Монумент в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. и погибших в ней воинов, проживавших на территории Северска.

По замыслу авторов, монумент 50-летия Победы имеет архитектурно-пространственную структуру и активно взаимодействует с окружающей средой - природным ландшафтом и городской застройкой, в частности, расположенным неподалеку зданием церкви. Место для строительства выбрано удачно, в стороне от шумной суеты, на прибрежной правой стороне ул. Ленина, так что открытое пространство делает его легко обозреваемым, а окружающая тишина располагает к уединению и неторопливому раздумью.
     В 2000 г. рядом с монументом по проекту Логина В.С. установлен памятник воинам-северчанам, погибшим в Афганистане, Чечне и Дагестане. Взаимодействуя друг с другом, они смотрятся как две части одной композиции. Близостью расположения этих памятников подчеркивается идея патриотической традиции и преемственности поколений.
     Левая часть — это монумент 50-летия Победы (условно названная «Победа») несколько доминирует над правой (условно названная «Память»). Решенная в виде мемориальной стены, она более протяженная по горизонтальной оси, параллельной дороги, а, главное, что ее торжественно — победное завершение в центре в виде пятиконечных звезд (нержавеющая сталь) воспринимается апофеозом всей композиции.
     Под ними - радиально расходящиеся в виде лучей даты - «1941» и «1945», которые органично вписываются в решение этой центральной части. Здесь же чуть ниже, в «звездчатой» нише - барельефное изображение Ордена Отечественной войны и надпись «Вечная память и слава защитникам Отечества».
     Вдоль красной кирпичной стены, сужающейся наподобие пилонов к верху, размещены 18 памятных досок с перечнем фамилий погибших на войне земляков (всего 243 фамилии).
     Ограниченные в выборе материалов для монумента, авторы проекта достигли художественной выразительности, сделав акцент на простом и четком ритме ступенчатых кирпичных объемов стены.
     Сурово - аскетичный смысл, отвечающий духу военного времени, заключен здесь в самом материале и его цветовых качествах: сочетании красного кирпича и серо- стального металла. Мотив стены ассоциируется в данном случае с «заслоном», а металлические конструкции — с «броней». Красный цвет усиливается по контрасту с летней изумрудной зеленью пейзажа, обретая героическую тональность. Включение природной среды в образную ткань произведения смягчает в целом скупую жесткость крупных, лапидарных объемов архитектурных частей.
     Решение второго памятника - воинам — северчанам, погибшим в Афганистане, Чечне и Дагестане (условно названного «Память») несколько отличается от предыдущего. В нем ощущается не победно-героический пафос, как там, а скорее элегически - скорбное настроение.
Монумент 50-летия Победы и памятник воинам - северчанам, павшим в Афганистане, Чечне и Дагестане, призваны стать для нас символом неугасающего подвига, народной памяти, любви к Родине и ее героям.


Бородина Н. Р.,
искусствовед, преподаватель МОУ ДОД «Художественная школа»
//Памятники и монументы г. Северска: [исследовательская работа выпускников художественной школы в рамках проекта «X Открытый городской молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века»».- 2009.- С. [23-24].

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A