Пути-дороги Клавдия Грачёва
Первая моя встреча с этим удивительным человеком произошла в 1973 году, когда я после окончания техникума в Свердловске приехал в Томск-7 и поступал в наш, тогда еще Политехнический институт (вечернее отделение ТПИ). Клавдий Иванович Грачев был тогда председателем приемной комиссии. Я сдал экзамен по математике на «пять» и был зачислен студентом, так как имел диплом с отличием. Когда на собрании группы встал вопрос о выборе старосты, а Клавдий Иванович временно исполнял обязанности нашего куратора, он предложил мою кандидатуру. Он из личного дела знал, что я бывший моряк-подводник, что в дипломе у меня одни пятерки, и поверил в меня безоговорочно. Так я стал старостой.
Много лет спустя он еще раз подтвердил свое ко мне доверие. Случилось так, что я попал в автомобильную аварию и мне срочно понадобились деньги. А время было уже такое, когда занять их стало большой проблемой. Кто-то надоумил меня обратиться к Клавдию Ивановичу. При встрече я рассказал ему о своей беде, и он без лишних слов дал мне в долг нужную сумму, сняв с книжки. Был он к тому времени уже пенсионером.
Еще в студенческие годы я осознавал, что судьба подарила мне встречу с незаурядным человеком. И вот теперь, накануне 80-летия Клавдия Ивановича, я считаю своим долгом рассказать о нем, о его большом жизненном пути, по которому он движется в окружении благодарных ему людей.
ПУТЬ К ИВАНУ ВЛАДИМИРОВИЧУ МИЧУРИНУ
Не зря говорят: все мы родом из детства. В случае с Клавдием Ивановичем Грачевым, который в свои 79 лет стал призером премии имени Петра Макушина (в номинации «Изучение и пропаганда народных традиций сибиряков» за тридцатипятилетнюю деятельность в области сибирского огородничества), это именно так. На заре обездоленного детства судьба подарила ему встречу с великим садоводом И. В. Мичуриным, знаменитым его земляком.
Родился Клавдий Иванович в старинном русском селе Купля в Рязанской губернии, расположенном на реке Цна, притоке Оки. Рано осиротел и узнал участь «лишнего рта» в большой бедняцкой семье родственников. «Сам себя воспитывал, да улица родная», - вспоминает. В семь лет стал учиться в средней школе-десятилетке. Учителя в школе были хорошие, толковые. Многие из них преподавали в этой школе, когда она была еще церковно-приходской. А вот по биологии и химии был там учитель молодой, но очень расторопный. Под его началом был школьный сад, где выращивались овощи и фрукты. Понадобились для сада саженцы, и учитель предложил желающим сходить за ними в Мичуринск (Козловск) к Ивану Владимировичу Мичурину. Путь был неблизкий, целых 75 верст, и проделать его нужно было на своих двоих... Вызвались сходить Клавдий с товарищем. Один - сирота, и второй такой же, так что беспокоиться о них некому. Учитель объяснил им, как с пути не сбиться, что говорить. Они и отправились, прихватив хлеба да картошки вареной. А было им по девять лет от роду.
Трое суток шли они от села к селу. Когда добрались до места, оказалось, Иван Владимирович очень занят, принять не может... Тут ходоки расплакались. Вник, наверное, великий садовод в ситуацию, нашел все же время для них, да не мало - часа два без малого беседовал, обласкал мальчишек, еды им дал на обратный путь. А главное, наказал Мичурин своей помощнице, чтобы выдала им саженцы, столько, сколько унесут! Посадили те саженцы, ухаживали за ними и плодов дождались к окончанию школы. Клавдий увлеченно занимался научной работой по биологии и к завершению учебы, по совокупности ученических работ, был принят без экзаменов в Московский зоотехнический институт, нынешнюю Сельскохозяйственную академию.
Выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года.
ДОРОГИ ВОЕННЫЕ
Война разрушила все планы. В десять часов утра 22 июня ребята уже написали заявления с просьбой послать их на фронт добровольцами. Было им по семнадцать лет...
Взрослели под Москвой, где рыли оборонительные укрепления. В действующую армию направили только после разгрома немцев под Москвой. Клавдий попал в бригаду морской пехоты, которая защищала Сталинград, где и воевал с июля 1942 до марта 1943 года. Здесь получил легкую контузию, дальше - как у заговоренного, ни одной царапины вплоть до победы! Дорогами войны от Сталинграда до Вены прошагал молодой боец пешком с полной боевой выкладкой. И как тут не вспомнить его имя! Родители при крещении затруднились с выбором, по святцам выходило быть ему Кузьмой или Демьяном, а им имена не нравились. Тогда отец Клавдий, так звали священника, предложил им свое имя. На том и порешили. Позже он узнал, что имя его в переводе с латыни на русский звучит «не очень»: хромой, кривой. Полностью своим примером опроверг этот перевод. Теперь шутит: «Думал, что ноги сотрутся до того самого места, откуда растут!» Не стерлись! И до сих пор легко носят. И глаза верно служат, их-то он до сих пор не щадит, не только непрерывно читает, но и книгу свою пишет...
Войну Клавдий Иванович закончил в звании младшего лейтенанта. И встал перед ним вопрос: куда ехать? Никто его нигде не ждал. Никола, ни двора, ни близкой родни - никого. И он решает остаться в кадрах армии. Обратный путь на родину тоже прошел маршем, но уже с песнями, до Каменск-Подольского. Потом служил куда пошлют, даже в Литве, где боролся с вооруженным националистическим подпольем.
Его военные награды: ордена «Славы III-степени» и «Красной звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией». Их заслужил не только героическим участием в военных действиях, но и своей службой в качестве переводчика. Учась в школе, он стремился познать не только биологию, он никогда не был узок в своих интересах, потому отлично владел немецким языком.
ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ
В 1952 году Клавдия Ивановича направляют в наш город на охрану важных государственных объектов. Он был уже в звании старшего лейтенанта. В одной повести Лесков писал, что человек испытывает несколько видов голода: физический, пищевой и голод знаний.
У Клавдия Ивановича была огромная тяга к знаниям и мечта стать учителем. Он решает поступать в ТГУ на историко-филологический факультет, но возникает проблема: командование части не дает разрешение учиться. На вопрос, почему, ему ответили следующее: «Мы университетов не кончали, а стали полковниками. Когда-нибудь и ты станешь полковником».
У Клавдия Ивановича, единственного из офицеров части, было образование десять классов. Несмотря на отсутствие разрешения, он сдает все вступительные экзамены в ТГУ на отлично, но его не зачисляют. Проректор говорит, что не может ничем помочь, нет разрешения командования части. Тогда он идет к ректору. Ему все-таки удалось его убедить. Он сказал: «Я сдал все экзамены на отлично, но меня не зачислили, а инструктор райкома комсомола сдал экзамены на тройки, и его зачислили. Он никогда не будет учителем. А я, я буду учителем!» И Клавдий Иванович был зачислен студентом в ТГУ.
ПУТЬ К ЗНАНИЯМ
Клавдий Иванович много читает, и если не болен, не проходит ни одной ночи без книги. «Книга для меня, как наркотик!» - говорит Клавдий Иванович. Я заметил на его столе толстенную книгу под названием «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской - синтез науки, религии и философии. Там есть такие слова: «Нет религии выше истины». Я спросил Клавдия Ивановича, как он относится к религии. Он рассказал следующее: в Венгрии ему пришлось беседовать с одним епископом. Сидели, пили чай, разговорились. Спросили его: «Бог-то есть или нет?» В своем ответе епископ сослался на философа Иммануила Канта, который на этот вопрос ответил таким образом: «Еще никто не доказал достоверно, что Бог есть, и никто не доказал достоверно, что Бога нет. Все основано на вере». Я - епископ, священнослужитель. Это моя работа. Если хороший священник сумеет убедить паству свою, прихожан не нарушать законы государства, библейские заповеди, удержит их от плохих поступков, то один священник может заменить сотню полицейских». «А что касается меня, - говорит Клавдий Иванович, - я верю в справедливость, верю в науку, в законы, существующие в мироздании. Вот в это я верю». И рассказал историю.
Был такой случай в армии. Начальник политотдела дивизии Лисенков Василий Максимович, очень умный человек, в звании полковника, попросил Клавдия Ивановича разобраться в причине, по которой командир роты не отпускает солдата в увольнение. Клавдий Иванович работал тогда в политотделе. Солдат рассказал ему, что в городе есть небольшая религиозная секта, и он посещает ее. «Считают, что я поступаю плохо. Я хожу туда, я не напиваюсь, возвращаюсь в часть вовремя, ничего плохого не делаю. Человек во что-то должен верить. Один верит в Маркса и Ленина, другой в Иисуса Христа. Без веры человеку жить нельзя». Клавдий поговорил с командиром роты, и паренька стали отпускать в увольнение.
Стремление к знаниям никогда не уводит Клавдия Ивановича от реальной жизни. Наоборот, приближает к ней, потому что он истинный просветитель. Он один из старейших лекторов общества «Знание». Собственные его знания поистине энциклопедичны, что позволяет ему читать лекции широчайшего тематического диапазона, в том числе «Культура быта и нравы народов мира».
В институте Клавдий Иванович читал нам лекции по истории КПСС и научному коммунизму. Какие это были лекции! Мы всегда были в курсе всех событий, происходящих в мире и стране. И, кроме того, узнавали много нового из других областей, он будил нашу мысль, учил анализировать и понимать жизнь.
ПУТЬ К ЛЮДЯМ
В течение времени, пока я готовил этот материал, встречался с Клавдием Ивановичем, расспрашивал его, я все время чувствовал его встречный интерес. Этот интерес привел его в редакцию журнала, и он стал гостем редакции в момент, когда в ней собрались учащиеся разных школ, занятые подготовкой творческой встречи, посвященной Дню молодежи. Его пригласили на эту встречу в центральной библиотеке, и он пришел. Отвечал на вопросы. Живо реагировал на происходящее. Был очарован выступлениями молодых, проявивших разнообразные таланты. Сказал умные и добрые слова о том, что они совершенно правильно живут, соответственно тому, чему учил в свое время Николай Михайлович Карамзин. А он говорил о том, что воспитывать надо не ум и не то, что называется умом, а воспитывать нужно изящный вкус, это образует человека, а на первом месте должны стоять бальные танцы, на втором - музыка и на третьем - изобразительные искусства...
Когда такие слова слышишь из уст бывшего кадрового военного, бывшего преподавателя истории КПСС и научного коммунизма, человека, стоящего на пороге своего восьмидесятилетия, понимаешь, что такое человеческая мудрость.
Потому и тянутся люди к Клавдию Ивановичу, что тяга эта взаимная. Что различает он в числе своих многочисленных слушателей каждого человека по отдельности. Так бывает, когда у человека не только большой ум, но и широкая душа.
Будучи уже немолодым человеком, Клавдий Иванович стал опекуном малолетнего ребенка, девочки по имени Джулия. Что заставило его принять такое решение? Может быть, воспоминания о своем нелегком детстве, в котором он в пять с половиной лет остался круглым сиротой... Джулия сейчас учится в шестом классе, учится на «четыре» и «пять». Отлично - в художественной школе. И то, что Клавдий Иванович недополучил сам в детстве, он старается, как бы реализуя мысль Карамзина о воспитании, дать не только образованием, но и навыками, способствующими духовному становлению девочки. Отрадно, что в этом благородном стремлении Клавдию Ивановичу помогают и педагоги школы №82, художественной школы, Управления образования, КСЗН...
Своим примером ветерана, учителя, человека Клавдий Иванович доказывает, как много людям может дать человек в любом возрасте, одновременно обогащая себя благодарностью людской. Тем самым подтверждая истину о том, что, только растрачивая себя, человек может стать богатым!
Дмитриев П.
//Северский меридиан.- 2003.- № 6-7.- С. 28-30.