томь и Попадейкинскую протоку по Эуштинскии лугам. Этот путь проезжа­ли на лошадях с грузом всего за 2 часа. Летом езди­ли по более длинной доро­ге вдоль берега, через д. Белобородово. Из города привозили готовые ткани и одежду, так что не было необходимости ткать хол­сты. Привозили муку, са­хар, сладости, чай, фарфо­ровую и стеклянную посу­ду, самовары и даже такие безделушки как блестящие латунные ручки для две­рей, которые и сейчас можно увидеть в старых домах. Из города же попадали та­кие вещички как рожок для обуви, который имеется в нашем музее, с клеймом и  старинной надписью мага­зинов известного томско­го купца Георгия Голова­нова.

 

Бардина П.

//Диалог.- 1994.- 26 мая.- С. 5.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A