Забытый погост
Откроет ли нашу дверь каменное эхо прошлого?
Июнь. Жара. От полуденного солнца нет спасения. И только в тихом березово-сосновом оазисе душного городского ада царит прохлада. Обнесенный церковной оградой, он похож на заповедный уголок, который как будто специально отгородили от остального мира, чтобы сохранить, не дать задавить железобетонным коробкам девятиэтажек, плавящемуся на солнце серому асфальту улиц. Здесь покоятся мертвые...
В семидесятых годах старое Белобородовское кладбище очистили от крестов и оградок. К тому времени по соседству уже возвышался могучий красавец из стекла и бетона - кинотеатр "Россия", как грибы после дождя, росли дома, серой паутиной разбежались автодороги. Город преображал деревенские виды, наводя марафет современности на своем юном лице.
Прошло уже немало лет, как снесли последний дом Белобородова, зажатый между напирающими новостройками и колючей проволокой городского периметра. Деревни уже нет. И лишь указатель автобусной остановки с надгробной надписью "Белобородово" стоит одноногим памятником на чьем-то бывшем подворье. Кануло в Лету и кладбище. Но еще остались своеобразным реликтом две надгробные плиты. Одна из них прячется в траве на опушке райского уголка у пыльной извилистой тропинки. "Здесь покоится младе-нецъ Викторъ Межевниковъ. Родился 1869 г. 17 апреля. Умеръ 24 мая 1874 г. Жилъ 5 г.", - гласит надпись. А рядом потускневшие искусственные цветы. Каменное эхо прошлого зачаровывает, хочется прикоснуться к старым изъеденным буквам: прикоснуться к древности - прикоснуться к вечности. Каким он был - этот малыш, где жил, а главное - почему таким кратким оказался его век, уже не узнать. Молчаливая угрюмая земля ревностно хранит тайны былого. И лишь южный ветер, некогда трепавший волосы пятилетнего мальчугана, обдает далеким теплом воспоминаний, шепчет в кудрях берез давнюю историю. И если замереть на полудвижении, полуслове, попумысли и отключить сознание, можно услышать голос прошлого...
Деревня Белобородово была основана в 1728 году Иваном Белобородовым. Скорее всего, человеком служилым, так же, как и многие другие поселения того времени (Аркашово, Колылово, Нелюбино, Басалаево, Иглаково). Местные воеводы, уставшие от задержек жалованья из Москвы и хлебных бунтов, пытались насадить хлебопашество среди своих подчиненных. Вот и появлялись недалеко от Томска русские села. Место было благодатное. Сочные травы лугов. Чистые воды Томи, в которых не переводилась рыба: налим, щука, стерлядь. Обилие ягод, грибов. Вот только для хлебных культур земля была не очень подходящей. Поэтому в основном белобородовцы держали огороды. Со временем Белобородово выросло. Ее единственная улица протянулась вдоль правобережья Томи от горы Барабинки (современная улица Солнечная в Северске) до нынешнего спорткомплекса "Дельфин". Недалеко от деревни располагалась "архимандритка" (архимандритская заимка) - вотчина Томского Богородице-Алексеевского монастыря. В начале XVII века, после основания Томска, монастырь этот находился здесь, в устье Большой Киргизки. Но был перенесен в 1663 году в Томский острог. Причин тому было множество; пожары, наводнения, набеги киргизов и татар. Особенно не давали спокойно жить монахам местные народы. Для защиты своей обители иноки рыли рвы, возводили насыпи, собирали служилых людей, а нередко и сами брались за оружие. До сих пор по руслу Киргизки находят русские сабли, наконечники стрел. Потери были немалые. Примерно в двух километрах от места основания монастыря есть захоронение, где, по преданию, погребены 70 монахов, убитых киргизами. Еще в 1908 году на этом месте стоял огромный деревянный крест.
Хотя монастырь переместился в Томск, заимку он оставил за собой. И частенько крестьяне Белобородова нанимались к монахам на работу: сено косить, пасти скот, доить коров, укреплять постройки. Так как белобородовские земли были не очень плодородны, постепенно в селе стали развиваться ремесла. Крестьяне изготавливали ведра, кадки, тес. Продавали дрова, сено. Промышляли рыбной ловлей. А в XIX веке, с развитием речного пароходства и появлением в Самуськах затона, уходили служить масленщиками, лоцманами. Через Белобородово проходил тракт. Везли на продажу молоко, мясо, дрова. Частенько крестьяне дальних деревень, стремящиеся в Томск по Нарымской дороге, останавливались здесь на постой. Не обходилось без воровства. Иногда ночью некоторые лишались своего груза. Что делать, в семье, как говорится, не без урода.
Молились белобородовцы в деревянной церквушке Покрова Пресвятой Богородицы, освященной в 1877 году архимандритом Виктором Лебедевым. Рядом стоял деревянный настоятельский дом с мезонином и балконом. Позже настоятель переселился в новое одноэтажное каменное строение. Этот дом сохранился до сих пор. Его старые стены можно увидеть на территории воинской части, расположенной у устья Большой Киргизки. А вот храм сгорел в 1937 году. Возможно, не обошлось без участия воспитанников исправительно-трудовой колонии "Чекист", расположившейся в 1933 году на территории архимандритской заимки.
Во время и после войны появились новые лагеря. Шло строительство секретных объектов СХК и города. Недалеко от Белобородова развернулись палаточные поселки, сооружались бараки. Белобородовское кладбище принимало в свои недра всех: и местных жителей, и заключенных, и первостроителей. Однажды ночью (это было еще во время войны, до секретной стройки) расконвоированные привезли много трупов зеков, бросили в общую могилу в конце кладбища и, не до конца зарыв, отправились обратно. Утром перед деревенскими предстала жуткая картина, свидетелями которой стали и дети.
После революции на долю белобородовцев выпало немало испытаний: колчаковский террор, расстрелы, жесткая продразверстка советской власти, раскулачивание, и, наконец, в 1949 году переселение "неустойчивых", у кого родственники были в заключении или в плену. Новым местом жительства НКВД им определило Сухорево. И хотя в начале 50-х многие вернулись обратно, деревня, сохранение которой, вероятно, не входило в государственные планы, постепенно стала вымирать. Даже хоронить перестали на белобородовском погосте. А некоторые жители перенесли кости своих предков на новое городское кладбище. Но так сделали далеко не все.
За несколько лет брошенное кладбище заросло густой травой и малинником. Его зеленое покрывало пронзили пыльные тропинки. Утром люди, срезая путь, летели на работу, вечером, уставшие, спешили домой, тоже напрямик. А в самой чаще устраивали сборища местные алкаши. Покой мертвых нарушали пьяные песни, матерная ругань, вульгарный женский смех. "Столом" для вечно пьяных вандалов служил надгробный камень, вывернутый из могилы шестнадцатилетней девушки, похороненной здесь в 1950 году. И хотя церковная ограда уже не первый год охраняет кладбищенские рубежи, некоторые следы былого разгула сохранились: железный ящик для костра, обожженные у основания деревья и битые стекла бутылок у надгробной надписи,
Со временем как-то забылось, что здесь покоятся останки первых жителей Северской земли, здесь почивает более чем двухсотлетняя история Белобородова. Суета и порочность поглотили человеческое сознание, убили интерес к прошлому, а значит, надежду на будущее. Кто вспомнит о нас, когда мы сами погрузимся в небытие? Сегодня лишь старожилы да краеведы знают фамилии тех, кто жил здесь когда-то, Шубины, Мыльниковы, Чебурановы, Шабановы,Чухломовы, Курносовы, Соколовы, Кондаковы, - и пытаются донести историческое наследие до современного сознания через газеты, выставки, встречи. Пытаются... Конечно, люди внимают им. Но этот интерес зачастую подобен вспышке: услышал, подивился и забыл, - каждодневные заботы не оставляют "лишнего" места для исторической памяти. Увы.
Но, наверное, самой судьбой было уготовано увековечить память о старом белобородовском кладбище. В 1991 году, в один из солнечных майских деньков, на пустыре рядом с бывшем погостом собралось едва ли не полгорода. Люди высовывались из окон зданий, располагались на крышах, взбирались на деревья, так как протиснуться сквозь плотное кольцо толпы было невозможно. Приехал сам Алексий II. Патриарх освятил камень в основание будущего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Три года к святыне ходили молиться богомольные старушки, А потом началось строительство. Случайно или нет, но за церковную посчитали и территорию бывшего кладбища. Массивная ограда обняла ее вместе с храмом. И теперь своеобразным памятником возвышается над могилами далеких предков северчан красавица Богородице-Владимирская церковь.
Новокшонов С.
//Томский вестник.- 2001.- 13 июля.- С. 3,4.