Как вы яхту назовете…

Я коренной северчанин. Но если вспомнить, что раньше город Северск назывался Томск-7, то тогда - коренной томич. Коренной томич - семь, или седьмой коренной томич.

Обстоятельное знакомство с Томском большим состоялось только тогда, когда я поступил в институт. Я долго перебирал институты, но по большому счету выбор у меня был не так уж велик: либо уезжать из Томска, либо оставаться. Если уезжать, то надо было ехать поступать в театральный или кинематографический, но, видимо, тогда на это не хватило пороху. Еще была неуверенность со стороны родителей: «Не справишься, не сможешь». Теперь доказываю, что они ошибались: надо было не останавливать, а наоборот, что называется, дать благословение. Если оставаться в Томске, то мне было решительно все равно в каком институте учиться, но я добросовестно обошел вузы города: ТГУ, ТПУ, СГМУ, ТИСИ.

Томский инженерно-строительный тогда приглянулся мне больше, благодаря тем преподавателям, которые встречали, по тому, как они умело туда заманивали. Это сейчас надо платить, а тогда - заманивали! Одним из определяющих факторов было то, что в ТИСИ на хорошую ногу была поставлена художественная самодеятельность, имелся отличный студенческий клуб, существовал театр эстрадных миниатюр «Тонус». Вот так и поступил, так и знакомство с Томском началось с постоянных переездов на 40-м автобусе через весь город, почти всегда с грузом кондитерских изделий из Северска. Тогда самые вкусные торты были в Северске, а в Томске все ждали, когда мы их привезем.

Определяющим для меня было участие в художественной самодеятельности, тем не менее, если я за что-то брался (и сейчас берусь), мне хочется сделать это если не отлично, то, по крайней мере, с полной отдачей, чтобы перед людьми стыдно не было. Учился я почти без троек и диплом защитил на отлично, хотя в трудных условиях его готовил - опять же постоянные разъезды, фестивали, гастроли. Разгневанный завкафедрой как будто даже собирался отчислять, но дал шанс... Вроде бы «за двумя зайцами погонишься», но мне удалось. Зато после института понял, что надо все-таки определяться. В России же две беды - дороги и дураки. Я подумал, что не буду портить дороги, отвлекаясь на дураков, поэтому выбрал второе, как «главную свою дорогу»...

До эпохи КВН у меня уже был свой театр еще на первом курсе – «Колорит», театр эстрадных миниатюр. Затем - театр «Люкс», кажется, довольно известный. Потом я был художественным руководителем и создателем творческого объединения «Юморынок», который тоже хорошо знали в городе, - мы регулярно собирали полные залы, многие видели телевизионные версии. Состоял я и в оргкомитете незабвенной томской «Юморины». Дальше как-то само собой стали играть в КВН-Сибирь, а после этого... Просто пришла волна КВН. Снова появились игры, КВН вновь начал захватывать страну, как комсомол, вместо комсомола. Мы тоже создали свою команду, тем более что Томск как бы требовал...

Администрация, руководство Томска хотели видеть представителя города в высшей лиге, что на тот момент было фактически нереально. В итоге команду решили создать на основе опытных людей, которые прошли театры эстрадных миниатюр, ту же «Юморину», то есть с учетом тех творческих сил, которые были в Томске. И наверное, слабой стороной томских театров была тогда музыкальная часть, поэтому решили «подтянуть» ребят из Барнаула, для которых, впрочем, слово «Томск» - тоже не пустой звук. Речь тогда шла о создании для команды своего театра, и чуть ли не о перевозе барнаульцев, - те были готовы жить в Томске, работать для этого города.

А дальше - начали подбирать название. Ведь «как вы яхту назовете, так она и поплывет...» Бесчисленные варианты рассматривались и отвергались один за другим: от «Сибирских матерщинников» до «Медовых сосочков»; хотелось же, конечно, названием удивить. Но в первую очередь надо было оправдать свою внутреннюю сущность, что мы из себя представляем, да так, чтобы лаконично и в точку. В душе мы все-таки авантюристы, постоянно бросаемся в какие-то авантюристические импровизации; отсюда и стали искать... Кто-то, может быть, Петр Винс, или кто-то другой, предложил название «Дети лейтенанта Шмидта», которое всех захватило. Удивительно, но у многих сразу возникли одни и те же идеи относительно имиджа команды: как она будет выглядеть, ее стиль, амплуа.

Название очень точное, очень томское получилось. «Дети лейтенанта Шмидта» - хулиганский имидж авантюристов, людей, которым, как доказали дальнейшие игры, позволены шутки, из уст других команд звучавшие бы несколько двусмысленно. Скажем, - от «Одесских джентльменов», а в нашем хулиганском образе они смотрелись легко и где-то даже тонко. Например? Например: «Края у нас красивые! Середина - г...но!»

У нас команда кавээнщиков была сборной, но изначально и всегда мы представляли Томск. Мы. Барнаульцы. Основные авторы наши из Новосибирска: Дмитрий Зверьков, Иван Филиппов, Максим Туханин. Авторы, которые очень важны для команды, это часть команды, мы слились. Они понимали нас, мы их, и они до сих пор считают, что лучше нас, их шутки никто не может подать, хотя пишут теперь и для других команд, работают сценаристами телесериалов.

А томский юмор, в первую очередь, он, наверное, элегантный, что ли, открытый и неизменно тонкий. Кто-то считает, что именно у одесситов тонкий юмор - для них, для одесситов. А для Томска тонкий юмор то, что делали мы.

На сцене у нас всегда работало 8 человек - это было достоинством нашей команды. Все и пели, и танцевали, и выступали-работали. У нас никогда не было подпевки. За сценой с нами, конечно, были и авторы, и реквизито­ры... Причем команда фактически была еще и сама себе режиссер. Все ведь зависит не от количества, а от качества, от самой команды.

Мне, допустим, не нравится на данный момент, что КВНа стало слишком много. Уже стало две главных лиги: есть высшая лига, есть премьер-лига. Шутки друг другу перепродаются, воруются. Бесконечные повторы. В ход уже идут и глупость, и пошлость; найти изюминку очень трудно. А ведь всегда так, когда чего-то мало или в меру, - этого хочется... А когда много - ну надоедает. Сейчас «АМИК» и Александр Васильевич Масляков, и редакторы предпринимают попытки и действуют решительно, с тем чтобы ограничить эту перепродажу и воровство. Все команды регистрируются на сайте “АМИКа”, регистрируют свои выступления и идеи, чтобы закрепить их за собой, но между лигами это все равно происходит. Авторы работают, им хочется жить... Кто-то работает честно. Мы никогда ни у кого не воровали, работали сами; а если у кого-то где-то не хватает, то милости просим - поделимся (шутка!).

По гастролям кавээнщики начали ездить, я думаю, давно. Просто был момент, как и в самом КВН, небольшого провала, что ли. Гастролировали первые команды - это, наверное, еще НГУ, ДГУ, Одесса. Очень хорошо, профессионально гастролировали команды Дагестана и Запорожья. Остальные выезжали точечно: то там выступят, то тут. А следующая волна пошла с Харькова и с нас. Нас заметили и поняли, что эта команда не только может играть, но и ездить с профессиональными выступлениями. У нас был богатый концертный материал еще на начало выступлений в высшей лиге - три, если не четыре, программы, причем не только кавээнских, но и театральных. И концерты состояли из таких сборников. Если мы ехали с выступлением, то умышленно так составляли программу, чтобы люди узнавали нас не только как кавээнщиков, но видели бы, чем мы занимались раньше, что мы можем и что-то другое, а в перспективе в состоянии приехать со спектаклем. Что в результате и вышло. Мы подготовили почву и сегодня проехали со спектаклем «День хомячка» около сорока-пятидесяти городов.

С Томском я связываю и прошлое, и настоящее, и будущее. Для томичей уже прошел спектакль «Три пожара», а сейчас мы сделали презентацию фильма «День хомячка» по одноименному спектаклю. В нем задействованы три участника нашей команды: Петр Винс, Дмитрий Никулин и ваш покорный слуга. Всероссийская премьера фильма прошла в январе, но эксклюзивный показ, первая премьера состоялась именно в Томске. До этого телекомпанией «Югра» был снят телевизионный сериал «Писаки». Он прошел по Дарьял-ТВ, хотя планировался на РТР. Сейчас, благодаря СТС, сериал выкуплен и с первого января идет на Открытом телевидении. Надеюсь, это был неплохой новогодний подарок томичам от «Детей лейтенанта Шмидта». В планах снять еще один сериал, но уже именно в Томске.

Побывать хотелось бы везде, где еще не был. Любой новый город, где обычно оказываешься с концертом, начинается для меня со знакомства со зрителями. Очень часто мы приезжаем в города (очень многие города), где кроме зала и зрителей ничего не видим. Приезжаем, выступаем и уезжаем. Хочется иной раз вернуться туда, где уже побывал и увидеть не только зрительный зал, но наконец-то посмотреть сам город. В Петербурге (нам везет) бываем частенько и, как случается лишний день, тратим его на прогулки по городу. Но, чтобы Питер посмотреть, как следует, нужен не один день, а недели две как минимум. Страны? Побывать хотелось бы во всех. Мы были и в Чехии, и на Кипре, и в Америке. Вот в Канаде не были, а хотелось бы. В Австралии бы с большим удовольствием побывал. Новый континент, во-первых. Все другое: и люди, и флора, и фауна... Но главное - на кенгуру посмотреть хочу (шутка!). На самом деле - на собаку динго (вторая шутка!).

Зрители хороши все и всегда. Все тут зависит от нас самих: что мы делаем на сцене, как это делаем, профессионально ли работаем. Если все хорошо, тогда любой зритель становится нашим и смеется вместе с нами. Но если навскидку, мне очень нравится зритель... Я не буду говорить о Томске. Это естественно. Это понятно - родной зритель, в котором мы всегда уверены. Конечно, мне очень нравится атмосфера в Петербурге - интеллектуальный зритель, понимающий именно то, что ты хочешь до него донести и даже больше того. Так вот навскидку, из последних поездок - это, конечно, Новокузнецк. За минувший год мы побывали там четыре раза. Необыкновенно теплый прием, опять же понимание с полу-, с четверти намека, зал постоянно под завязку. Для такого зрителя хочется играть и играть, то есть отдать ему все, даже если ты уже без голоса и сил не осталось.

Больше всего я не люблю просыпаться рано утром. Я лучше поздно лягу и поздно встану, а еще лучше, рано утром лягу и поздно встану. Так мне работается лучше. Не люблю подолгу ходить в магазинах. На рынке я начинаю потеть и нервничать. Лучше придти, увидеть и что понравилось сразу купить. Или отправить жену. Еще не люблю кататься на коньках. Как ногу сломал, так и не люблю. Дело было в городе Зеленогорске, только надел коньки, а я вовсе не профессиональный фигурист, тут набросились поклонники, одновременно стали брать автографы, фотографировать и еще попытались меня прокатить. Я успел проехать метров десять, не больше. Как раз оказался свободный день перед выступлением, пошли развеяться. Развеялся, дальше выступали без меня, но команда у нас профессиональная, все взаимозаменяемы.

       Последний спектакль, «День хомячка», причем в Новокузнецке, мы играли без Дмитрия Никулина и Петра Винса. И буквально за два дня или за день перепоменяли все роли полностью. Я играл вместо Дмитрия Никулина, Дмитрий Бакин вместо меня, Вячеслав Гуливицкий вместо Дмитрия Бакина, Максим Аксенов вместо Петра Винса. За день все это переучили, перепоставили. Просто живем уже этими персонажами, поэтому получилось даже где-то веселее и смешней, потому что все играли новые для себя образы и нашли для них новые краски. Эти находки будем использовать и дальше.

Кого из известных людей современности могу представить в роли мэра Томска? У нас есть свой мэр с интересным именем и отчеством - Александр Сергеевич, который меня полностью устраивает. Мы встречались, разговаривали - приятно с ним пообщаться. Тем более что он даже помогал нам в показе спектакля «День хомячка», где играл роль. Выходил два раза, причем играл мэра города. В зале это произвело фурор. Мэр на ходу придумал шутку, которую мы оставили в дальнейшем... Ну а в роли мэра, даже не знаю, с одной стороны, нужен творческий человек, с другой - он должен держать в ежовых рукавицах... Шварценеггер, допустим. Правда его к нам никто не допустит.

Мне иногда жалко Томск, даже не Томск, а томичей, которые действительно талантливы, но им приходится уезжать из города. В ту же Москву, например. А многие на самом деле и могли бы, и хотели бы сделать что-то именно для Томска. Такое ощущение, что до определенного момента людей поддерживают, а потом - раз, и бросают. С другой стороны, может это и правильно, нужно дальше самостоятельно расти, работать. Александр Поздеев, саксофонист, - простой пример. Уехал в Москву. «Дети лейтенанта Шмидта», пожалуйста. Если бы нам дали театр, как обещали, то мы бы переехали, сделали бы театр «Детей лейтенанта Шмидта», готовили новую команду, воспитывали молодежь и ставили спектакли именно здесь. Может быть, уезжая в Москву, делали там программы, но база была бы здесь. Мне кажется, это был бы популярный театр, в который ходили бы люди.

Мы проехали много городов. Москва, конечно, город особый, одно слово столица. Это «рабочий» город, туда за тем и приезжают - работать, вкалывать! Там очень мало на самом деле настоящих, коренных москвичей. Все те, кто там действительно работают, приехали из других городов. Провинциалы, в общем. А настоящая провинция - города вокруг Москвы. Стоит по ним проехать и сразу отчетливо понимаешь, где на самом деле провинция. В сравнении с ними наши сибирские города - развитые, серьезные. И Новосибирск, и Томск, и Красноярск. Их нельзя, по-моему, называть провинцией, если употреблять это слово не только в строго географическом смысле.

Тройка наиболее выдающихся томичей - людей, без которых для меня не было бы Томска? Сложный вопрос. Наверное, нужно назвать Романа Виндермана, который был главным режиссером «Скомороха»... Ну, без того же Е.К. Лигачева. Что ни говори, но это была определенная эпоха. Пусть сейчас на его место пришел другой. Поколение меняется, и нужен был новый молодой лидер из другого времени. Но я считаю, что Егор Кузьмич - человек, который действительно олицетворял Томск, где-то с положительной, где-то с отрицательной стороны... А третий? Третий, конечно, будет!

Любимые места в городе там, где находятся еще сохранившиеся уголки старого Томска. Воскресенская церковь, Соляная площадь, мостовая на горе наверное, самые любимые. Для меня они выглядят знаково томскими; именно с подобными памятными местами ассоциируется город. Естественно, университеты. Там, где стык всех университетов, - вот он, мой студенческий город.

Но мне бы очень хотелось, чтобы Томск был известен не только своими вузами, футбольной командой и кавээнщиками, но и как город театральный. К этому стоит только приложить руку. Вот недавно слушал какую-то программу. Там спрашивают: «Откуда вы знаете о городе Томске?» На первом месте как раз студенческий город, научный потенциал, затем «Дети лейтенанта Шмидта», потом футбольный клуб «Томь». А вот вышел бы ФК «Томь» в высшую лигу? Все это, выходит, визитная карточка города. После наших успехов по центральному телевидению в прогнозе погоды появился город Томск. По крайней мере, раньше на это не обращали внимания, а теперь стали.

Театр - уже работа, а увлечения мои довольно просты. Я футбольный болельщик, можно даже считать, с кое-каким стажем. Не отрываюсь от футбольных трансляций, если у меня в руках газета - это наверняка «Спорт- экспресс». Естественно, болею я за ФК «Томь», а еще за московское «Динамо». Есть еще одно такое мелкое хобби, но мне нравится, - собираю различные небольшие уродливые игрушки. Привожу их отовсюду. Они не должны что-то особенное обозначать, но обязаны очень смешно выглядеть. Пусть будут глиняные, железные, всякие. Я даже своему ребенку их не даю. Собираю также всяческие головные уборы: шляпы, кепки, береты...

Еще следует сказать о наших поклонниках. Есть такие, которые ездят с нами на выезды, пользуясь спортивной терминологией. У нас и за границей есть очень преданные болельщики. В Израиле, например. Они приезжали к нам, чуть ли не к единственной команде, когда мы играли Суперкубок в Сочи. Мы приехали, победили. Часто приезжают на игры, даже на спектакли. Они постоянно поддерживают нас в Интернете, дают о нас информацию, переписываются. Вот уже два года, как мы не играем в высшей лиге, но они постоянно следят за нашим творчеством, интересуются, что мы сделали нового. Конечно, многих я знаю лично.

Выходки-эксцессы? Бывало, конечно, разное. Только связано это не с теми настоящими поклонниками-болельщиками, о которых я говорил выше. Как и везде, за команды КВН болеют очень разные люди. Например, к Дмитрию Бакину, не буду говорить в каком городе, подходит как-то человек и говорит: «Слушай, я бы, наверное, тебя убил, но ты очень нравишься моей жене, так что собирайся, поехали к нам в гости». Такие случаи бывают постоянно. Все почему-то думают, что мы обязаны с ними куда-то ехать, причем эти «собирайтесь» часто звучат в приказном тоне. А иногда зрители очень веселят. Выступали как-то в Белоруссии, в Минске. Шел концерт, мы с Вячеславом Гуливицким на сцене. Вдруг, прямо посреди номера, выходит на сцену женщина с цветами. Подарила, а потом: «А можно я стихотворение прочту?». Вроде бы и нарушила нам номер, а с другой стороны, весело, импровизация пошла - выкрутились, отшутились. В Улан-Удэ выступали, когда у нас было по два, а то и по три концерта в день. Аншлаг - не пройти. В перерыве кто- то из нас зашел в туалет, а туалет там на втором этаже. Вдруг видит, в форточку просовывается такая бурятская голова, как в анекдоте: «Ты что здесь делаешь?» Единственное, что он нашелся ответить: «Окна мою». Мы посмотрели, а там где-то еще сорок человек тряпки подают внизу. И весь этот «верблюд» собирается пролезть через крохотное форточное ушко!

Пропадали у нас, конечно, и рубашки, и кепки, те самые, полосатые, что особенно обидно. Потому что для нас это не просто рубашки и кепки, которые можно поменять, - они фактически со времени создания команды и как бы наша частичка. На сувениры, наверное, взяли, но от этого не легче.

К сожалению, в последнее время мало успеваю читать. Любимые авторы меняются, как и любимые шутки. Когда-то в детстве я зачитывался Вальтером Скоттом, сейчас читаю Горького. Сейчас мне интересно его читать. Безусловно, можно несколько раз перечитывать Ильфа и Петрова. Это наши...

У меня много учителей и от каждого я беру понемногу. Каждый отрезок моей жизни имеет своего учителя. Сейчас, когда мы ставили спектакль, Наталья Григорьевна Корлякова, режиссер Северского театра, очень многое мне дала именно как актеру, как, возможно будущему режиссеру. Касаясь КВН, там тоже есть люди, которые учили, как жить в КВН, и среди них много представителей старых команд. Понятно, в школе. Но, наверное, самый главный мой учитель - отец, который всю жизнь меня старается учить. Даже когда не надо, он все равно тихонечко учит... В первую очередь, он учит меня оставаться человеком.

Ошибки, конечно, бывали и малые, и большие. Может быть, участие в КВН - это как раз самая большая моя ошибка. Есть такое расхожее мнение: если ты пошел в КВН, начал в него играть, особенно в высшей лиге, за тобой закрепляется ярлык. Ты хочешь идти дальше, скажем, работать в театре, в кино, а над тобой это висит. И относятся к тебе сначала как к кавээнщику, а потом - все остальное. Приходится как-то пробиваться, доказывать, чего ты стоишь. Но это упорно довлеет и над тобой, и над теми людьми, которые думают принять тебя на работу. Приходится ломать сложившийся стереотип, самому разрушать столь тщательно созданный имидж. В клубе ведь не будешь выступать до пятидесяти лет. А может быть, наоборот, все к лучшему. И выступления в КВН дают ту популярность, которая поможет попасть опять же в кино и театр, как-то реализовать себя. Изменятся времена, и все еще заговорят: «Вот они! Вот они самородки и таланты! Они здесь, в КВНе все были, под рукой; а мы все из театральных институтов в сериалы актеров набирали...»

Однако, вот что интересно: я знаю, что почти половина всех передач на телевидении пишется именно авторами кавээновскими. Ток-шоу и многое другое. Сидят они, эти «серые кардиналы», и строчат. Бывшие кавээнщики. Впрочем, они, как и разведчики, бывшими не бывают.

В принципе, я посадил дерево, построил дом. Конечно, все это можно было бы улучшить; но дерево, правда, хорошее - кедр. Я его сам посадил, когда был маленьким. Дом надо обустраивать. Сын есть. Сына надо вырастить.

 

Малыгин Г.

// Между прошлым и будущим. От первого лица: [Книга

                                                                         монологов]. – Томск, 2004. – С. 155-161. – 400-летию      

                                                                         Томска посвящается.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A