Примадонна в интерьере театра
Завтра, в День театра, в музыкальном театре Северска состоится бенефис заслуженной артистки России Людмилы Травкиной, посвященный первой (пока еще не круглой) юбилейной дате ее сценического творчества.
Людмила Травкина не только одна из самых ярких звезд на северской сцене, но и, бесспорно, заметное явление в искусстве российского музыкального театра - так считают известные режиссеры, которым довелось с ней работать. Вот что сказал нам по телефону московский режиссер Григорий Спектор: "Я знаю ее очень давно, еще до северского театра музкомедии. Я видел ее на сцене в Омске, и она сразу же обратила на себя внимание своей исключительной индивидуальностью, хотя и была еще очень неопытная. С тех пор в течение большого периода времени я с ней периодически встречался, т.е. мог наблюдать ее талант в развитии... и ее творческий рост все время бросался в глаза. И при этом она не теряла своей внутренней чистоты и нравственности. Среди многих ролей, над которыми мы вместе с ней работали, по-моему, одно из самых больших ее достижений - это спектакль "Дон-Жуан в Севилье", где она создала удивительно яркий образ главной героини. Она изумительно изящна, прекрасно поет. Любой образ у нее не напялен, как костюм, на себя, а делается изнутри, создается из ее душевных качеств. В общем, я от души поздравляю Людмилу Травкину с ее большим юбилеем..."
Нынешний художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Ермошкин встретился с Людмилой, когда в ее репертуаре уже были и Виолетта, и Баттерфляй, и опыт сольных выступлений с Томским симфоническим оркестром. И вот его необыкновенное признание:
- Травкина - это тот случай, когда говорят: золото не спрячешь. Это божественная искра... Я преклоняюсь перед ее голосом, я вишу реакцию публики, музыкантов нашего и Томского симфонического оркестра. Что можно сказать о красоте, о прекрасном, о бесконечно прекрасном?
О Людмиле Травкиной говорят, что поет она сердцем, потому так пленителен, так чарующ ее голос. В нем и страсть, и неизбывная печаль, и страдание, и чарующая нежность. Словом, все то, что помогает "держать" зрителя, заставляет его искренне сочувствовать и сопереживать. И даже ее искушенные в театральном деле коллеги, оказываясь на ее спектаклях, становятся обыкновенными зрителями. Может быть, одной из самых искренних и ревностных поклонниц талантливой актрисы уже давно стала директор Театра для детей и юношества, сама уже заслуженный работник культуры России Александра Дмитриевна Южакова. Людмила Травкина покоряет ее не только как талантливая актриса, но и как женщина, одного с другими женщинами рода-племени.
- Актриса, она ведь должна встать, должна быть легкой, порхающей, улыбающейся. Как удается Людмиле, выходя на сцену, забывать все трудности, сложности, семейные и бытовые, которые сегодня преследуют каждую женщину? А какой у нее голос! Как она играет в «Королеве чардаша»! Этот спектакль я могу смотреть бесконечно и всегда плачу на этом спектакле. Хотя, казалось бы, что здесь такого? Она меня заражает, и мне кажется, что я сама живу в этой атмосфере. И еще мой взгляд, очень классная ее работа - это «Дон-Жуан в Севилье». Я от всей души желаю успеха, творческой удач.
С Людмилой Травкиной мы встречались в перерыве между напряженными репетициями "Баядеры", премьера которой состоялась недавно, накануне Дня театра. И вот наша короткая беседа:
- Людмила Федоровна, вы согласны, что как бы мы ни менялись на протяжении жизни, стержнем натуры остается то, что было заложено в детстве. Давайте повспоминаем ваше детство...
- Я родилась в Омской области, в маленьком поселке, в поселке ссыльных людей. Я с детства видела ту обстановку, ту культуру, которую эти люди принесли. Это были прибалты, немцы, выходцы с Украины. Я общалась с этими людьми, росла вместе с ними, слушала сказки тех людей, которые раньше жили где-то далеко от нашей Сибири. Я не знаю, плохо это или хорошо, но впечатления детства всегда - самые яркие. И до сих пор мой самый большой друг - это моя Нина Андреевна, преподаватель немецкого языка. Она стала путеводной звездой в моей жизни, потому что она сажала меня рядышком и включала классическую музыку. Она ленинградка, блокадница, человек огромной культуры, огромной человеческой доброты... Если бы не она, я не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь, потому что направление в искусство, направление в классику дала мне она, Нина Андреевна.
- И вот уже первая большая дата: 25 лет вы на сцене. Сыграно много спектаклей, много ролей, вы - заслуженная артистка России, но - завтра новый день, сцена и, возможно, премьера?
- И уже задолго до нее я настроена только на одно: работа и еще раз работа. И уже никакой быт, ничто меня не касается. И мои домашние это знают, все обязанности, все заботы берут на себя. А я вся - в работе, вся - в творчестве. Мой муж и мои дети абсолютно во всем мне помогают, и в этом смысле я - счастливая женщина. Дай бог каждому иметь такой тыл, какой есть у меня.
- Многие хорошие актеры, вы знаете, уехали из нашего театра только потому, что их угнетала некоторая его изолированность от внешнего мира. Они считали, наверное, что здесь не так уж много перспектив для удачной артистической карьеры. Скажите, а у вас не было желания оставить этот театр?
- Когда я приехала и увидела проволоку из гостиничного номера, я сказала: все, я отсюда уеду. Но вот уже 20 лет я в этом городе, это мой родной город, это мой родной театр... Я пыталась уехать, были приглашения, уезжала на прослушивание, но... когда я выхожу на сцену, я забываю обо всем.
- Театральный мир не только неповторимый, но еще и очень сложный.
- Слишком сложный.
- Чем же тогда он вас привлекает, и что вы в нем не приемлете?
- За кулисами могут быть самые различные распри, но если на сцене есть единение, забываешь обо всем, что за пределами театра. А если это творческое единение передается зрителю, то это и ест: актерское счастье.
- Иногда утверждают, что истинный талант пробьется, несмотря ни на что. Вы согласны с этим?
- Истинный талант, как бриллиантик, все равно засверкает. Несмотря ни на что.
- В последнее время вы довольно часто выступаете с Томским симфоническим оркестром, ансамблем народных инструментов «Сюрприз»…
- С оркестром «ТГУ-62»...
- Насколько это для вас важно в творческом плане?
- Это проверка моих сил. Я никогда раньше не думала, что у меня тот голос, который необходим именно для симфонического оркестра. Но меня приглашают, и мне это очень приятно. И это для меня очень важно и почетно.
- Ваш бенефис называется "Дарите женщинам цветы". Вряд ли ошибусь, если скажу, что "цветы" - это самые любимые ваши мелодии?
- Да, это будут мои любимые мелодии. Сначала мне хотелось сделать полностью новую программу, но нельзя было делать ее безразмерной. И все же там будет и опера, и эстрада, танцы и оперетта. Мне хочется сделать праздник не только для себя, но и для всех актеров. И они делают все, чтобы бенефис состоялся - огромное им спасибо, особенно тем: с кем я проработала здесь всю свою жизнь: Василию Ткаленко, Коле Капусткину, Борису Киселеву, Толе Левшуну, Светлане Скоровой, у которой я училась все время моей работы в театре. И еще нашему концертмейстеру Ксюшеньке Антоновой, бывшему балетмейстеру Юрию Валерьевичу Давиденко – как мне легко работать с этим человеком! В День театра на бенефисе мы будем все вместе.
Карасева Л.
//Новое время. - 1998. - 26 марта. - С. 5.