Я ухожу с легким сердцем

ЕСЛИ БЫ ПРОВОДИЛСЯ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ТО ПОБЕДИТЕЛЕМ В НОМИНАЦИИ "ЗА ВЕРНОСТЬ ИСКУССТВУ, ПРЕДАННОСТЬ ТЕАТРУ, ОПТИМИЗМ, ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И УСЕРДИЕ", БЕЗУСЛОВНО, СТАЛА БЫ АЛЕКСАНДРА ЮЖАКОВА.

14 СЕНТЯБРЯ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА ОТМЕТИЛА ЮБИЛЕЙ И ОКОНЧАНИЕ КОЛОССАЛЬНОГО ПО САМООТДАЧЕ ПЕРИОДА РУКОВОДСТВА СЕВЕРСКИМ ТЕАТРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА. В ЕЕ УХОД С ПОСТА ДИРЕКТОРА САМОГО УВАЖАЕМОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ИСКУССТВО ТЕАТРА МНОГИЕ НЕ ПОВЕРИЛИ. САМИ ПОСУДИТЕ - ПОЧТИ СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ У РУЛЯ «ДОМА ПОД ПАРУСАМИ». ЗА ЭТО ВРЕМЯ К РЕПУТАЦИИ ТЕАТРА СПРАВЕДЛИВО ПРИРОСЛА ЕЕ. ФАМИЛИЯ, И ТЁАТРАЛЫ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ - "БЫЛИ В ТЕАТРЕ У ЮЖАКОВОЙ". ЗА ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА ПОСТОЯННО ГОВОРИЛА: "В НАШЕМ ТЕАТРЕ", "НАШИ АКТЕРЫ", "НАШ РЕПЕРТУАР" - И, ОДНАЖДЫ ПОЙМАВ СЕБЯ НА ЭТОМ, ГРУСТНО УЛЫБНУЛАСЬ.

Это было недавно. Это было давно. В Доме культуры Н. Островского на втором этаже собралась группа кукольников, которой в 1967 году начальник отдела культуры администрации города Борис Павлович Чижов представил маленькую девушку, со временем показавшую, что у нее есть характер, необходимый для руководства.

  • Как вас представили коллективу?
  • Просто: "У вас будет директор, который начнет о вас заботиться". При этом Борис Павлович подчеркнул, что театром кукол я никогда не руководила, но смогу разобраться: "Надеюсь, вы будете ей помогать". На что один из актеров сказал: "А чего ей помогать? Справится - так справится, а не справится, ну значит, не справилась". Вот я с этой фразой и жила очень долго. Ощущение у меня было дикое, будто кругом враги. На меня с таким сомнением смотрели: мол, что эта пигалица, которая ничего не понимает, с нами будет делать.
  • Часто вспоминаете первый день?
  • Нет, только когда о нем спрашивают. Я часто вспоминаю другие дни, когда мне было тяжело, когда не могла найти, куда переселиться из Дома культуры, когда мне не удавалось пол вскрыть в помещении театра на Ленина, 22, и я, подговорив мужа, ночью это сделала. Я часто вспоминаю дни, когда мне не удавалось доказать, что нужно строить новый театр. С ужасом вспоминаю, когда была централизованная бухгалтерия, не было кадров и мне приходилось самой печатать на машинке за секретаря и носить все бумаги. Время было жутчайшее. Тогда наступали минуты отчаяния, разочарования. Именно минуты. Но, когда я приходила в театр, выступала перед детьми, я все это забывала. Много раз я решала уйти из театра. Первый раз я допустила мысль об уходе, когда помещение постоянно затапливало. Второй раз, когда было вынесено решение о закрытии театра по предписанию государственного пожарного надзора. Дошло до того, что у театра каждый день стояла пожарная машина, и поэтому его не закрывали.
  • А что останавливало ваш уход?
  • Два-три раза в год я ездила в командировку в Москву и слушала, впитывала, что говорит о театре Сергей Владимирович Образцов. Подпитанная, с горящими глазами, я приезжала домой и вновь вступала в битву за театр.
  • Действительно, от несовместимости реального и идеального иногда больно. Как часто вы смотрели в зеркало и говорили, что работа забрала у меня молодость, обокрала моих детей... Была обида?
  • Обиды не было, сожаление было. Что касается детей, здесь я старалась быть любящей мамой в полноценном варианте, я ходила на все выступления, праздники детей в музыкальной школе, была их подружкой, активно принимала участие в их школьной жизни. Приходила с работы, неважно во сколько, сын меня ждал, чтобы писать диктанты, мы вырабатывали почерк, а с дочерью я много читала. Дети получили полноценное хорошее образование, и я горжусь своими детьми. Точно знала, что делаю великое дело, особенно эту уверенность вселяли встречи с С. Образцовым, О. Ефремовым, А. Гончаровым, П. Фоменко, Ю. Завадским, О Андровской.
  • Вы объективно понимаете, что сделали огромный вклад в развитие культуры?
  • Театр же стоит? Значит, сделала. Мои личные усилия, конечно, значимы, но я ничего бы не смогла, не будь помощи администрации. Очень трудно было доказывать, что театр нужен. В то время ничего не строилось, только подвергалось реконструкции. Я подспудно вынашивала идею нового театра, но никому не говорила. Боялась показаться неподготовленной, поэтому своевременно выполненная проектно-сметная документация привела к тому, что, когда необходимо было начать строительство, оно началось. Конечно, упорство и настойчивость сыграли определенную роль. Сегодня ухожу из театра с легким сердцем, потому что сделано все, что когда-то было обещано коллективу театра. Театр наполнен специалистами, «машина» собрана, механизм работает, нужно наполнять содержанием это здание, чтобы зритель стоял в очередь в кассу за билетами на спектакль.

На столе у Александры Дмитриевны лежит почти дочитанная книга Олега Ефремова, обращение к которой вывело наш разговор в другую плоскость. "Я читаю размышления этого великого актера и еще раз убеждаюсь, что только преданные театру люди могут ему служить. Люди, которые работают в этой сфере не по формальному назначению, а всеми порами чувствуют театр, могут творить. Когда из театра начинают делать шоу, театр умирает", - поясняет Александра Дмитриевна Южакова.

       Готовясь к выступлению на праймериз, я просматривала новости культуры и узнала, что была определена лучшая столица мира. Один из критериев выбора - как организовано культурное пространство города.

Ни один из городов России не вошел в тот список. Столицей мира был назван Лондон, поскольку там ежегодно проходит 200 фестивалей, 574 тысячи человек занимаются культурой. Мне очень хочется чтобы Северск и Томск были высококультурными городами. Из-за этого в свое время мною было принято решение баллотироваться в депутаты, жители оказали доверие, и этот статус позволил вести просветительскую работу, Было предоставлено пять минут времени, чтобы на каждой рабочей встрече с депутатами говорить о культуре России и нашего города. Нас сегодня призывают войти в рыночную экономику, но безумно горько, когда некоторые чиновники неправильно понимают работу учреждений культуры, и театра в частности. Мы создаем произведения искусства, а не оказываем услугу, как банно-прачечный комбинат.

  • Несмотря на то, что вы закончи­ли руководить театром, вы готовы сейчас заниматься просветительской работой?
  • Да, готова. В свое время шли радиопрограммы "Азбука театра", сегодня их можно возобновить, поскольку поколение растет. Процентов пятьдесят наше­го населения не знают, что театр показывает спектакли для взрослых.

Мне хочется, чтобы наш театр ставил спектакли более интересные для детей, чем для взрослых, потому как для детей нужно работать лучше в пять раз, нужно нарастить детский репертуар, нужно быть педагогическим театром. Я надеюсь, у театра все же появятся детские классические спектакли, такие как "Чебурашка", "Три толстяка", "Алые паруса". Наш театр должен принимать участие в фестивалях театров кукол и театров юного зрителя, а не только приобретать известность драматиче­скими спектаклями. Основная работа театра: воспитание детского зрителя, чтобы единая цепочка воспитания дом - школа - театр - не прерывалась, чтобы в школах были, театральные уроки. Пока нет системы, не будет результатов. Я надеюсь, мое стремление сделать театр таковым пригодится.

- Получается, остались планы и мечты?

Их огромное количество. Необходимо добиваться от всех театров и учреждений культуры очень плотного сотрудничества с населением, особенно с детьми. Они того заслуживают. Может, меня до сих пор считают идеалисткой, но я 6ольше жизни хочу приучить детей к театру. Учреждения| культуры должны искать деньги, чтобы выжить, но, я думаю, можно поступить разумнее, чем бегать по кругу с протянутой рукой. Давно известно, что в западных странах учреждения культуры имеют определенного спонсора. Что нам мешает закрепить за каждым объектом конкретного мецената? Можно собрать всех солидных предпринимателей и предложить курировать и опекать определенное учреждение. А учреждение культуры будет, в свою очередь рекламировать и благодарить  своего благодетеля.

У нее в рассуждения нет старомодности, а в душе – ни одного седого волоса, поскольку Александра Южакова никогда не сомневалась, что в одном театре должно быть много разных спектаклей, объединенных глубинным общим знаменателем, а именно - неким общим отношением к зрителю.

 «Спектакли могут быть и развлекательные - яркие, смешные, отдыхательные и глубокие - тонкие, философские.  И очень хорошо, если все это существует в рамках одного театра. Но они должны  воспитывать зрителя, и тогда не будем идти по улице и 6ояться, что впереди кто-то громко нецензурно выскажется или высморкается без платка», - поясняла Александра Южакова, с которой мы больше часа говорили об искусстве, о современных нравах, о просветительстве. И все больше осознавалось, что важны порой не слова, а мера их искренности. «Я мечтаю, что театр вернется к своему предназначению: на глазах у зрителей сию минуту будет происходить чудо, нечто, наполненное высшим смыслом. Спектакли перестанут быть одинаковыми, как консервированные огурцы, надоест экшн, утомит разгадывание метафор», - поделилась на прощанье Александра Дмитриевна. И, как положено в театре, после главной фразы здесь должны последовать продолжительные аплодисменты и крики «Браво!». Давайте же поаплодируем этой маленькой, стойкой женщине, которая верит, знает и понимает, культура нужна, чтобы и сейчас и потом нам не было мучительно стыдно.

Аникина Е.

//Диалог.- 2011.- 23 сент.- С. 6.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A