В долгу перед культурой

Послесловие к съезду Союза театральных деятелей

На днях в одной из газет промелькнуло любопытное сообщение о том, что какой-то эстонский режиссер поставил фильм, в котором играют одновременно четыре Ленина. Как вы, наверное, догадались, речь в той комедии идет о двойниках вождя. А у нас в Москве на недавно прошедшем третьем съезде Союза театральных деятелей собралось, пожалуй, не меньше Ильичей, то бишь актеров, которым довелось когда-то исполнить роль Ленина в кино или на сцене. Между прочим, один из них, Михаил Ульянов, до последнего времени возглавлял СТД. А другой, Александр Калягин, избран новым председателем Союза. Однако если третий съезд и оставит свой след в истории российского театра, то не благодаря упомянутому курьезу. Громом среди ясного неба прозвучало с его трибуны предложение подать в суд на правительство за невыполнение обязательств по бюджетному финансированию многострадальной отечественной культуры.

В работе съезда принимала участие заслуженный работник культуры России, председатель Северского отделения СТД, директор муниципального театра  для детей и юношества Александра ЮЖАКОВА. Мы попросили ее поделиться впечатлениями об этом театральном вече.

Когда Олег Басилашвили поднялся на трибуну с текстом Конституции и констатировал, что Основной закон в вопросе поддержки культуры нарушается, этому никто из присутствующих в зале особенно не удивился. Вместо  заложенных двух процентов в бюджете выделено на культуру лишь 0,2 процента. Но когда Олег Валерианович предложил подать иск в суд на правительство за нарушение конституционных норм, зал буквально взорвался.

Несмотря на столь резкое заявление, оно нашло поддержку всех участников съезда. Решение по этому вопросу было принято единогласно.

В России более шестисот театров, и сегодня многие из них влачат нищенское существование. А средств на их поддержку у Министерства культуры нет. В некоторых областных центрах местные власти находят какую-то возможность помочь театрам. А как быть тем, кто остался без средств к существованию?

Остается гадать, будет ли доведено до логического конца предложение судиться с властями, но в любом случае сам факт публичного выражения недоверия правительству за его на наплевательское отношение к культуре заслуживает внимания.

Но вернемся к съезду. Когда дошел черед до выборов руководящих органов, на пост председателя Союза оказалось неожиданно мною претендентов. Среди кандидатов назывались имена Натальи Гундаревой, Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Андрея Толубеева, Сергея Юрского и других известных театральных деятелей. После долгих дебатов и самоотводов в списке остались четверо: Георгий Тараторкин, Юрий Соломин, Александр Калягин и Маргарита Эскина. В итоге новым руководителем театрального объединения стал Александр Калягин.

Что вы можете сказать о новом председателе? Мне кажется, он менее политизирован, чем его предшественник.

Пожалуй, вы правы. Нам было трудно себе представить Калягина в качестве руководителя Союза, поскольку мы его не видели прежде ни на съездах, ни на пленумах. Он и сам признался, что он как бы человек со стороны. Но у него есть мысли, есть идеи, как поправить положе­ние в Союзе, как привлечь в него какие-то инвестиции.

Вообще Александр Александрович, на мой взгляд, более театральный человек, малозащищённый, надо сказать. Но в то же время у него немало друзей среди поклонников Мельпомены, среди бизнесменов, способных на меценатство. Хочется надеяться, что с их помощью ему действительно удастся хоть как-то помочь российским театрам в это трудное время.

А нужны ли. по-вашему, творческие союзы сегодня? Ведь не секрет, что тот же Союз писателей создавался в свое время Сталиным, чтобы удобнее было проводить идеологическую обработку разношерстной писательской братии.

В отличие от других союзов наш родился в иное время. Как Союз театральных деятелей он был официально провозглашен десять лет назад. Но, по сути, он унаследовал традиции Всероссийского театрального общества, имеющего долгую и славную историю.

Сейчас в связи с выходом нового закона СТД получил статус общественного объединения. У театрального Союза немало направлений деятельности: и международные связи, и творческие семинары, и благотворительность. Но денег на все, естественно, не хватает.

Тем не менее, без Союза сегодня, думаю, не обойтись. Театры наши живут очень трудно, особенно там, где администрация городов им не помогает. Некоторые театры за год не выпускают ни одного нового спектакля, в такой ситуации оказались наши коллеги в Удмуртии, Дагестане, Чите.

Но, наверное, не все зависит от бюджетных вливаний и благосклонности местных властей?

Конечно, многое зависит и от руководства самих театров, от настойчивости и умения их директоров и главных режиссеров найти общий язык с городскими властями. Северску повезло в этом плане. У нас, можно сказать, полное взаимопонимание с главой администрации Николаем Ивановичем Кузьменко, который всегда готов пойти навстречу нашим предложе­ниям. Скажем, вроде не было возможности открыть в городе новый шоу-театр, но мы его все же открыли, получив под него здание кинотеатра.

А возьмите Томск. Город с такими традици­ями, город культурный, театральный, студенческий, город ученых. И очень обидно, что самобытный театр «Скоморох», который сейчас находится у нас на гастролях, до сих пор не имеет здания. Уже в четвертый раз они приезжают к нам, и мы принимаем их, потому что прекрасно понимаем, как сложно артистам работать без стационара.

Надеюсь, что глава областной администрации Виктор Кресс, который обещал, что приложит все усилия и поможет переоборудовать здание кинотеатра имени Черных для «Скомороха», сдержит наконец свое слово.

Давно нужен Томску и Дом актера. Он мог бы стать не только хорошим подспорьем артистам, но и средоточием культурной жизни областного центра, так же, как, скажем, Дом актера в Москве. Разговор об этом идет давно. Еще три года назад руководство СТД обращалось к Крессу с просьбой помочь в открытии Дома актера в Томске. Но пока вопрос остается открытым.

Нашу беседу, Александра Дмитриевна, можно подытожить одним выводом: государство Российское в неоплатном долгу перед культурой. А долг, как известно, платежом красен. Может быть, иск актеров к правительству заставит, наконец, власти предержащие повернуться лицом к проблемам театра.

Червинский В.

//Томский вестник.- 1996.– 14 дек.– С. 3.

 

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A