Тридцать лет и три года
Представить наш город без памятника великому вождю пролетариата практически невозможно. Тридцать три года его широкая ладонь указывает дорогу в светлое будущее...
Юрия Петровича Колесникова - человека, создавшего монументальный шедевр, уже нет в живых. В московской мастерской скульптора на Чистых прудах работает его сын Владимир Колесников, тоже занимающийся ваянием. Он и рассказал корреспонденту «НВ» об истории создания северского памятника Владимиру Ильичу Ленину.
В советские времена заказы на изготовление идеологических памятников направлялись непосредственно в Министерство культуры. Специально созданная комиссия принимала проект монумента, и уже оттуда заявка поступала конкретному работнику искусства. Ваять вождей тогда разрешалось лишь скульпторам, аккредитованным при министерстве. Как отец оказался в числе избранных? Учитывалось и наличие таланта, и партийное положение. Он был секретарем парторганизации скульптурной секции Московского союза художников, членом коллегии по монументальному искусству. Носил звание заслуженного деятеля искусств...
До 1967 года «почтовый» довольствовался бетонным памятником высотой в три с половиной метра. К 50-летию Великой Октябрьской революции группа товарищей во главе с первым секретарем ГК КПСС А.Г. Мельниковым загорелись идеей украсить площадь города новой скульптурой. Правда, на столь масштабную фигуру никто не рассчитывал, но проект уже утвердили на высшем уровне, и пути назад не было.
Сначала отец делал модель будущего памятника из обыкновенной глины масштабом 1:10. Потом рабочую модель максимально возможного размера, около двух метров. Эта рабочая модель отправлялась на завод и увеличивалась до конечных размеров с учетом пропорций. Возводился каркас монумента из металла и досок. По окружности скульптуры строили леса. И отец своими руками от ботинок до макушки заново лепил вождя из глины. Он работал без помощников, считал, что изготовление памятника в натуральную величину - один из этапов качества. И никому другому доверить свое детище не мог. После того, как памятник был готов, бригада форматоров снимала с него гипсовую форму, в которую заливался бетон. Бетонные заготовки выкладывались медью, а бетон разрушался.
Готовый памятник погрузили на железнодорожную платформу и повезли. Но по пути произошла авария, и монумент серьезно пострадал. Город рисковал остаться к празднику без нового памятника, тогда из Москвы срочным грузом выслали его гипсовую копию. Она и простояла на площади три года, пока в Москве заново изготовляли новую версию Ильича из меди.
- Как создавался памятник вождю? У каждого художника и скульптора, работавшего с подобной натурой, была посмертная гипсовая маска Владимира Ильича. У отца был свой фотоархив, к тому же он постоянно делал запросы в Музей революции. Важно было не только добиться фотографического сходства, но и правильно «одеть» памятник. Согласитесь, Ильич выглядел бы нелепо в пиджаке покроя 60-х. Имело значение даже количество пуговиц. Дальше работал образ. Ленин - вождь, оратор, руководитель масс. Отсюда вытянутая вперед рука. Выразительный взгляд. Не менее важно было создать движение фигуры. Развевающееся пальто, можно сказать, «ноу-хау» отца. Он первый применил в монументальной скульптуре эффект разлетающейся одежды. По его мысли, Ленин должен был парить над городом, как орел. Высокий постамент только усиливал впечатление. Вождь как бы возвышался над действительностью.
Новый памятник привезли на «почтовый» разрозненным, сваривали на месте. Чтобы не было заметно сварочных швов, монумент обработали кислотой. Медный памятник взял и засиял, да так, что выставлять его напоказ местные власти не решились. Ленин сверкал, как новая елочная игрушка. Пришлось окатить монумент специальным раствором, после чего он принял благородный оттенок старой меди и наконец был торжественно открыт.
Мастерская Юрия Петровича Колесникова, в которой он работал, последние годы располагается в подвальном помещении. Раньше в этом доме находились коммуналки.
- Я помню, - рассказывает Владимир, - какими взглядами нас встречали жильцы. В мастерскую мы приезжали к обеду, оставались там почти до ночи - график, привычный для большинства рабочих людей, для нас не имел значения. К нам приходила хорошо одетая публика. Для окружающих мы были почти буржуями. Отец на гонорар за свою работу мог позволить себе купить автомобиль или турпутевку за границу - он был выездным. Потом все изменилось. Может быть, даже хорошо, что отец не увидел всех этих перемен. Коммуналки расселили, в огромных квартирах теперь живут «новые русские». Они быстро заприметили уютный подвальчик и решили построить там бассейн. Иными словами отобрать у меня мастерскую. Пришлось собирать бумаги, обращаться к градоначальникам, чтобы доказать, что это помещение было навсегда отдано отцу еще при жизни, а я - его полноправный наследник. Но решающую роль сыграли не документы. Я думаю, что при большом желании новые жильцы меня бы выселили. Но однажды один из претендентов заглянул ко мне в мастерскую - и был поражен. Увидел скульптуры отца, мои работы, произведения моих коллег. У меня же здесь располагается галерея. И, знаете, прониклись - сила искусства... Отступили. Нашлось, чем перед братками хвастаться: мол, у тебя в подвале бассейн - эка невидаль, а у меня настоящая художественная мастерская. Стали приводить своих друзей на экскурсии, многие потом стали нашими покупателями. Самое большое впечатление на новых хозяев жизни произвела огромная голова Ленина, мы с отцом делали ее по заказу одного из обкомов, но потом обкомы упразднили, и голова так и осталась в мастерской. Мне несколько раз предлагали ее продать или выставить во двор. Но я не соглашался - если придет ко мне человек, который докажет, что эта скульптура займет достойное место - отдам с радостью, а на потеху - никогда. Это же не только символ, это - прежде всего произведение искусства.
На полках в мастерской стоят изящные фигурки танцовщиц. Филигранная работа.
Это тоже работы моего отца, - объясняет Владимир. Отцу позировала сама Майя Михайловна Плисецкая, - Колесников-младщий указывает мне на фигурку балерины в роли Кармен. Прекрасные вещи, жаль, что никто никогда их не видел.
В этом отношении сыну скульптора повезло больше. Его скульптуры выставляются. Совсем недавно его галерея принимала участие в ежегодной выставке современного искусства «Арт-манеж». Владимир Колесников далек от монументального искусства. Его конек - мрамор и красное дерево.
Продавать искусство - тоже искусство, - смеется скульптор, - вот подходит ко мне на выставке потенциальный клиент, я его начинаю обрабатывать. Рассказываю, что картина коллеги - шедевр. Все музеи мечтают ее приобрести. Потом знакомлю с автором. А что делать? Не все сразу понимают, что хорошо, а что так себе - приходиться объяснять. Представляете, на голову моего Понтия Пилата кто-то водрузил тарелку!
Арабкина Н.
//Новое время.- 2001.- 25 янв.- С. 3.