Северск тоже верит
До атомной эры...
■ Территория, где сейчас располагается город Северск, вовсе не отмечена печатью безбожия. Наоборот, место это намоленное, поскольку прежде, в досоветский период, здесь существовало целых два православных прихода: в селе Иглаково и деревне Белобородово.
■ Пророко-Ильинская церковь села Иглаково была построена в 1862 году и нарзана в честь Ильи-пророка, с престольными праздниками в. Ильин день и на Крещение. Более полувека в ней крестили и отпевали жителей Иглакова, принимали исповедь и венчали, возносили молитвы Всевышнему.
■ После октябрьских событий 1917 года и смены власти в стране изменилось и отношение к церкви. Местные коммунисты сняли с Пророко-Ильинской церкви ее главную достопримечательность - колокол; иконы и предметы церковного быта также пострадали. Здание церкви было переоборудовано под колхозный склад. В начале 50-х годов деревянный храм сгорел дотла. Причина пожара (то ли случайное возгорание, то ли поджог) не была установлена.
■ Жители другой деревеньки - Белобородово - относились к приходу церкви на Архимандритской заимке Алексеевского мужского монастыря, расположенной на берегу реки Киргизки. Этот монастырь был одним из наиболее ранних русских поселений на территории Северска. Появился он в начале XVII века. И хотя сам монастырь впоследствии нашел себе более спокойное место (пожары, половодье, набеги киргизов поспособствовали тому), Архимандритская заимка оставалась монастырской вотчиной вплоть до закрытия монастыря в 20-х годах XX века. Монастырская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была ближайшей христианской обителью, куда белобородовцы постоянно обращались. Церковные службы, правда, сибирские крестьяне посещали не слишком активно, но крещение, венчание, отпевание считалось в крестьянском быту обязательным, как и исповедание перед смертью. Монастырские служители, как и везде в Сибири крестьянской, исправно несли службу, молясь в церкви Пресвятой Богородицы за всех грешников, обращаясь к свя-тымсмолитвойо защите... лошадей, кур, рассады и всего крестьянского хозяйства.
■ Октябрь 1917 года прервал историю этого прихода. На земле, принадлежавшей монастырю - христианской обители, одним из основных заветов которой было "возлюби ближнего своего", возникла зона усиленного режима.
Андрейчикова Н.
// Томская неделя.- 2001.- 25 окт.- С. 26.