Памятники и монументы Северска
[…] Архитекторы, супруги Сараевы, работники проектной группы отдела главного механика СХК под руководством Казакова В.И. работали по теме создания эмблемы города, отражающей характер производства основного предприятия. По их разработкам были установлены три стелы, символизирующие три вида радиоактивного излучения: альфа, бета, гамма, - которые должны были быть увенчаны объемной структурой атома, а внизу композиции должно быть размещено объемное название города - ТОМСК-7. Последние, в изложении, два элемента в их исполнении признаны неубедительными, работы по поиску образа были продолжены с подключением дополнительных сил - главного художника B.C. Логина, архитекторов Л .К. Слесарева, И.В. Пушкова и других, желающих принять участие в этой работе. С 1974-75 гг. работы были приостановлены в связи с окончанием длительной командировки архитекторов Сараевых и их отъездом в Ленинград, а также с откомандированием Логина B.C. в Томское отделение художественного фонда и Слесарева Л.К. в Томское отделение ВНИПИЭТ.
По предложению архитектора Пушкова И.В. был выполнен макет из деревянных конструкций отдельностоящих объемных букв ТОМСК-7 и установлен на фоне соснового бора, в панораме со стороны въезда в город. Этот опытный эксперимент не получил одобрения жителей и гостей города, ввиду отсутствия единства композиции, раздвоенности восприятия, нежелательной для оживленной въездной автомагистрали.
С вступлением в должность главного архитектора города Слесарева Л.К. работа была продолжена. Им был выполнен окончательный вариант, разработаны архитектурные чертежи на дополнительные элементы композиции, в том числе, и распадающегося ядра атома, проектная группа Казакова В.И. разработала конструктивные чертежи, цех № 18, руководитель Иванов С.М., изготовил железобетонные элементы, механический цех изготовил металлические фрагменты, монтажники собрали все элементы воедино, к этому времени художником Логиным B.C. было выполнено на внутригородском фасаде панно в технике выколотки из листовой меди объемно-графических символов предприятия атомной промышленности. Заключительным аккордом было создание комбинатом благоустройства великолепного зеленого газона.
Так в 1976 году завершилась работа большого количества специалистов и, без громких торжеств, утвердился въездной знак, как символ человеческого самоутверждения, прорыва глубинных сил российского могущества, интеллекта, науки и техники, прорыва к долее эффективным энергетическим ресурсам планеты.
При достаточно значительных габаритах знак соразмерен с человеком, не подавляет его даже в непосредственной близости, наоборот, вызывает стремление двигаться вперед, к новым вершинам познания.
Въездной знак является плодом коллективного труда, главная исполнительская роль, все-таки, принадлежит Ремонтно-механическому заводу СХК, руководителем которого был в то время Кузьменко Н.И.
[…]
Л. Зодчий
//Новый диалог.- 2011.- 2 сент.- С. 16.