Пути-дороги Клавдия Грачёва

Первая моя встреча с этим удивительным человеком произошла в 1973 году, когда я после окончания технику­ма в Свердловске приехал в Томск-7 и поступал в наш, тогда еще Политехнический институт (вечернее отделение ТПИ). Клав­дий Иванович Грачев был тогда председателем приемной комис­сии. Я сдал экзамен по математике на «пять» и был зачислен студен­том, так как имел диплом с отли­чием. Когда на собрании группы встал вопрос о выборе старосты, а Клавдий Иванович временно ис­полнял обязанности нашего кура­тора, он предложил мою кандида­туру. Он из личного дела знал, что я бывший моряк-подводник, что в дипломе у меня одни пятерки, и поверил в меня безоговорочно. Так я стал старостой.

Много лет спустя он еще раз подтвердил свое ко мне доверие. Случилось так, что я попал в ав­томобильную аварию и мне сроч­но понадобились деньги. А время было уже такое, когда занять их стало большой проблемой. Кто-то надоумил меня обратиться к Клав­дию Ивановичу. При встрече я рассказал ему о своей беде, и он без лишних слов дал мне в долг нужную сумму, сняв с книжки. Был он к тому времени уже пенсионе­ром.

Еще в студенческие годы я осознавал, что судьба подарила мне встречу с незаурядным человеком. И вот теперь, накануне 80-летия Клавдия Ивановича, я считаю своим долгом рассказать о нем, о его большом жизненном пути, по которому он движется в окружении благодарных ему лю­дей.

 

ПУТЬ К ИВАНУ ВЛАДИМИРОВИЧУ МИЧУРИНУ

Не зря говорят: все мы родом из детства. В случае с Клавдием Ивановичем Грачевым, который в свои 79 лет стал призером премии имени Петра Макушина (в номи­нации «Изучение и пропаганда народных традиций сибиряков» за тридцатипятилетнюю деятель­ность в области сибирского огород­ничества), это именно так. На заре обездоленного детства судьба по­дарила ему встречу с великим са­доводом И. В. Мичуриным, знаме­нитым его земляком.

Родился Клавдий Иванович в старинном русском селе Купля в Рязанской губернии, расположен­ном на реке Цна, притоке Оки. Рано осиротел и узнал участь «лишнего рта» в большой бедняц­кой семье родственников. «Сам себя воспитывал, да улица род­ная», - вспоминает. В семь лет стал учиться в средней школе-десяти­летке. Учителя в школе были хо­рошие, толковые. Многие из них преподавали в этой школе, когда она была еще церковно-приходской. А вот по биологии и химии был там учитель молодой, но очень расторопный. Под его началом был школьный сад, где выращивались овощи и фрукты. Понадобились для сада саженцы, и учитель пред­ложил желающим сходить за ними в Мичуринск (Козловск) к Ивану Владимировичу Мичурину. Путь был неблизкий, целых 75 верст, и проделать его нужно было на сво­их двоих... Вызвались сходить Клавдий с товарищем. Один - си­рота, и второй такой же, так что беспокоиться о них некому. Учитель объяснил им, как с пути не сбиться, что говорить. Они и отправились, прихватив хлеба да кар­тошки вареной. А было им по де­вять лет от роду.

Трое суток шли они от села к селу. Когда добрались до места, оказалось, Иван Владимирович очень занят, принять не может... Тут ходоки расплакались. Вник, навер­ное, великий садовод в ситуацию, нашел все же время для них, да не мало - часа два без малого беседо­вал, обласкал мальчишек, еды им дал на обратный путь. А главное, наказал Мичурин своей помощни­це, чтобы выдала им саженцы, столько, сколько унесут! Посади­ли те саженцы, ухаживали за ними и плодов дождались к окончанию школы. Клавдий увлеченно зани­мался научной работой по биоло­гии и к завершению учебы, по со­вокупности ученических работ, был принят без экзаменов в Мос­ковский зоотехнический институт, нынешнюю Сельскохозяйствен­ную академию.

Выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года.

 

ДОРОГИ ВОЕННЫЕ

Война разрушила все планы. В десять часов утра 22 июня ребята уже написали заявления с просьбой послать их на фронт добровольца­ми. Было им по семнадцать лет...

Взрослели под Москвой, где рыли оборонительные укрепления. В действующую армию напра­вили только после разгрома нем­цев под Москвой. Клавдий попал в бригаду морской пехоты, которая защищала Сталинград, где и вое­вал с июля 1942 до марта 1943 года. Здесь получил легкую контузию, дальше - как у заговоренного, ни одной царапины вплоть до побе­ды! Дорогами войны от Сталин­града до Вены прошагал молодой боец пешком с полной боевой вы­кладкой. И как тут не вспомнить его имя! Родители при крещении затруднились с выбором, по свят­цам выходило быть ему Кузьмой или Демьяном, а им имена не нра­вились. Тогда отец Клавдий, так звали священника, предложил им свое имя. На том и порешили. Поз­же он узнал, что имя его в перево­де с латыни на русский звучит «не очень»: хромой, кривой. Полнос­тью своим примером опроверг этот перевод. Теперь шутит: «Ду­мал, что ноги сотрутся до того са­мого места, откуда растут!» Не стерлись! И до сих пор легко но­сят. И глаза верно служат, их-то он до сих пор не щадит, не только непрерывно читает, но и книгу свою пишет...

Войну Клавдий Иванович за­кончил в звании младшего лейте­нанта. И встал перед ним вопрос: куда ехать? Никто его нигде не ждал. Никола, ни двора, ни близ­кой родни - никого. И он решает остаться в кадрах армии. Обрат­ный путь на родину тоже прошел маршем, но уже с песнями, до Ка­менск-Подольского. Потом служил куда пошлют, даже в Литве, где боролся с вооруженным национа­листическим подпольем.

Его военные награды: ордена «Славы III-степени» и «Красной звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ста­линграда», «За взятие Будапеш­та», «За Победу над Германией». Их заслужил не только героичес­ким участием в военных действи­ях, но и своей службой в качестве переводчика. Учась в школе, он стремился познать не только биологию, он никогда не был узок в своих интересах, потому отлично владел немецким языком.

 

ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ

В 1952 году Клавдия Иванови­ча направляют в наш город на ох­рану важных государственных объектов. Он был уже в звании старшего лейтенанта. В одной по­вести Лесков писал, что человек испытывает несколько видов голо­да: физический, пищевой и голод знаний.

У Клавдия Ивановича была ог­ромная тяга к знаниям и мечта стать учителем. Он решает посту­пать в ТГУ на историко-филоло­гический факультет, но возникает проблема: командование части не дает разрешение учиться. На воп­рос, почему, ему ответили следу­ющее: «Мы университетов не кон­чали, а стали полковниками. Ког­да-нибудь и ты станешь полков­ником».

У Клавдия Ивановича, един­ственного из офицеров части, было образование десять классов. Не­смотря на отсутствие разрешения, он сдает все вступительные экза­мены в ТГУ на отлично, но его не зачисляют. Проректор говорит, что не может ничем помочь, нет разрешения командования части. Тогда он идет к ректору. Ему все-таки удалось его убедить. Он ска­зал: «Я сдал все экзамены на от­лично, но меня не зачислили, а инструктор райкома комсомола сдал экзамены на тройки, и его зачис­лили. Он никогда не будет учителем. А я, я буду учителем!» И Клавдий Иванович был зачислен студентом в ТГУ.

 

ПУТЬ К ЗНАНИЯМ

Клавдий Иванович много чита­ет, и если не болен, не проходит ни одной ночи без книги. «Книга для меня, как наркотик!» - говорит Клавдий Иванович. Я заметил на его столе толстенную книгу под названием «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской - синтез науки, ре­лигии и философии. Там есть та­кие слова: «Нет религии выше ис­тины». Я спросил Клавдия Ивано­вича, как он относится к религии. Он рассказал следующее: в Венг­рии ему пришлось беседовать с одним епископом. Сидели, пили чай, разговорились. Спросили его: «Бог-то есть или нет?» В своем от­вете епископ сослался на филосо­фа Иммануила Канта, который на этот вопрос ответил таким обра­зом: «Еще никто не доказал досто­верно, что Бог есть, и никто не до­казал достоверно, что Бога нет. Все основано на вере». Я - епископ, свя­щеннослужитель. Это моя работа. Если хороший священник сумеет убедить паству свою, прихожан не нарушать законы государства, биб­лейские заповеди, удержит их от плохих поступков, то один священ­ник может заменить сотню поли­цейских». «А что касается меня, - говорит Клавдий Иванович, - я верю в справедливость, верю в на­уку, в законы, существующие в ми­роздании. Вот в это я верю». И рассказал историю.

Был такой случай в армии. На­чальник политотдела дивизии Лисенков Василий Максимович, очень умный человек, в звании полковника, попросил Клавдия Ивановича разобраться в причи­не, по которой командир роты не отпускает солдата в увольнение. Клавдий Иванович работал тогда в политотделе. Солдат рассказал ему, что в городе есть небольшая религиозная секта, и он посещает ее. «Считают, что я поступаю пло­хо. Я хожу туда, я не напиваюсь, возвращаюсь в часть вовремя, ни­чего плохого не делаю. Человек во что-то должен верить. Один верит в Маркса и Ленина, другой в Иису­са Христа. Без веры человеку жить нельзя». Клавдий поговорил с командиром роты, и паренька стали отпускать в увольнение.

Стремление к знаниям никогда не уводит Клавдия Ивановича от реальной жизни. Наоборот, при­ближает к ней, потому что он истинный просветитель. Он один из старейших лекторов общества «Знание». Собственные его знания поистине энциклопедичны, что по­зволяет ему читать лекции широ­чайшего тематического диапазона, в том числе «Культура быта и нра­вы народов мира».

В институте Клавдий Ивано­вич читал нам лекции по истории КПСС и научному коммунизму. Какие это были лекции! Мы все­гда были в курсе всех событий, происходящих в мире и стране. И, кроме того, узнавали много нового из других областей, он будил нашу мысль, учил анализировать и по­нимать жизнь.

 

ПУТЬ К ЛЮДЯМ

В течение времени, пока я го­товил этот материал, встречался с Клавдием Ивановичем, расспра­шивал его, я все время чувствовал его встречный интерес. Этот инте­рес привел его в редакцию жур­нала, и он стал гостем редакции в момент, когда в ней собрались уча­щиеся разных школ, занятые под­готовкой творческой встречи, по­священной Дню молодежи. Его пригласили на эту встречу в цен­тральной библиотеке, и он при­шел. Отвечал на вопросы. Живо реагировал на происходящее. Был очарован выступлениями моло­дых, проявивших разнообразные таланты. Сказал умные и добрые слова о том, что они совершенно правильно живут, соответственно тому, чему учил в свое время Ни­колай Михайлович Карамзин. А он говорил о том, что воспитывать надо не ум и не то, что называется умом, а воспитывать нужно изящ­ный вкус, это образует человека, а на первом месте должны стоять бальные танцы, на втором - му­зыка и на третьем - изобразитель­ные искусства...

Когда такие слова слышишь из уст бывшего кадрового военного, бывшего преподавателя истории КПСС и научного коммунизма, человека, стоящего на пороге своего восьмидесятилетия, понимаешь, что такое человеческая мудрость.

Потому и тянутся люди к Клав­дию Ивановичу, что тяга эта вза­имная. Что различает он в числе своих многочисленных слушате­лей каждого человека по отдельности. Так бывает, когда у челове­ка не только большой ум, но и ши­рокая душа.

Будучи уже немолодым чело­веком, Клавдий Иванович стал опекуном малолетнего ребенка, девочки по имени Джулия. Что за­ставило его принять такое реше­ние? Может быть, воспоминания о своем нелегком детстве, в котором он в пять с половиной лет остался круглым сиротой... Джулия сей­час учится в шестом классе, учится на «четыре» и «пять». Отлично - в художественной школе. И то, что Клавдий Иванович недополучил сам в детстве, он старается, как бы реализуя мысль Карамзина о вос­питании, дать не только образова­нием, но и навыками, способству­ющими духовному становлению девочки. Отрадно, что в этом бла­городном стремлении Клавдию Ивановичу помогают и педагоги школы №82, художественной школы, Управления образования, КСЗН...

Своим примером ветерана, учи­теля, человека Клавдий Иванович доказывает, как много людям мо­жет дать человек в любом возрас­те, одновременно обогащая себя благодарностью людской. Тем са­мым подтверждая истину о том, что, только растрачивая себя, че­ловек может стать богатым!

Дмитриев П.

//Северский меридиан.- 2003.- № 6-7.- С. 28-30.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A