Разговор по душам с «властелином города»

В центре внимания этого номера человек - явление высокодуховное, в основе духовности которого - доброта, которая соединяет, объединяет, вызывает позитивные чувства и дает положительный результат.

Номер открывается «Разговором по душам» с Николаем Ивановичем Кузьменко, человеком, 21 год бывшим «властелином города» и вновь избранным северчанами на этот ответственный пост. В одном из предвыборных интервью, касаясь будущего города, возможного его присоединения к областному центру, Николай Иванович употребил выражение «наш город особый» и сказал, что неверное решение о его судьбе «обидит северчан».

«Обидит» - слово не из лексикона администратора, политика. Оно несет оттенок сердечности, душевности. В этом ключе и прошла наша беседа, и первым в ней был вопрос:

- Северчанин... Кто он и каков по своей сути? Его обобщенный образ в Вашем понимании, как этот образ формировался?

- Очень хороший вопрос. Если вы обратили внимание на мою предвыборную агитацию, то в ней была употреблена такая фраза: «Северск - это образ жизни». Он формировался здесь, на этой территории, с учетом тех задач, что ставились государством перед теми людьми, что были направлены на эту территорию. Этот образ формировался с высоким чувством ответственности. Это люди очень высокой дисциплины, люди, для которых дело выше всего, при этом добрые и отзывчивые по натуре. Они очень требовательны к власти, нетерпимы к недостаткам. Гордятся своим городом, любят свой город. На этот образ работала и та система секретности, что существовала многие годы на этой территории. Поэтому народ не болтливый народ разумный. Что касается собственного достоинства, достоинства го­рода, то действия, направленные против этого, вызывают чувство обиды, даже протеста. Присоединение к Томску будет чисто по-человечески обидно всем тем северчанам, что создавали и комбинат, и город, и образ жизни.

- Одна из особенностей нашего «особого» города - он создан поколе­нием людей, чьей исконной «малой родиной» были разные места. Вы - с Украины, и Ваш характер и то, что называют менталитетом, формировались на украинской почве. Как это было?

 - Родился я в самом начале войны и в послевоенные годы был подрост­ком, поэтому на мою долю досталось немало горьких дней... Жили на ок­купированной территории, где было много разрушений, все это надо было восстанавливать. Поэтому родители меня воспитывали в сознании, что надо много работать, беречь то, что есть, надо думать о будущем. Достаточно строго воспитывали, особенно отец. Как принято на Украине, и папу, и маму называли только на «вы», как и всех, кто старше по возрасту. Недавно был у меня разговор с Петром Георгиевичем Пронягиным, и он спросил меня: ну когда ты будешь меня на «ты» называть? А у меня язык не поворачивается. Уважение к старшим - это у меня в крови...

- Чего не скажешь об отношении нынешней молодежи, малопочитающей старшее поколение. В чем причина?

 - В первую очередь виновата семья, в семье закладываются основы духовности и все остальное. И когда ребенок ходит в садик, все равно должно быть сильно влияние родителей, хотя и появляется влияние коллектива. Основы духовности закладываются именно в 3-5-7-летнем возрасте. Во многом виновато и общество - слишком много насаждается жестокости.

- Как Вы прокомментируете высказывания студентов ФТФ ТПУ об аварии на ЧАЭС в апреле 1986 года, их слова о том, что и у чернобыльской катастрофы были свои «плюсы» и «минусы», что ошибки неизбежны на пути к прогрессу...

 - Смотря с каких позиций. Минусы - погибло много людей, заражена территория, город брошен. А плюсы осознание, что нельзя доверять уп­равление людям, не умеющим этого делать. Да и с точки зрения повышения безопасности ядерной энергетики тоже свои плюсы: анализ причин аварии, технологий восстановления тоже позволяет сделать шаг вперед. Хоть и жестоко, но плюсы есть. Или возьмем последствия Великой Отечественной войны: 20 миллионов погибших, разрушены города - а посмотрите, как техника шагнула! И в политике, и в технологии, и в науке прогресс. У каж­дого события есть плюсы и минусы.

- Поговорим о плюсах Вашего 21-летнего пребывания у руля руко­водства городом. Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих писем высказался в таком духе, что самая большая человеческая мудрость сидеть в своей деревне и поливать свою капусту. Это не про Вас? Довольны ли Вы «урожаем»?

-  Северск, действительно, уже настолько мой огород, что уходить из него не хочется. При всех своих украинских корнях, как бы ни тянуло на родину, к нашему городу я просто прикипел. А если говорить про суммированный урожай, то пришел я в 1984 году в горисполком, когда в городе было 960 тыс. кв. м жилья. В этом году его 2 330 тыс. кв. м. Это ли не урожай? Второй город построен, даже больше! Построено четыре школы, пять детсадов, театр, лечебно-диагностический центр, создано 2280 рабочих мест, реанимирован Самусьский судостроительный завод... все и не перечислишь сразу.

- А вот один молодой человек из Северска, участник реалити-шоу «Большой брат», с грустью изрек на всю страну, что его город - это две улицы... скучно... хочу в Москву!

 - Я видел. Прежде всего, приятно, что наш Дима Донсков заметно выделялся среди других, все время что-то изобретал, интересно рассуждал. А что касается желания жить в Москве - его право. Но не совсем патриотично умалять достоинства города, в котором вырос. Лучше было бы внести свой вклад в его развитие, как это делает городское молодежное объ­единение, парламент, реализуя программу «Молодежь Северска». А то, что сходить у нас некуда - не совсем правда. Все есть, кроме разве что ночных клубов... Думаю, и они появятся, всему свое время.

- Не всех влекут ночные клубы. Есть молодежь, которая приобщается к духовному, посещая Воскресную школу при храме, возникшем в Северске во многом благодаря Вашему непосредственному участию. Но в городе есть последователи не только христианства. Ваше отношение к ним?

- Особенно хорошие отношения у меня с духовенством нашего при­хода, епархии, слава Богу, приходилось общаться и с Патриархом Всея Руси. Отношения добрые. Если помощь требуется, то помогаю. Что касается других религиозных направлений - я к ним терпимо отношусь. По переписи в городе 17-18 тысяч мусульман - они обращаются с просьбой разрешить построить мечеть. Да ради Бога! Терпимо отношусь и к представителям других конфессий. Если люди искренне верят - таких людей надо уважать.

- Николай Иванович, с учетом предстоящего срока Вашего руководства Северском получается 25 лет - четверть века... Нет ли у Вас ощущения того, что Вы - властелин города?

 - Я никогда этого не ощущал! Больше испытываю чувство ответс­твенности перед Северском и северчанами.

 

Кочеткова О., Парфенов С.

//Северский меридиан.-2005.- № 11.- С. 4-6.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A