Театральный роман
СТАЛ ГЛАВНЫМ ДЕЛОМ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРЫ ЮЖАКОВОЙ
Наверняка пятнадцатого сентября в Северском театре для детей и юношества негде будет яблоку упасть! И связано это не с очередной премьерой, а с человеком, имя которого неотделимо от истории и Северска, и самого театра. Он стал ее домом, ее детищем, ее гордостью, любовью и главным делом всей жизни. И именно в его стенах, в окружении близких и ставших родными за многие годы людей отметит свой юбилей Александра Дмитриевна Южакова — почетный гражданин Северска, отличник Министерства культуры СССР, заслуженный работник культуры РФ, директор театра на протяжении почти 45 лет!
Вот уже пять лет, как она ушла из театра, но до сих пор многие заядлые театралы, встретив ее на улице, спрашивают: «Александра Дмитриевна, когда же вы наконец из отпуска выйдете?» Настолько привыкли за эти годы зрители, большие и маленькие, что она с приветливой улыбкой всегда лично встречает всех на входе, что в их головах никак не укладывается, что может быть как-то иначе.
СПЕКТАКЛЬ РОЖДАЕТСЯ ЗАДОЛГО ДО ПРЕМЬЕРЫ
У каждого, кто переступал порог Северского театра для детей и юношества, складывалось впечатление, что он попал в дом — уютный, светлый, с особой аурой, где искренне рады каждому гостю. Это ощущение не покидало ни в фойе, ни в гардеробе, ни в буфете, ни в зрительном зале. И потому люди, хоть раз побывавшие там, стремились прийти снова и снова. А все потому, что мудрая хозяйка этого дома, его директор Александра Южакова всегда считала, что к любому предстоящему в стенах театра событию надо готовиться тщательно и задолго до него.
- Театр - это не просто выпуск премьеры, показ очередного спектакля, но и подготовка к нему зрителя, - считает Александра Дмитриевна. - В свое время мы с моими коллегами и единомышленниками - Любовью Ивановной Долгополовой, зам директора по организации зрителя, и Марией Николаевной Клепцовой, главным администратором театра, - обошли все школы Северска, все детские сады, наладили тесные отношения с их руководителями и педагогами. Я старалась бывать на всех совещаниях, семинарах, регулярно проводимых отделом народного образования для директоров и завучей, где рассказывала о театре, о том, как важно, чтобы дети приходили туда вместе с родителями, и чтобы мамы и папы знали, какую духовную пищу получают их дети. Поэтому спектакль еще только задумывался, а подготовка к нему шла вовсю.
Через некоторое время опыт этой ежедневной практической работы был аккумулирован в конференцию «Содружество семьи и театра в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения», которую Александра Дмитриевна и ее коллеги стали проводить регулярно. А поскольку маленькое старое помещение театра не позволяло вместить всех участников, то приходилось самим выезжать в школы и детские садики, чтобы встретиться с родителями и педагогами.
- У нас даже образовался негласный совет, куда вошли педагоги - истинные любители и подвижники театра, - рассказывает. Александра Южакова. - Они не только сами жили театром, но и сумели передать любовь к нему своим ученикам.
Надо ли говорить, как тщательно отбирался репертуар (для каждого возраста - свой!), как внимательно Отслеживалась зрительская реакция! Директор лично отсматривала каждый спектакль, а в служебные обязанности театрального педагога входило не только присутствие в зрительном зале, но и фиксация восприятия детьми происходящего на сцене в специальную тетрадь. Наблюдения впоследствии анализировались, в постановку при необходимости вносились те или иные поправки. А уж какое удовольствие получали актеры от «подготовленного» зрителя, который «правильно» реагировал и находился с ними на одной волне!
Огромное внимание в театре уделяли детям, которые пришли в театр впервые. Ведь от этого зачастую зависит, захочет ребенок вновь вернуться сюда или нет. Для такого случая даже праздник был придуман - «Первое посещение театра». И дети возвращались. А потом приводили в театр уже своих детей. Время спустя - и внуков!
И НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО!
Сегодня мало кто вспомнит, что Северский театр для детей и юношества (театр кукол в начале своей биографии) ютился в крошечном помещении бывшего ателье, располагавшегося на первом этаже обычной северской пятиэтажки. Условия и для зрителей, и для актеров, и для театральных цехов были, мягко говоря, не комфортные. И вот тогда Александра Дмитриевна дала себе слово: добиться для театра строительства нового здания. Конечно, время для столь грандиозного плана было совсем неподходящее: после перестройки в стране была настоящая разруха,- не было ни денег ни товаров, и люди предпочитал и думать о хлебе насущном. Но разве можно остановить человека, одержимого театром?
Она собирала зрительские отзывы, связывалась с коллегами из других городов, которые пытались затевать строительство новых театральных зданий, обошла все кабинеты в горисполкоме и горкоме партии, постоянно держала связь с методическим отделом Министерства культуры, где был выделен специальный кабинет, курирующий культуру закрытых городов.
Забегая вперед, скажем, что, например, в Новосибирске, Омске новые театры кукол строились почти 20 лет. В закрытых Новоуральске и Железногорске они и по сей день существуют в приспособленных помещениях. В Озерске же его построили лишь потому, что сгорело предыдущее помещение. А вот в Северске театр был выстроен в рекордные сроки - всего за три года и вопреки всему!
Александра Дмитриевна вспоминает, что ходила на все совещания партийно-хозяйственного актива, которые проводились в городе. Ей не давали слова, отмахивались от нее, а однажды на очередном заседании кто-то из руководителей произнес веское слово: строительство театра в столь сложные времена - прихоть! Людям есть нечего, полки в магазинах пустые - лучше построить колбасный цех или мыловаренный завод. Разделяющих это мнение в зале нашлось немало...
-У меня слезы из глаз хлынули, - вспоминает Александра Дмитриевна. - Я вскочила с места и как закричу: «Товарищи, дорогие, что же вы делаете?! Неужели жизнь заключается только в том, чтобы есть и пить? А как же наши дети? Кто же из них вырастет?»
Видимо, настолько убедительна была она в своем негодовании, что ей поверили безоговорочно, и дело сдвинулось с мертвой точки. Был подготовлен проект здания будущего театра, который гармонично вписывался в парковую зону города, а главные лица Северска - Николай Иванович Кузьменко, Владимир Иванович Коньков, Анатолий Романович Шеховцов - стали ее сторонниками.
В марте 1987 года огородили площадку под строительство, а с апреля начались бульдозерные работы. С этого времени директор театра на три года забыла, что такое отпуск, что такое выходные и стала и прорабом, и инженером, и рабочим... Из театра бежала на стройку, со стройки - в театр. Постигла столько строительных премудростей, что запросто могла бы консультировать других. А меж тем сам театр в ожидании нового здания работу не прекращал. В год играли 580 (!) спектаклей - на стационаре и на выезде. Столь ударный труд артистов не раз поощрялся грамотами и вымпелами «За победу в соцсоревновании».
Когда в 1990 году здание театра было построено, встал вопрос о его оснащении. Денег катастрофически не хватало. Если со светом после многочисленных доработок вопрос был решен, то со звуком возникли сложности. По документам должны были поставить устаревшее звуковое оборудование системы «Псков», которое стояло тогда почти во всех театрах.
- Но это был такой анахронизм! - говорит Александра Южакова. - А нам хотелось, чтобы в новом театре все было на высочайшем уровне. Поэтому полы (под ними закладываются все провода) не закрывали до последнего момента, ждали... И, как оказалось, не напрасно... По счастливой случайности как раз в то время в Смоленске проводился семинар директоров по материально-техническому обеспечению культурных учреждений, на который я тоже была приглашена. И вот перед нами выступает специалист и предлагает новейшую импортную звуковую технику. Ни о чем не думая, я первая подбежала к нему, потом уж и другие директора выстроились 9 очередь. Не дождавшись окончания семинара, поехала с ним в Москву, где мне выписали счет, а я предоставила гарантийное письмо за подписью руководителя методического отдела Министерства культуры, курировавшего закрытые города. В тот же вечер оборудование отгрузили. Все надо было делать так быстро, что присесть, подумать, проанализировать просто не было времени. И только оказавшись в кресле самолета, я вдруг осознала, что наделала! Счет за новое оборудование в десять раз превышал стоимость системы «Псков». За него надо было отдать 50 тысяч — огромные по тем временам деньги! Для сравнения: все строительство театра обошлось в 2,5 миллиона. А если мне не оплатят? Где взять такую сумму? Надо ли говорить, что я не спала всю ночь, ругала себя за самоуверенность и самоуправство, а наутро чуть свет стояла у кабинета Николая Ивановича Кузьменко. По моему виду он понял, что случилось нечто серьезное. Пригласил в кабинет и попросил секретаря ни с кем его не соединять. После моего рассказа возникла длинная пауза, а потом я услышала: «Ну ты даешь, Александра Дмитриевна! Ну, молодец! Иди, встречай оборудование!» Как он потом выкрутился, где нашел эти деньги - не знаю! Из кабинета я летела как на крыльях. А вскоре в нашем театре появилось лучшее на тот день звуковое оборудование. Такое тогда было только в областной филармонии. Не раз еще потом доказывала Александра Дмитриевна, что для нее, возможно, казалось бы, самое невозможное, если это надо для дела, для ее театра, для ее труппы.
ПОНИМАТЬ И ПРОЩАТЬ
Не секрет, что в любом театральном коллективе, где на квадратный метр собрано столько талантливых, амбициозных и самолюбивых людей, нередки разногласия и даже конфликты. Безусловно, были они и в северском «детском» театре, но, как в хорошей, дружной семье, никогда сор не выносился из избы. Зритель и критики видели на сцене то, что называют настоящим актерским ансамблем, коллеги из других театров по- хорошему завидовали семейной атмосфере их театра и блестящим спектаклям и капустникам, которые под силу создать только команде единомышленников.
На мой вопрос, как ей удавалось поддерживать в театре столь теплую атмосферу, Александра Дмитриевна ответила:
- Я всегда старалась понять психологию актеров, знала творческий потенциал каждого. Не считала чем-то зазорным для себя сглаживать острые углы, забывать обиды. У меня в кабинете всегда лежали беруши, и иногда приходилось затыкать ими уши, чтобы не слышать, что сгоряча или из-за своей несдержанности могут наговорить люди. Они, может, раскаются через несколько минут, но слово-то вылетело. Так зачем его слышать?
Однажды она все же обиделась на своих актеров... Отмечали очередной юбилей театра, и, согласно написанному сценарию, ее, директора, за весь праздничный вечер ни разу не выпустили на сцену. А на вопрос, где же Александра Дмитриевна, неизменно отвечали: «На крыше!» Это был тонкий намек на то, что в театре нет сферы, в которую бы не вникала директор, в которой бы не разбиралась! Да, чтобы проверить состояние кровли, она и на крышу частенько залезала, и знала, как устроены и работают все театральные механизмы, и, если надо, портного или бутафора могла заменить: а как иначе, ведь на то она и директор, чтобы знать о театре все.
...А обида прошла, когда под конец вечера она все же вышла на сцену под гром аплодисментов и увидела, с какой теплотой смотрят на нее ее дети - актеры. Поняла, что так шутить могут только с человеком, которого любят и которому доверяют.
Они и сейчас постоянно звонят ей, рассказывают о своих делах, спрашивают совета, приглашают на премьеры. Так что и сегодня она, по сути, находится внутри театра и продолжает переживать за него, радуясь победам и огорчаясь неудачам.
Р.S. Когда наш долгий разговор подходил к концу, Александра Дмитриевна, чей театральный роман длится уже столько лет, вдруг сказала: «Как много я еще не знаю, чтобы владеть театром в совершенстве!» Это были слова истинного профессионала, ибо только им свойственно стремление постоянно сомневаться, учиться, совершенствоваться, а потому и добиваться!
Материалы рубрики «Известные томичи» выходят при поддержке администрации Томской области
Ермолицкая Т.
//Красное знамя.- 2016.- 13 сент.- С. 2.