Логин Владимир Степанович
У СЕВЕРСКА ЕСТЬ СВОЕ ЛИЦО
Владимир Степанович Логин до недавнего времени был главным художником Северска, по его проекту в городе сооружено пять памятников, оформлено немало внутренних интерьеров и создано неимоверное количество других художественных композиций.
Тридцать три года назад после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего училища им. Строганова) он приехал в Северск по распределению. Уроженец европейской части России, о далекой заснеженной Сибири он знал только понаслышке, поэтому ехал сюда с желанием поближе познакомиться с этими местами, полными суровой романтики и экзотики.
Сам родом из старого русского города Тамбова, до приезда в Сибирь Владимир Степанович успел пожить в Средней Азии, куда во время войны поближе к родствен-никам его и двух сестер привезла мать. Потом семья вновь вернулась в Тамбов, вернулся с фронта инвалидом отец. После войны Владимир Степанович закончил общеобразовательную и художественную школы. Затем были пять лет учебы в Краснодарском художественном училище. Распределение в Астраханскую школу учителем черчения и рисования. А следом за этим смелая попытка поступить в «строгановку», увенчавшаяся успехом.
В московском училище Владимир Степанович выбирает новый, только второй год существующий, факультет «Оформление интерьеров». К учебе именно на этом факультете будущего художника, по его словам, в первую очередь подвигло то, что в отличие от других факультетов, где на протяжении всех шести лет изучалась только одна специальность - та, которая и должна была стать главной, здесь каждый год учебы посвящался детальному изучению разных предметов. Таким образом, за шесть лет учебы в «строгановке» Владимир Степанович прекрасно изучил и освоил работу с деревом и металлом, со стеклом и бетоном. То есть со всеми теми материалами, с которыми ему пришлось иметь дело в будущем, когда он создавал для Северска эскизы памятников и витражей, рисовал интерьеры Дома культуры, кинотеатра «Россия», филиала Центра детского творчества.
Но эти работы для художника пока еще в далеком будущем. В настоящем же: молодая жена - студентка Московского химико-технологического института, маленький сын, находящийся на воспитании у бабушки в Тамбове, стипендия в 32 рубля и, как следствие, вечное безденежье и вынужденная необходимость принимать помощь пожилой мамы.
Кстати, именно мама настояла на том, чтобы сын выучился на художника. Сама не имеющая хорошего образования, зарабатывающая торговлей на рынке тем, что сумела вырастить на собственном огороде, мама Владимира Степановича мечтала, чтобы ее сын стал, как тогда говорили, большим человеком. Получить профессию художника в ее понимании означало заложить начало для будущей вполне удачной и обеспеченной жизни, в которой найдется место и славе, и почету, и деньгам. Ведь по радио и в газетах в то время много писали о присуждении Сталинской премии то одному, то другому художнику. А она составляла ни много ни мало десять тысяч рублей. К слову сказать, свою первую денежную премию в размере трехсот рублей Владимир Степанович получил в Краснодарском училище за первое место в конкурсе картин, который проходил между студентами. Потом в его жизни будет еще немало конкурсов и далеко не одно призовое место в них. Это и томский областной конкурс на лучший проект мемориальной стелы в Лагерном саду с именами всех томичей, погибших в годы войны (В нем художнику присудили первое место, но в жизнь этот проект так и не воплотили, посчитав его в итоге слишком дорогостоящим.) Также первое место получил Владимир Степанович за проект часовни в память о жертвах сталинских репрессий, но и эта часовня, которая должна была расположиться в сквере на Ново-Соборной площади, до сих пор не построена...
Но не будем забегать вперед и вернемся к тому времени, когда Владимир Степанович решал для себя, где ему лучше работать после Москвы, с каким городом связать свою дальнейшую судьбу. Подходила к концу учеба в училище, встал вопрос о распределении. Владимир Степанович сам согласился на приглашение чиновника из «атомного» министерства на должность главного художника в «закрытом» городе. Тогда, в 67-м он, правда, не знал, что едет именно в «закрытый» город. Говорили просто - в Томск. И лишь полунамеками, что не совсем в Томск. Логик над предложением долго не раздумывал. Во-первых, платить обещали больше, чем платили тогда художникам в Москве, а, во-вторых, как раз в столицу приехал товарищ Владимира Степановича, который закончил «строгановку» год назад и распределился в такой же Атомград под Красноярском. Он нахваливал и новую работу, и сибирскую природу, и людей, которые там живут. Владимир Степанович решил: «Была не была, съезжу на три годика, а если не понравится - вернусь».
Но «три годика» как-то незаметно перетекли в тридцать три... За время жизни и работы в Сибири Владимир Степанович Логин стал относиться к этому краю, как к своей второй родине. Да и с людьми власть предержащими отношения складывались вполне дружеские. По словам Владимира Степановича, советский период в жизни нашей страны имел свои бесспорные плюсы. Во всяком случае, никогда не вставал вопрос, где взять денег, если они требовались для оформления города к празднику или торжеству. Партия говорила: «Надо!» Все остальные дружно отвечали: «Есть!» Сейчас времена кардинально изменились.
- С одной стороны это хорошо. Но вот с другой, - сетует Владимир Степанович, - раньше каждый директор магазина постоянно менял оформление своих витрин раз в полгода. Теперь этим никто заниматься не хочет, ни у кого не возникает желания тратить дополнительные средства ни на оформление своего магазина, ни тем более на благоустройство прилежащих территорий. Я никогда не был ярым коммунистом, даже, когда мне предлагали вступить в партию, отказался. Художник должен быть свободным. Но не могу не признать: дисциплина тогда была на высоте. Все организационные и финансовые вопросы решались очень быстро. Ведь мы жили в эпоху, когда все делалось по заданию партии, как тогда говорили. Сам я сейчас нисколько не стыжусь того, что рисовал Ленина и членов Политбюро. Ведь это была часть моих обязанностей, моей работы.
- Владимир Степанович, в конце 60-х, когда вы только приехали в Северск, вами было создано два памятника: Гагарину и Островскому. Расскажите немного об истории их создания.
- Свой первый памятник Юрию Гагарину я делал, как тогда говорили, на общественных началах. Было это в 68-м году. Меня вызвал к себе второй секретарь горкома партии Алексей Иванович Подьячев и попросил выполнить памятник Гагарину для школы, носящей его имя. Но предупредил, что денег на оплату моей работы нет, и придется взять отпуск. Так я и сделал. Взял отпуск и в течение месяца создал проект памятника.
Потом через два года к 50-летию комсомола у нас решили установить памятник Николаю Островскому. У этого памятника, как и у многих других, тоже была своя история. В ходе работы над ним выяснилось, что не сохранилось ни одной фотографии Островского в молодости. А только те снимки, на которых он был запечатлен уже больным пожилым человеком. Пришлось положиться на собственную интуицию, представить, как мог этот человек выглядеть в молодости. А связующим элементом в композиции памятника стала буденовка на голове революционного писателя...
В 75-м году по нескольким причинам Владимир Логин решает уйти с должности главного художника города. Работает в Томске и в области, но не забывает и про Северск. В эти годы он делает интерьер кинотеатра "Россия", создает цветные витражи для школ.
В 1990-м году в Северске объявляют конкурс на лучший проект памятника, посвященного 50-летию Победы. И Владимир Степанович решает принять в нем участие. Конкурс этот объявили аж за пять лет до знаменательной даты, так как предполагалось, что памятник должен быть глобальным и величе¬ственным, а значит, для его создания потребуется много времени. Художник предоставил на конкурс три своих проекта. И все они из двадцати других предложенных получили первое, второе и третье места. Проект памятника, которому присудили первое место, был действительно глобальным. Он должен был быть сделан из гранита, и место ему отвели видное: за площадью, там, где до сих пор стоит стела «Серп и молот». Но проект проектом, а ведь его еще нужно было претворить в жизнь. Выяснилось, что денег на это нет, и инициатива по созданию памятника ко Дню Победы постепенно заглохла.
Для того чтобы все-таки осуществить эту идею, пусть не в таком грандиозном виде, Владимир Степанович в 94-м году решает вернуться на должность главного художника. За год он успевает подготовить новый проект, и к 50-летию Победы памятник в Северске все-таки открывают, правда, на другом месте и не тот, что хотели сначала. Сегодня возле этого монумента из красного кирпича и железа, стоящего на крутом берегу Томи, собира-ются северчане каждый год 22 июня и 9 Мая, в дни начала и окончания войны.
А через несколько лет уже в 2000-м году художнику удается осуществить еще два своих проекта: памятники чернобыльцам и воинам, погибшим в Афганистане и Чечне. И тот, и другой проект удалось воплотить в жизнь во многом благодаря упорству и настой-чивости Владимира Степановича. Например, памятник чернобыльцам тоже был задуман заранее, еще в 94-м. Его собирались открыть к десятой годовщине со дня чернобыльской аварии. Но открыли только в этом году. Как говорят, лучше поздно, чем никогда.
Сегодняшний Северск, к сожалению, не очень богат памятниками и иными архитектурными сооружениями, достойными внимания северчан и гордости за них. Так что за все созданное своим воображением и талантом Владимир Логин заслуживает несомненного уважения.
Кстати, и симпатичный петушок на фонтане у детского театра тоже творение Владимира Логина. Правда, и в этом случае художник задумывал проект гораздо более интересный и масштабный. Например, витрины с куклами должны были вращаться, а петушок - махать крыльями и кукарекать.
Есть у сегодняшнего пенсионера Владимира Логина и еще одна гордость. Это его коллекция старинных и экзотических вещиц. Часть из них он привез из родного Тамбова, они достались ему в наследство от матери. Это прекрасные старинные часы с маятником, резное деревянное кресло и такое же трюмо, а также лампа-абажур. Эти семейные релик-вии художник хранит бережно и с особой любовью. Впрочем, как и остальные предметы своей коллекции: японский телефон конца XIX века (по своему внешнему виду он, естественно, не имеет ничего общего с чудесами современной японской техники). В коллекцию художника он попал совершенно случайно: Владимир Степанович купил его у дворовых мальчишек за два мороженых. Два старинных русских самовара ему подарили друзья. Они же принесли поломанную гармонь, на которой когда-то, без всякого сомнения, игрались залихватские мелодии.
Другая достаточно оригинальная составляющая коллекции Владимира Степановича это самые настоящие черепа. Человеческий - его художник нашел в Томске прямо в центре города, на трамвайных путях. Медвежий, подаренный ему знакомыми охотниками. И в довершение всего этого - устрашающая зубастая пасть неизвестного существа, которая, как оказалось, принадлежала когда-то огромной щуке. Ее Владимир Степанович поймал лично. Это была самая огромная рыбина, добытая заядлым рыбаком-Логиным. При жизни она весила целых двенадцать килограммов. Наконец, есть в этой своеобразной коллекции рога лося-убийцы, отличающиеся от обычных тем, что они не ветвистые, а скорее напоминают два остро заточенных копья.
Под конец нашего разговора я задала Владимиру Логину традиционный вопрос, не жалеет ли он о том, что ни один из двух его сыновей не стал художником, ведь практически каждый человек мечтает не только о продолжении рода, но и о создании семейной профессии.
- Конечно, мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь из моих потомков стал профессиональным художником. Но пока этого не произошло. Может быть, моя двухлетняя внучка, когда подрастет, проявит интерес к живописи. Я буду этому только рад и, конечно, помогу ей научиться рисовать.
...Легендарный город Санкт-Петербург, как известно, славится на весь мир своими фонтанами и дворцами, Одесса - уютными зелеными скверами и не менее уютными двориками-колодцами. А чем может запомниться приезжим, которых, к слову сказать, в последнее время стало все больше и больше бывать в нашем городе, Северск? Говорят, что особенной чистотой на улицах и общей ухоженностью. Но, наверное, этого мало. Хотелось бы, чтобы Северск запоминался чем-то таким, что было бы свойственно только ему одному.
Создать в нашем городе это ощущение неповторимости - вот задача, которая наравне с другими, на первый взгляд гораздо более важными, должна, наверное, волновать всех северчан. И тех, кто этим городом руководит, и тех, кто в нем просто живет. Как живет в нем уже тридцать с лишним лет художник Владимир Логин.
Студенникова Ю.
//Новое время.- 2000.- 24 авг.- С. 5.