Я ухожу с легким сердцем
ЕСЛИ БЫ ПРОВОДИЛСЯ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ТО ПОБЕДИТЕЛЕМ В НОМИНАЦИИ "ЗА ВЕРНОСТЬ ИСКУССТВУ, ПРЕДАННОСТЬ ТЕАТРУ, ОПТИМИЗМ, ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И УСЕРДИЕ", БЕЗУСЛОВНО, СТАЛА БЫ АЛЕКСАНДРА ЮЖАКОВА.
14 СЕНТЯБРЯ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА ОТМЕТИЛА ЮБИЛЕЙ И ОКОНЧАНИЕ КОЛОССАЛЬНОГО ПО САМООТДАЧЕ ПЕРИОДА РУКОВОДСТВА СЕВЕРСКИМ ТЕАТРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА. В ЕЕ УХОД С ПОСТА ДИРЕКТОРА САМОГО УВАЖАЕМОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ИСКУССТВО ТЕАТРА МНОГИЕ НЕ ПОВЕРИЛИ. САМИ ПОСУДИТЕ - ПОЧТИ СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ У РУЛЯ «ДОМА ПОД ПАРУСАМИ». ЗА ЭТО ВРЕМЯ К РЕПУТАЦИИ ТЕАТРА СПРАВЕДЛИВО ПРИРОСЛА ЕЕ. ФАМИЛИЯ, И ТЁАТРАЛЫ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ - "БЫЛИ В ТЕАТРЕ У ЮЖАКОВОЙ". ЗА ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА ПОСТОЯННО ГОВОРИЛА: "В НАШЕМ ТЕАТРЕ", "НАШИ АКТЕРЫ", "НАШ РЕПЕРТУАР" - И, ОДНАЖДЫ ПОЙМАВ СЕБЯ НА ЭТОМ, ГРУСТНО УЛЫБНУЛАСЬ.
Это было недавно. Это было давно. В Доме культуры Н. Островского на втором этаже собралась группа кукольников, которой в 1967 году начальник отдела культуры администрации города Борис Павлович Чижов представил маленькую девушку, со временем показавшую, что у нее есть характер, необходимый для руководства.
- Как вас представили коллективу?
- Просто: "У вас будет директор, который начнет о вас заботиться". При этом Борис Павлович подчеркнул, что театром кукол я никогда не руководила, но смогу разобраться: "Надеюсь, вы будете ей помогать". На что один из актеров сказал: "А чего ей помогать? Справится - так справится, а не справится, ну значит, не справилась". Вот я с этой фразой и жила очень долго. Ощущение у меня было дикое, будто кругом враги. На меня с таким сомнением смотрели: мол, что эта пигалица, которая ничего не понимает, с нами будет делать.
- Часто вспоминаете первый день?
- Нет, только когда о нем спрашивают. Я часто вспоминаю другие дни, когда мне было тяжело, когда не могла найти, куда переселиться из Дома культуры, когда мне не удавалось пол вскрыть в помещении театра на Ленина, 22, и я, подговорив мужа, ночью это сделала. Я часто вспоминаю дни, когда мне не удавалось доказать, что нужно строить новый театр. С ужасом вспоминаю, когда была централизованная бухгалтерия, не было кадров и мне приходилось самой печатать на машинке за секретаря и носить все бумаги. Время было жутчайшее. Тогда наступали минуты отчаяния, разочарования. Именно минуты. Но, когда я приходила в театр, выступала перед детьми, я все это забывала. Много раз я решала уйти из театра. Первый раз я допустила мысль об уходе, когда помещение постоянно затапливало. Второй раз, когда было вынесено решение о закрытии театра по предписанию государственного пожарного надзора. Дошло до того, что у театра каждый день стояла пожарная машина, и поэтому его не закрывали.
- А что останавливало ваш уход?
- Два-три раза в год я ездила в командировку в Москву и слушала, впитывала, что говорит о театре Сергей Владимирович Образцов. Подпитанная, с горящими глазами, я приезжала домой и вновь вступала в битву за театр.
- Действительно, от несовместимости реального и идеального иногда больно. Как часто вы смотрели в зеркало и говорили, что работа забрала у меня молодость, обокрала моих детей... Была обида?
- Обиды не было, сожаление было. Что касается детей, здесь я старалась быть любящей мамой в полноценном варианте, я ходила на все выступления, праздники детей в музыкальной школе, была их подружкой, активно принимала участие в их школьной жизни. Приходила с работы, неважно во сколько, сын меня ждал, чтобы писать диктанты, мы вырабатывали почерк, а с дочерью я много читала. Дети получили полноценное хорошее образование, и я горжусь своими детьми. Точно знала, что делаю великое дело, особенно эту уверенность вселяли встречи с С. Образцовым, О. Ефремовым, А. Гончаровым, П. Фоменко, Ю. Завадским, О Андровской.
- Вы объективно понимаете, что сделали огромный вклад в развитие культуры?
- Театр же стоит? Значит, сделала. Мои личные усилия, конечно, значимы, но я ничего бы не смогла, не будь помощи администрации. Очень трудно было доказывать, что театр нужен. В то время ничего не строилось, только подвергалось реконструкции. Я подспудно вынашивала идею нового театра, но никому не говорила. Боялась показаться неподготовленной, поэтому своевременно выполненная проектно-сметная документация привела к тому, что, когда необходимо было начать строительство, оно началось. Конечно, упорство и настойчивость сыграли определенную роль. Сегодня ухожу из театра с легким сердцем, потому что сделано все, что когда-то было обещано коллективу театра. Театр наполнен специалистами, «машина» собрана, механизм работает, нужно наполнять содержанием это здание, чтобы зритель стоял в очередь в кассу за билетами на спектакль.
На столе у Александры Дмитриевны лежит почти дочитанная книга Олега Ефремова, обращение к которой вывело наш разговор в другую плоскость. "Я читаю размышления этого великого актера и еще раз убеждаюсь, что только преданные театру люди могут ему служить. Люди, которые работают в этой сфере не по формальному назначению, а всеми порами чувствуют театр, могут творить. Когда из театра начинают делать шоу, театр умирает", - поясняет Александра Дмитриевна Южакова.
Готовясь к выступлению на праймериз, я просматривала новости культуры и узнала, что была определена лучшая столица мира. Один из критериев выбора - как организовано культурное пространство города.
Ни один из городов России не вошел в тот список. Столицей мира был назван Лондон, поскольку там ежегодно проходит 200 фестивалей, 574 тысячи человек занимаются культурой. Мне очень хочется чтобы Северск и Томск были высококультурными городами. Из-за этого в свое время мною было принято решение баллотироваться в депутаты, жители оказали доверие, и этот статус позволил вести просветительскую работу, Было предоставлено пять минут времени, чтобы на каждой рабочей встрече с депутатами говорить о культуре России и нашего города. Нас сегодня призывают войти в рыночную экономику, но безумно горько, когда некоторые чиновники неправильно понимают работу учреждений культуры, и театра в частности. Мы создаем произведения искусства, а не оказываем услугу, как банно-прачечный комбинат.
- Несмотря на то, что вы закончили руководить театром, вы готовы сейчас заниматься просветительской работой?
- Да, готова. В свое время шли радиопрограммы "Азбука театра", сегодня их можно возобновить, поскольку поколение растет. Процентов пятьдесят нашего населения не знают, что театр показывает спектакли для взрослых.
Мне хочется, чтобы наш театр ставил спектакли более интересные для детей, чем для взрослых, потому как для детей нужно работать лучше в пять раз, нужно нарастить детский репертуар, нужно быть педагогическим театром. Я надеюсь, у театра все же появятся детские классические спектакли, такие как "Чебурашка", "Три толстяка", "Алые паруса". Наш театр должен принимать участие в фестивалях театров кукол и театров юного зрителя, а не только приобретать известность драматическими спектаклями. Основная работа театра: воспитание детского зрителя, чтобы единая цепочка воспитания дом - школа - театр - не прерывалась, чтобы в школах были, театральные уроки. Пока нет системы, не будет результатов. Я надеюсь, мое стремление сделать театр таковым пригодится.
- Получается, остались планы и мечты?
Их огромное количество. Необходимо добиваться от всех театров и учреждений культуры очень плотного сотрудничества с населением, особенно с детьми. Они того заслуживают. Может, меня до сих пор считают идеалисткой, но я 6ольше жизни хочу приучить детей к театру. Учреждения| культуры должны искать деньги, чтобы выжить, но, я думаю, можно поступить разумнее, чем бегать по кругу с протянутой рукой. Давно известно, что в западных странах учреждения культуры имеют определенного спонсора. Что нам мешает закрепить за каждым объектом конкретного мецената? Можно собрать всех солидных предпринимателей и предложить курировать и опекать определенное учреждение. А учреждение культуры будет, в свою очередь рекламировать и благодарить своего благодетеля.
У нее в рассуждения нет старомодности, а в душе – ни одного седого волоса, поскольку Александра Южакова никогда не сомневалась, что в одном театре должно быть много разных спектаклей, объединенных глубинным общим знаменателем, а именно - неким общим отношением к зрителю.
«Спектакли могут быть и развлекательные - яркие, смешные, отдыхательные и глубокие - тонкие, философские. И очень хорошо, если все это существует в рамках одного театра. Но они должны воспитывать зрителя, и тогда не будем идти по улице и 6ояться, что впереди кто-то громко нецензурно выскажется или высморкается без платка», - поясняла Александра Южакова, с которой мы больше часа говорили об искусстве, о современных нравах, о просветительстве. И все больше осознавалось, что важны порой не слова, а мера их искренности. «Я мечтаю, что театр вернется к своему предназначению: на глазах у зрителей сию минуту будет происходить чудо, нечто, наполненное высшим смыслом. Спектакли перестанут быть одинаковыми, как консервированные огурцы, надоест экшн, утомит разгадывание метафор», - поделилась на прощанье Александра Дмитриевна. И, как положено в театре, после главной фразы здесь должны последовать продолжительные аплодисменты и крики «Браво!». Давайте же поаплодируем этой маленькой, стойкой женщине, которая верит, знает и понимает, культура нужна, чтобы и сейчас и потом нам не было мучительно стыдно.
Аникина Е.
//Диалог.- 2011.- 23 сент.- С. 6.