Мы выросли вместе с городом

Мы выросли вместе с городом

О том, как начинался наш город, как зарождалась культура, о том, что было в те далекие пятидесятые, - обо всем этом (и не только!) делится воспоминаниями директор Северского театра для детей и юношества, заслуженный работник культуры, почетный гражданин Северска Александра  Дмитриевна Южакова.

Наш город я впервые увидела 1 сентября 1954 года, проделав длинный путь из города Сасово Рязанской области. С братом Николаем, который меня встретил, мы долго ехали на какой-то крытой машине. Помню, что в ней были очень маленькие окна, и как ни посмотрю в них, вижу только сплошной лес. Когда, наконец, мы добрались до места, первое, что я увидела, это сплошные канавы и изрытые улицы. Впечатление, конечно, было жутковатое, и очень хотелось домой, к маме...

ДРАМКРУЖОК, КРУЖОК  ПО ФОТО, МНЕ ЕЩЕ И ПЕТЬ ОХОТА...

Потом, немного осмотревшись, я постепенно начала привыкать. Как-то гуляла и набрела на клуб “Родина” (он располагался в районе нынешнего магазина “Дружба”). Зашла, а там оказался читальный зал. Я, конечно, записалась и сначала была просто читательницей, а потом стала помогать заведующей читальным залом Лилии Дмитриевой подшивать газеты, журналы.

Как-то, в очередной раз, придя в клуб, я услышала музыку. Как выяснилось, это в фойе клуба репетировал танцевальный коллектив. Поскольку еще в школе я занималась художественным словом и играла в спектаклях, я не могла просто пройти мимо и пошла разузнать, что же там такое. И встретили меня руководитель коллектива Вера Максимовна Зубова и Михаил Михайлович Карбышев с аккордеоном в руках.

Обучаясь на заочном отделении Томского пединститута, я занималась сра­зу в нескольких кружках: танцевальном, драматическом и художественного слова. Моими первыми знакомыми стали Галина Серегина, Евгений Архипов, Маргарита Щеднова, Юрий Казьмин, Вениамин Андреев, Мария и Иван Забиняка и еще много замечательных людей. Как здорово, когда молодые, задорные, целеустремленные люди объединены общим делом! Именно такими и были мы. Потому и вспоминаем то время с необычайной теплотой, нежностью и грус­тинкой. Поняв со временем, что заниматься сразу в нескольких коллективах, да еще и вести концерты невозможно, я выбрала театральный коллектив. И первой премьерой в клубе «Родина» стала постановка Геннадия Владимировича Пименова «В сиреневом саду».

И У НАС ПОЯВИЛСЯ СВОЙ ДОМ...

В 1955 году меня взяли на работу в библиотеку (тогда она уже располага­лась на улице Пушкина). Помню, что немного позднее (когда наша библиотека уже переехала в Дом культуры Ост­ровского) нашим частым посетителем был один симпатичный молодой человек, учащийся 77-ой школы, который любил читать про знаменитых киноре­жиссеров и мечтал снимать фильмы. Тогда его звали просто Слава. Сегодня он - один из самых известных директоров Северска, вы знаете его: это Вячеслав Григорьевич Короткевич. Все жители нашего городка с нетер­пением ждали, когда построится Дом культуры, и в 1956 году его наконец подготовили к сдаче. Мы с нашей биб­лиотекой собирались переехать в него летом, но там случился пожар. Дом куль­туры строили заключенные, и, как рас­сказывают, они подожгли какой-то ват­ник. Кое-что пришлось вновь отделы­вать. Поэтому переезд начался осенью. А торжественное открытие состоялось 5 декабря 1956 года, в день сталинской конституции. На концерте пел большой хор, которым руководила Татьяна Поликарповна Добия. А в клубе «Родина» наш театральный коллектив вовсю репети­ровал с Г. В. Пименовым пьесу Арбузо­ва «Таня», где я играла главную роль. Через неделю после открытия Дома культуры мы должны были показать этот спектакль. И премьера действительно состоялась.

В  ДК БЫЛО НЕ ПОПАСТЬ

Клуб «Родина» еще продолжал рабо­тать, но центром всей культурной жиз­ни сразу же стал ДК Островского. Его первым директором был Виктор Алек­сандрович Маковкин, а худруком - Ма­рина Малафеевна Маковкина. И тогда в самодеятельных коллективах ДК занималось более тысячи человек. Мы проводили различные вечера, и они пользовались огромной популярностью. Мы сами писали сценарии, ничего за это не получая, все было на обществен­ных началах и сплошном энтузиазме.

Например, Клавдия Павловна Видешкина придумала вечер «Как легко и вкус­но приготовить обед». Раньше в мага­зине, что возле ДК Островского, был кулинарный магазин. Тогда в его по­мещении стояли обыкновенные чугун­ные печи, которые топились дровами. В. А. Маковкин договорился с магази­ном и пожарной службой, чтобы нам дали эти печи и разрешили поставить на сцене на железные листы. Во время вечера прямо на сцене готовилась пища и рассказывалось, как это дела­ется, а зрители принимали самое не­посредственное участие. Что творилось в зале!...

Еще как-то мы проводили вечер «Где же вы теперь, друзья-однополчане...» Чтобы пройти в Дом культуры, гости должны были сказать пароль, а свои билеты наколоть на штык стоявшему у входа переодетому солдату.

Вспоминаются и музыкальные вече­ра, на которые вообще невозможно было попасть. Вечера, как правило, были тематическими и посвящены творче­ству того или иного композитора. Вела их М. М. Маковкина. Так зрители сиде­ли, стояли, толпились на балконе. Тогда ведь не было телевидения, потому-то так и тянулись люди туда, где играла музыка, читались стихи, где было обще­ние и веселье. Причем весело было не от вина, а оттого что все мы вместе, мы молоды и все у нас впереди!

Постепенно строился СХК, расширял свои границы наш город. Постоянно появлялись и новые самодеятельные коллективы, так как талантливых людей всегда было хоть отбавляй. На всех объектах комбината существовала своя художественная самодеятельность, обя­зательно были хор и танцевальные кол­лективы. Но лучшие творческие силы собирались в ДК. Развитие самодея­тельности очень поощрялось, на это выделялись средства. Постоянно про­ходили смотры художественной само­деятельности, которые возглавлял ОЗК-124. Я помню Михаила Александрови­ча Михеева и Федора Ивановича Сте­панова, которые руководили профкомом в разное время.

Большим событием для города стало открытие в 1957-1958 гг. музыкаль­но-драматического театра, а в его труп­пе - и театра кукол. Благодаря посто­янной заботе руководителей комбина­та и города появились кинотеатр «Мир», библиотека на 40 лет Октября, а потом на Курчатова.

ВСПОМИНАЯ УШЕДШИЕ ГОДЫ...

Конечно, все рассказанное - лишь незначительная часть того, что было на самом деле. Всего и не вспомнишь... Но что можно сказать, сравнивая те годы и время нынешнее? Конечно, тогда все было проникнуто идеологией. И мы, руководители учреждений культуры, твердо знали, что строим искусство с укло­ном на высокую нравственность и с обязательной пропагандой идей партии, правительства, пятилетки. Но, тем не менее, вся наша работа с людьми была направлена на то, чтобы развивать их духовное богатство, нравственность и внутренний мир. Спектакли для детей подбирались тоже с учетом событий и дат. Например, «Военную тайну» мы ставили к Дню Победы. «Сказ о граде Лебединце» - к XXVI съезду партии. Были и «Жеребенок» по ранним произведениям Шолохова, и «Как 14 держав Москву воевали».

В театре постоянно проходили худсоветы, на которых обсуждались наши спектакли. Поскольку тогда театр располагался на Ленина, 22, то и требования к качеству постановок были не такими высокими. Обычно мы сами себя больше критиковали. А вообще, все руководители наших учреждений культуры были большими энтузиастами и делали свою работу честно, без указаний сверху, работали на опережение и прежде всего на молодое поколение. Помню, какое-то время идеологический отдел горкома возглавлял Николай Александрович Шонин, и мы всегда находили у него поддержку, так как он очень любил театр... С большой теплотой вспоминаю Александра Григорьевича Мельникова, Лидию Михайловну Мишагину, Анатолия Романовича Шеховцова. Все они помогали нашим учреждениям и думали о будущем культуры в нашем городе.

ВТИХАРЯ ЧИТАЛИ ВЫСОЦКОГО

Говоря о том времени, нельзя не вспомнить, что были в городе неформальные объединения. Например, клуб «Зеркало» В. И. Шашкова, на котором мы обсуждали фильмы Тарковского и даже читали Высоцкого. Когда в 1980 году он умер, мы собирались, чтобы почтить его память. В. И. Шашков был на его похоронах, и мы смотрели фотографии, фильм, который он привез. Не все одобряли политику партии, руководство Л. Брежнева. Были выступления на партконференциях, в которых уже открытым текстом говорилось, что надо писать письмо в правительство, что так жить уже нельзя.

Позднее, уже в новой Центральной городской библиотеке, раз в месяц собирались на семинары работники, учреждений культуры, где выступали университетские профессора, читали нам лекции по «Малой земле», «Возрождении», говорили о гениальности этих произведений. Но между собой мы делились совсем другими мыслями...

Кстати сказать, библиотека, всегда, была настоящим центром духовной жизни. В то время основная литература печаталась в публицистических журналах «Новый мир», «Наш современник», «Октябрь». Их зачитывали до дыр, читальные залы были переполнены… В Доме культуры, помню, проходили диспуты по разным проблемам, например: «Что такое любовь?», «Каким будет наше завтра? и т.д. И на них порой разгорались такие споры!..

А НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С КЛУБА «РОДИНА»

Да, время было просто замечательным, очень интересным и насыщенным. Этап становления и развития музыкального театра, мне вспоминается именами Григория Спектора, Ивана Брежинского, Владимира Маймескула, Бориса Киселева.

Наши учреждения культуры выросли на глазах у северчан. Мы вроде уже не удивляемся тому, что в таком и небольшом городке - три театра, два кинотеатра, взрослая и детская библиотеки, прекрасный зоопарк, музей, музыкальная и художественная школы... А ведь начиналось все с клуба «Родина» и клуба в поселке Иглаково! Хотелось бы, чтобы будущие поколения сохранили все это, продолжили начатое нами дело и сделали жизнь Северска еще насыщеннее и богаче. Все лучшее пусть остается традицией.

И процветания тебе, наш Северск!

Южакова А. Д.

//Диалог.- 1999.- 25 июня. – С. 16.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A