Эта недюжинная Южакова
В жизни раз бывает… столько лет
Жизненное кредо: работа – прежде всего
Амплуа по жизни: старшая сестра
Близкие по духу женщины: Алла Тарасова,Майя Плисецкая,Маргарет Тэтчер
Любимые цветы: розы
Александра Дмитриевна Южакова, директор Северского муниципального театра для детей и юношества, заслуженный работник культуры, депутат городского собрания народных представителей, ветеран труда. Человек недюжинных организаторских способностей и неиссякаемой творческой энергии, которые всегда приводят ее к внушительным результатам.
Один из очевидных результатов деятельности А. Д. Южаковой красуется на магистральной улице города – удивительным образом вписавшийся в окружающий ландшафт театр, прежде называвшийся кукольным. Однажды утром, идя в него на работу, Александра Дмитриевна узнала, что ей присвоено звание «почетный гражданин города»…
Путь к этому званию не был устлан розами. А начинался он, как у большинства нынешних старожилов, от сибирских мест вдалеке, для нее – на Рязанщине. Там в городке Сасове, что стоит на реке Цне, в семье Матюшиных у Елены Ивановны и Дмитрия Александровича в сентябре 1963 года ожидался четвертый ребенок – сына ждали, имя ему было уготовлено – Александр. Родилась девочка, но имя менять не стали. Тем и судьбу определили. Поверье говорит - женщинам с именами, производными от мужских, предрешена соответствующая жизнь, в которой многое придется брать на свои плечи.
Так и вышло. Пятеро детей – четыре сестры и брат - стало у Матюшиных, а только Александра оказалась не по старшинству, а по сути всем старшей сестрой - по жизни. У нее одной в характере проявился кремешок, позволяющий быть опорой тому, кто рядом, кто слаб.
Предвоенные годы прошли в младенчестве, но и они ей помнятся, как и последующие военные, памятью голодного желудка и ранним приобщением к борьбе за хлеб насущный. И порой не в переносном, прямом смысле: в очереди за хлебом чуть не раздавили однажды Сашку...
Плечи помнят тяжесть коромысла, хоть и с детскими, но полными водой для полива огорода ведрами. От воспоминания о каменном подвале, где ютились, до сих пор кости сводит… Бедность одолевала семью первого в рязанской губернии механизатора, которого его незаменимая должность спасла от фронта. Своих ртов - семеро, да у Елены Ивановны одиннадцать братьев и сестер, все в Сасово приезжали из деревни определятся в жизни.
А фронт был рядом, и те рукавички и телогрейки, что шила для бойцов матушка, не так далеко уж было отправлять. У тех рукавичек Саша вырезала пальцы - то было первое приобщение к делу, выходящие за семейные рамки. А потом, с первого класса и до Победы, как на работу она ходила ежедневно в госпиталь - с другими детьми вместе бинтики скручивали, гладили их, а всего слаще было увеселять раненых своим искусством - декламацией, пением, танцами. То, что дома было забавой, чему специально не учили, а схватывали от взрослых да друг от друга, оказалось делом важным и нужным. И это осталось на всю жизнь. В год рождения Александры старшая ее сестра одиннадцатилетняя Люба стала участницей первой Олимпиады самодеятельного народного творчества в Рязани. И в Москву бы поехала она со своими частушками и плясками, да матушка не пустила - мала и дело это несерьезное. Хотя сама же дочке для утепления такой костюм изладила, что тот сарафан, онучи и лапоточки липовые, долго хранимые, до сих пор помнятся Александре Дмитриевне, а многочисленные бубенчики, украшавшие костюм, и сейчас в душе отзываются …
То звон драгоценного детства, который не заглушить воспоминанием о том, как девчушкой пришлось ей торговать просом с огорода - стаканами, как от малокровия падала в обмороки, как переживала семья потерю кормилицы - коровы Милки, которую украли у них и зарезали. Как после войны уже отправляли брата Николая на учебу в Ленинград - за билет рассчитывались не один месяц. Как потом посылали ему посылкой сушеные картофельные очистки в Севастополь - там он практику проходил на восстановлении города.
Брат, Николай Дмитриевич Матюшин, получивший строительную профессию, в свое время сыграет поворотную роль в судьбе Александры, это к нему на сибирскую стройку она приедет в еще безымянный город, чтобы стать, не думая, не гадая, его почетной жительницей.
Приедет в свои девчачьи семнадцать лет после того, как удивит в Москве председателя жюри очередного конкурса Михаила Царева: «Кто эта маленькая девочка, с таким большим чувством исполняющая монолог Анны Карениной? Как смогла она, девятиклассница, так много взять от русской женщины?»
И - дорога в театральное училище при Малом театре оказалась для нее открытой. И тут же закрытой - матушка Александру «в артистки» не пустила: «Сначала специальность получи, а артисткой всегда станешь!»
Специальность получила уже в Сибири -закончен институт культуры в Улан-Удэ. Это были годы расцвета самодеятельного художественного творчества. Участие в театральном коллективе Михаила Карбышева, в агитбригаде, руководимой Еленой Сергеевной Ветровой, затем годы работы в Доме культуры им. Островского в качестве художественного руководителя - все это послужило преамбулой к тому, чтобы «плавно перейти к делу, которое оказалось нужным городу». С 1967 года А. Д. Южакова - директор театра кукол Томска-7.
Театра, в котором она при надобности могла все: заменить электрика, в портновском цехе сесть за машинку, с бутафорами или без оных делать кукол из папье-маше, водить их за кулисами, ставить спектакли.
А в 1987 году ультимативно заявить городским властям: если не начнется строительство здания театра кукол, коллектив будет распущен - казарменное состояние театра стало непереносимым.
Заявить заявила, а как страшно было! Ведь речь шла не только и не столько о существовании творческого коллектива, сколько о том, что с помощью этого коллектива получали дети города, а значит и сам город. Дети ведь вырастают, а кем они становятся в жизни? Детский театр, его тщательно и умно спланированный репертуар трудно чем-либо заменить. Когда в спектакле «Котик Мотик» кошка отказывалась от сына-грязнули: «Нет, ты не мой сын...» детсадовский зритель рыдал навзрыд, а воспитатели просили не снимать спектакль - у них исчезали все проблемы по приобщению к санитарно-гигиеническим навыкам. А были спектакли и другие, и среди них так любимый Александрой Дмитриевной «Лоскуток», в котором главный герой на пути к нравственному совершенству сделал немало ошибок, но победил и друзей себе нашел...
К этому времени театр на площадках нашего города, Томска и области, а также за ее пределами доказал свою дееспособность. В год показывалось до 580 спектаклей, в год вводилось до 7-8 новых спектаклей. Главное - театр, его актеров, его кукол полюбили. И это все было поставлено на карту...
Южакова не сдавалась. К идее нового театра была подключена команда, которая росла и росла - не зря Александра Дмитриевна стала активным членом общества «Знание», не гнушаясь никакой аудиторией, даже в колониях бывала. В критические минуты, когда мужские бойцовские качества сдавали, в ход шли типично женские - неподдельные горючие слезы...
И в итоге случилось то, о чем некоторые позволяют говорить себе с иронией: «Южакова себе памятник построила!»
А сама Александра Дмитриевна об этом говорит так: «Я хожу в театр и, вы думаете, я осознаю, что все предшествующее закончено, что театр построен?!»
Шесть лет - вот время, когда особенно проявился воспитанный на рязанской земле и получивший сибирскую огранку характер, это время, когда у директора театра в роли прораба на стройплощадке «сгорала» обувь...
Впрочем, было это у всех на виду и пока еще на памяти. Недавнее тридцатилетие театра оживило его историю, и сказано было об этом немало.
Сегодня сама Александра Дмитриевна - юбиляр. Людям, знающим ее издалека, может показаться, что кроме общественной деятельности, включая театр, в жизни и нет у нее ничего. «Работа - прежде всего» - это действительно ее кредо. Но «прежде» не означает, что на этом все кончается. Ее хватает на многое. Еще об одной стороне жизни она говорит так: «Я двадцать лет проработала в школе... родителем».
Такого бы родителя, хотя бы одного, на каждую школу! Конечно же, пока учились в школе ее сын Андрей и дочка Лена, с самодеятельностью там не было проблем. Дети оба учились еще и в музыкальной школе, так что материнскую активность Александры Дмитриевны следует помножить на два. Это при том, что для ее дочки в детстве слова «мама» и «командировка» были синонимами... И она считает, что «мама жутко домашний человек», а, по словам друзей, в доме Южаковых «всегда пахнет пирогами». И быт в нем обустроен домовито, тепло и ярко. И никогда не отключается телефон. Иногда сюда звонят в самое неподходящее время - как-то получается, что Александра Дмитриевна причастна ко всем событиям в жизни своих коллег, подруг и их семей. То она едет в роддом забирать актрису с новорожденным, то по иному, печальному случаю печет блины - в этом она непревзойденный специалист.
Не знаю каковы кулинарные таланты Маргарет Тэтчер, но слышала, что народная молва окрестила «нашей Тэтчер» Александру Дмитриевну. Сама она смолоду восхищалась великой актрисой Аллой Тарасовой, пленяет ее талант и «вечная молодость» Майи Плисецкой. Сильные женщины, яркие судьбы - дай Бог каждой из нас хоть в чем-то им соответствовать!
...Есть у Александры Дмитриевны пристрастие к нарядам из ткани «в горошек». Была такая у неё детская история: в подобной обновке она потерялась и ее долго искали, нашли и радости было столько, что много чего ушло из памяти, а это навсегда осталось.
Пусть же будет еще много-много у нее в жизни этого радостного «горошка»! А то, что не написалось в этой юбилейной зарисовке, пусть еще напишется. Тем более, что Александра Дмитриевна, по ее словам, пока что из всего, что ею задумано, выполнила не более тридцати процентов. Так что повод для продолжения темы будет.
Кочеткова О.
//Новое время.- 1996.- 12 сент.- С.3.
|