Людмила Травкина: Северск стал мне родным

 

На этой неделе наша примадонна отметила свой юбилей

Досье «Диалога»: Людмила Травкина родом из Омской области. Выпускница Омского театрального училища. Пять лет проработала в Омском музыкальном театре. С 1977 года солистка Северского музыкального театра. В 1991-м удостоена почетного звания заслуженной артистки России. Дважды становилась лауреатом томской театральной премии "Маска" за роли в "Травиате" (1997 г.) и "Баядере" (1998 г.). Дважды выступала на сцене Колонного зала Дома союзов в Москве. В 2000-м признана актрисой года в конкурсе "Человек года". Член жюри Всероссийского конкурса "Романсиада-2001". Дочь Вера учится в юридическом техникуме. Сын Антон заканчивает в этом году факультет прикладной математики и кибернетики госуниверситета. Муж Юрий Плешков - директор Природного парка.

 

У артистов есть примета: дождь на открытие сезона - к удаче. И, если перед гастролями идет дождь, значит, гастроли пройдут успешно. Нынешний сентябрь весь буквально пропитан дождями. Не обошли стороной тучи Северск и в тот день, когда проходило первое после отпуска организационное собрание труппы. Накрапывал дождичек. Стало быть, по мнению примадонны музыкального театра, все будет хорошо. И гастроли в Сургуте, которые начинаются послезавтра. И очередной театральный сезон, который откроется 2 ноября именно бенефисом Людмилы Травкиной. Примечательное совпадение: у ведущей актрисы театра, отдавшей северской сцене больше четверти века, и у самого театра в наступающем сезоне - юбилеи. Театру стукнет 45. А актрисе...

- Несколько лет назад я всем говорила: "Мне 35, и ни днем больше", - с улыбкой замечает Людмила Федоровна. - А сегодня не скрываю свой возраст. Мне несколько раз предлагали сделать пластическую операцию - отказалась. Зачем? Я и без "подтяжек" чувствую себя молодой. Да, мне пятьдесят. Тридцать из них я на сцене.

В этом признании скрыто маленькое женское кокетство. После него должен следовать комплимент. Потому что даже завистник и недоброжелатель ни за что не даст Людмиле Федоровне ее года.

- Разве актрису, которая привыкла играть роли молодых героинь, причем главных героинь, не страшит перспектива характерных, возрастных ролей?

- А я их уже играю. И играю с удовольствием. Например, бабушку Ануш в "Проделках Ханумы", а в "Графине Марице" - саму графиню.

Кстати, "Марицу" и "Хануму" наш театр везет на гастроли в Сургут. Травкина уже предвкушает встречу с давними и верными поклонниками в этом городе.

- Когда я после спектакля или концерта возвращаюсь в гостиничный номер, на подушке лежит записка: "Теплый ужин - под подушкой". И действительно, нахожу завернутые в салфеточку кастрюльки и баночки с разными вкусностями.

Чтобы закончить портрет актрисы вне сцены (шла бы речь о мужчине, можно было бы сказать "без галстука"), к грибам и пирогам следует добавить огород, где Людмила Федоровна выращивает мыслимые и немыслимые овощи-фрукты. "Немыслимые" - это сливы. "Неужели урожай собираете? - изумляюсь я. - Вы, наверное, какое-нибудь волшебное слово знаете". - "Просто душу надо вкладывать. Я с каждой веточкой разговариваю, с каждым цветочком. Надо с любовью подходить ко всем и ко всему".

Любовь. Ключевое слово к творчеству, да и к судьбе Людмилы Травкиной. Кто не знает, что движущей силой любой оперетты является именно она и ее интриги. За эту любовь-морковь и обожают зрители этот жанр, который современные театральные критики окрестили "нафталиновым".

- А я обожаю оперетту. И, если публика приходит на спектакли, до отказа заполняет залы, значит, ей нужен этот "нафталин".

За тридцатилетнюю творческую биографию Травкина сыграла более 90 ролей. Прошла путь от хористки до примадонны. Пела и оперные партия в "Травиате", "Евгении Онегине". Да если бы не Травкина, то, возможно, и спектаклей этих бы не случилось. В некоторые оперетты "входила" дважды, всякий раз в другом образе. Сначала Стасси в "Сильве", потом Сильва в "Королеве Чардаша". В "Марице" в 1976-м была Лизой, а в 2002-м - уже сама графиня Марица. В "Летучей мыши" она была и Аделью, и Розалиндой, в "Мистере Иксе" - Мабелью и Теодорой, в "Баядере" - Мариэттой и Одеттой.

Ставить знак равенства между актрисой и ее героинями, конечно, нельзя. Однако сценическая и человеческая биография примадонны Северского музыкального театра порой до боли напоминает неко­торые жизненные коллизии опереточных персонажей. Как и героиня "Баядеры", юная Людмила Травкина вышла на профессиональную сцену благодаря случаю. Заболела актриса. И представьте себе, в тот вечер давали именно "Баядеру". Через некоторое время ситуация повторилась. Спектакль "Верка и алые паруса" должно было снимать телевидение. А утром актрису, которая играла Ольгу, увезли по "скорой".

- Режиссер в панике. И тут он замечает меня, студен­тку Омского театрального училища. Я пряталась за кулисами. Пряталась, так как стеснялась, что режиссер (он же мой преподаватель) узнает, что я полы мою в театре. "Ты роль знаешь?" - с надеждой в голосе спросил он. Как не знать! Стоя за кулисами, я выучила все партии наизусть. "Быстро переодеть ее! - командует режиссер костюмерам. - И на сцену. Репетировать. Вечером работаешь в спектакле". Последнее замечание относилось ко мне.

Шел 1974 год. За роль Ольги в том самом спектакле Людмила Травкина получила свою первую профессиональ­ную награду - диплом второй степени молодежного театрального фестиваля. Это и другие "опереточные" совпадения исполь­зовала Инара Гулиева, заслуженная артистка России из Московского театра оперетты, когда ставила спектакль "Примадонна" специально на Травкину. И все же, все же... Героини классических венских оперетт, и далее советс­ких, не испытали то, что довелось пережить Людмиле Федоровне.

- Не могу сказать, что у меня не было детства. Но с 14 лет я пошла работать, чтобы помочь маме. А в 17 вообще ушла в люди, из моего родного поселка уехала б Омск. Артисткой мечтала стать с детства, но благословила меня на актерскую стезю моя учительница немецкого Нина Андреевна Акимова. Она и любовь к музыке привила. Я к ней приходила домой, она брала меня под белы рученьки и усаживала слушать классическую музыку.

В Омское музыкальное училище им. Шебалина Травкина пришла, когда там вовсю шли приемные экзамены. Попала сразу на второй тур. К счастью, ее допустили к экзаменам. Прослушали и приняли. Но общежития не дали.

Пришлось искать квартиру и зарабатывать на жизнь. Учась в училище, Людмила по­ступила на завод рабочей, в вечернюю и ночную смены работала.

Поэтому никаких танцев-шманцев, посиделок. Днем - учеба, вечером - работа. Постоянное переутомление быстро дало о себе знать. Нервный срыв и угроза потерять голос. Лечиться пошла в... церковь.

- Пела в хоре. Для меня это была не только копеечка, но и уроки сольфеджио. Там же в церковном хоре я научилась читать ноты с листа. Однако кому-то это не по­нравилось. Меня вызвали на педсовет и прорабатывали. Но вот что удивительно, после этого педсовета все преподаватели ко мне стали откоситься еще лучше.

Пять лет проработала Травкина в Омском музыкальном театре. В Томск, вернее, в Северск ее привез режиссер заслуженный деятель искусств Георгий Геловани в конце 70-х. Буквально похитил с гастролей, которые проходили в Волгограде.

- Когда я впервые увидела колючую проволоку, заявила, что завтра же отсюда уеду. Но жизнь закрутила, и я осталась. И Северск стал мне родным. Здесь у меня родились дети. Здесь мне дали звание. Здесь живут мои самые преданные поклонники.

Впрочем, поклонники живут не только в Северске. Есть такие отчаянно влюбленные, что специально получили пропуск в закрытый город, чтобы приходить на каждый спектакль, где она играет. И, конечно, на каждую премьеру. К огорчению актрисы, в минувшем сезоне премьер было всего две, где она была занята, - "Пенелопа" и "Графиня Марица". Однако сказать, что талант Людмилы Федоровны простаивает, нельзя. Северскую солистку как любимицу публики нарасхват зовут для участия в концертах на томских площадках. И она вновь и вновь спешит на встречи со своими преданными поклонниками.

Ртищева Т.

//Диалог.- 2002.- 13 сент.- С. 15.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A