Жить и руководить в эпоху великих перемен

23 ноября Николаю Ивановичу Кузьменко исполнилось бы 75 лет… В преддверии этой даты в студии северского радио собрались люди, которые хорошо знали Николая Ивановича как руководителя и как человека. В разговоре приняли участие почетные граждане Северска – основатель и первый директор театра для детей и юношества, депутат собрания народных представителей нашего города первого и третьего созывов Александра Дмитриевна Южакова, руководитель Сибирского химического комбината с 1990 по 2000 годы, депутат Думы ЗАТО Северск первого созыва Геннадий Петрович Хандорин, а также ветеран управления «Химстрой», Почетный строитель РФ Виталий Васильевич Кириенков.

- Сколько ответственных должностей выпало на долю Николая Ивановича Кузьменко: он был председателем исполнительного комитета совета народных депутатов Томска-7, всенародно избранным главой администрации Северска, главой городского округа, мэром, председателем Думы ЗАТО Северск. Он знал жизнь города лучше всех. Он ушел со своего поста 21 декабря 2010 года, а 30 декабря 2013 года Николая Ивановича не стало. В 2016-м вышла в свет книга его воспоминаний «Взгляд сквозь годы…». Там написано, что он руководил городом, когда страну лихорадило от резких перемен, отразившихся на экономической, социальной, культурной и бытовой сферах жизни, - начала разговор Ольга Ермолова, главный редактор радио Северска.

- Геннадий Петрович, на одной из встреч вы сказали, что время работы с Николаем Ивановичем было сумасшедшим. Почему вы так его охарактеризовали?

Г. П. Хандорин:

- Тогда было трудно всем. Главная трудность на комбинате - ты продукцию выпустил, а тебе ее не оплатили. Чтобы работать дальше, нужно покупать сырье, оборудование, а покупать не на что. Поэтому всячески исхитрялись, чтобы не остановить комбинат. Работали по взаимозачетам. Николай Иванович, конечно, помогал как мог. Мы с ним были знакомы еще с того времени, когда он работал директором ремонтно-механического завода. Я тогда возглавлял ХМЗ. Сотрудничали в рамках комбината. Помню, однажды приехал к нам на на 25-й объект министр Ефим Павлович Славский. А мы тогда на заводе новую столовую строили, и РМЗ принимал в этом участие. Министр вышел из машины и первым делом обратил внимание на стройку. Я ему хвастаюсь: столовую, мол, строим хозспособом... А он увидел строителей и в их числе Петра Георгиевича Пронягина, и в сильных выражениях, как умел делать Ефим Павлович, отчитал меня: «Как тебе стыдно! Чтобы построить какую-то «живопырку», ты таких важных людей отрываешь от ответственнейших заказов!» Николай Иванович был свидетелем этого разговора. Тогда мы с ним хорошо сработались на этой стройке. Столовая получилась хорошая, просторная - на 500 посадочных мест.

Вообще с Николаем Ивановичем нас впоследствии связывала в основном работа, впрочем, и чисто приятельские отношения тоже были. Мы никогда не конфликтовали, понимали нашу общую задачу, ведь и у главы города, и директора комбината цель одна - создать бытовые условия для людей, живущих в городе, работников предприятий, в част­ности, многотысячного СХК.

- А вообще он сильно изменился как руководитель, когда прошел путь от директора ремонтно-механического завода до главы администрации?

Конечно, ведь круг обязанностей у него расширился. Он не сразу вник в систему городского хозяйства. Но со временем освоился со своей должностью и, безусловно, завоевал признание и уважение горожан.

А. Д. Южакова:

- В 2002 году Николай Иванович рас­сказал в интервью областной газете «Буфф-сад» про сложные 90-е годы. «Мы даже с Геннадием Петровичем свои деньги готовили. У меня до сих пор лежат «николаевки» и «хандоринки», - говорил он. Тогда действительно было очень тяжело. Зарплату не платили, выручали только взаимозачеты. В 1998 году, например, ра­ботники нашего театра ушли в отпуск без отпускных. Их нам выплатили только в первом полугодии 1999 года. На панихиде, когда мы провожали Николая Ивановича в последний путь, Оксана Витальевна Коз­ловская отметила, что в те трудные годы он старался находить выход из сложной финансовой ситуации самыми разными путями, в том числе взаимодействуя и с областной администрацией.

- Виталий Васильевич, а как тогда ра­боталось строителям в таких услови­ях? В книге Николая Ивановича есть гла­ва «Строили мы, строили...». Эти слова были сказаны на торжествах по случаю открытия перинатального центра.

В. В. Кириенков:

- Тяжело работалось. Строительство перинатального центра - это вообще це­лая эпопея. Оно шло долгих 18 лет. В году 1988-1989-м был издан совместный приказ Министерства здравоохранения СССР и Минсредмаша о строительстве в Северске 14 объектов медицинского назначения. Решили начать с родильного дома. Все шло хорошо, пока было финансирование, но потом из-за нехватки средств рабо­ты затягивались. Но то, что мы его нако­нец достроили, большая заслуга именно Николая Ивановича. У нас на стройке было три святых дня: - по пятницам, когда проводились пронягинские «огонь­ки», там подводились итоги по строй­ке за прошедшую неделю и намечались дальнейшие планы, а два других - дни оперативок, которые проводили дирек­тора комбината по вторникам, а Нико­лай Иванович - по средам. Под жестким контролем было ведь строительство не только объектов Сибирского химическо­го комбината, но и города - жилье, обра­зовательные учреждения, поликлиника, детский театр. Каждую среду в 10 часов начинался объезд городских строек: от­четы, проблемные вопросы, контроль за исполнением принятых решений. Нико­лай Иванович вникал во все, переживал за судьбу каждого объекта.

А. Д. Южакова:

- Журналисты спросили Николая Ива­новича: «Какой из объектов, построен­ных в городе, ему дался тяжелее всего?» Он ответил: «Детский театр. Мне при­шлось выдержать сопротивление мест­ных жителей. Дело в том, что рассматри­вались две площадки: в парке и напротив института. Проводя коммуникации, мы могли попросту испортить парк, поэтому остановились на втором варианте. И ка­кой тут поднялся шум! В итоге мы сруби­ли всего 11 тополей под строительство. И для меня сейчас место возле детского теа­тра - самое любимое: я его выстрадал».

В. В. Кириенков:

- Отличительная черта характера Ни­колая Ивановича Кузьменко - он никогда не боялся брать ответственность на себя. Помню нашу последнюю рабочую встре­чу: после серьезной протечки мы ремон­тировали кровлю на здании городского музея. Вы, конечно, знаете, что у нас в городе много народных названий зданий: есть такие дома, как «Бастилия», «клюш­ка», «Пентагон». А вот музей прозвали «Змеем Горынычем». И действительно: он построен так, что его верхние витра­жи похожи на головы змея. Еще шутили, что одна голова олицетворяет комбинат, другая - город и третья - стройку. Эти витражи как раз и нужно было переделать во время ремонта. Фирма подготовила соответствующий проект. Надо его со­гласовать. Прошли по кругу чиновников, никто не подписывает - вопрос не решен. Надо идти по второму кругу, доказывать. А время дорого - надо успеть закончить работы к зиме. Поймал я в восемь утра

Николая Ивановича на крыльце, объяснил ситуацию. «Ладно, - говорит, - встречаемся завтра в это же время в музее». На следующий день, никого заранее не предупредив, приехал я в музей. Поднялись мы с Николаем Ивановичем на кровлю. Я все рассказал и показал. Спускаемся. Смотрим внизу стали появляться руководители, о которых зависит решение вопроса. Зашли мы в кабинет директора. Николай Иванович берет у меня чертежи и под слово «Утверждаю» ставит подпись. Смотрит по сторонам: «Есть вопросы? Нет вопросов». Вот так и закончилась вся эта канитель, и мы спокойно сделали ремонт.

- В книге воспоминаний Николая Ивановича Кузьменко нет глав, посвященных таким сферам, как культура, средства массовой информации...

А. Д. Южакова:

Он просто не успел их написать. Но то, что культура всегда была в поле его зрения, это факт. Он не посещал театры, но всегда был в курсе всех дел. Я до си пор испытываю чувство стыда и горечи, что так сильно изматывала его со строительством театра для детей и юношестве обращалась по каждому пустяковому во просу. А он не считал эти вопросы пустяками. Взять хотя бы приобретение новой звукового оборудования: я привезла ему счет в десять раз больше, чем было заложено в проекте, дрожала как осиновый лист. А он просто взял счет и сказал спокойно: «Иди работай».

Я всегда ловила его утром на ступеньках администрации, и руководители других учреждений культуры очень ревностно относились к тому, что мне быстрее удавалось решать все вопросы. Я понимала, что это несправедливо, и предложила собираться всем месте для разговора. Николай Иванович такие встречи проводил после окончания каждого творческого сезона Мы подводили итоги, намечали планы на будущее, поздравляли юбиляров. Он для каждого находил время и добрые слова.

Нам, депутатам, удалось с Николаем Ивановичем отстоять интересы учреждений культуры, чтобы не было снижения их финансирования. Он понимал, что экономику нельзя выстроить без сохранения и развития культурной сферы. И надо сказать, что когда в городе началась приватизация, она коснулась многих организаций, кроме учреждений культуры. А сколько было споров по поводу строительства стекольного завода, завода пластмасс, судьбы судостроительно-судоремонтного завода! Конечно, после присоединения внегородских территорий жизнь осложнилась, от туда пошли обращения, жалобы, появилось больше хлопот.

- Геннадий Петрович, нашу беседу хочется завершить вашим мнением. Как вы считаете, Николай Иванович состоялся как руководитель?

Г. П. Хандорин:

- Естественно, состоялся. Иначе бы он столько времени не стоял бы у руля города. Я уже говорил, что и у директора предприятия, и руководителя города обязанности примерно одинаковые, масштабы только разные. Но главное качество любого хорошего руководителя – умение работать с людьми. А у него это получалось.

//Диалог.- 2017.- 24 нояб.- С. 5.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A