Как жители волости пережили две революции и гражданскую войну

2017 год - год столетия февральской и октябрьской революций в России. О том, что тогда происходило в Петрограде, можно узнать из многочисленных публикаций, а вот как восприняли преобразования в Сибири, известно не так много.

На выставке «1917 год.. От межпартийной борьбы до человеческих судеб», которая открылась в музее г. Северска, помимо прочего, представлены и копии документов, которые хранятся в Государственном архиве Томской области и Центре документации новейшей истории Томской области. Они относятся к периоду революции, гражданской войны и восстановительного периода вплоть до зо-х годов прошлого века.

Кстати, исследования по этой теме вошли в издание нашего городского музея «История Северска: очерки» (2009 г.). Автором раздела, посвященного северской земле с 1917 года по 1941 год, является доктор исторических наук, профессор НИ ТГУ Василий Павлович Зиновьев. Речь в документах и исторических очерках идет о населении деревень Петропавловской волости Томского уезда - Белобородово, Иглаково, Чернильщиково, Орловка, Семиозерки, Виленка, Самусь.

Представляем вашему вниманию некоторые из этих очерков.

Ни восторгов, ни сожалений, ни облегчения

События революции 1917 г., гражданской войны, восстановительного периода почти не затронули уклада жизни Петропавловской волости: бои прогремели по железной дороге, а партизанское движение рядом с городом было невозможно ни при белых, ни при красных. Но это не означает, что война совсем обошла стороной волость, поскольку крестьян мобилизовывали и в Белую, и в Красную армии. В 1924 г. в Красной армии служили 17 человек из Белобородова, 3 - из Чернильщикова, 4 - из Виленки, по 1 - йз Кижирова и Иглакова, 5 - из Песочной. Несколько крестьян служили в Белой армии и милиции.

После февральской революции формы организации сельского управления остались старыми по решению Томского губернского комитета общественного порядка и безопасности. Это вызвало недовольство крестьян. В ноябре 1917 года они проголосовали на выборах в Учредительное собрание за эсеров, а в декабре без сожаления встретили весть о падении буржуазных демократических органов власти в Томске. В 1918 г. крестьяне уже поддерживали большевиков и подняли красные флаги.

Большевики не успели проявить себя по отношению к крестьянству, так как в мае 1918 г. бежали из Томска на пароходах от наступавших белочехов и белогвардейцев. Ни Временное сибирское правительство, ни А. В. Колчак не принесли томским крестьянам исполнения каких-то надежд. Шла война, и власть должна была, чтобы уцелеть, проводить мобилизации и реквизиции, бороться с самогоноварением и наводить элементарный порядок. Бегство белых и возвращение Советской власти не вызвало у крестьян ни восторгов, ни сожалений, не принесло это и облегчения.

Белые бежали. Выяснилось, что в Петропавловской волости один человек был расстрелян, пострадали 47 хозяйств на 934,5 тыс. рублей, в том числе была реквизирована 31 лошадь. Больше других сел пострадали Иглаково и Песочное, в основном вследствие реквизиций фуража, хлеба и лошадей.

Красные защитники также потребовали от деревни работы, подсчитали число лошадей, саней и телег по дворам и наложили на пригородные села непосильную подворную повинность. В Белобородове и Иглакове разместился на постой гаубичный артдивизион 30-й стрелковой дивизии, и все население было мобилизовано для его обслуживания. Кроме этого, требовались 200 подвод для перевозки зерна из Сенной Курьи в Томск, 200 подвод - для перевозки дров в госпитали, 300 подвод - для перевозки продовольствия, 55 - для очистки судов от льда в затонах и т. д., в то время как во всей волости насчитывалось только 1733 рабочих лошади, ослабевшие от бескормицы и уставшие от постоянной работы.

По деревням ездили уполномоченные с мандатами, по которым за неисполнение приказов новых властей можно было арестовать любого человека.

Фронт быстро сдвинулся на восток, и притомские деревни получили передышку: 13 февраля Петропавловская волость была освобождена от подворной повинности на 4 недели. Но весной крестьян вновь мобилизовали для работ в затонах, на городских предприятиях и учреждениях.

Крестьян не узнать

Первоначально отношение крестьян к Красной армии было хорошим, и в волости удалось собрать пожертвования для красноармейцев - табак, мыло, мороженое молоко, сливки, нитки, иголки, 366 рублей денег. Но позднее армия перешла к прямым реквизициям, в том числе одежды, под угрозой суда. Волость передала в конце 1920 г. 60 комплектов теплой одежды уездному военкому.

После такого грабежа власть уже не могла рассчитывать на добрые чувства. Еще в апреле 1920 г. инструктор информационного отдела уездного ревкома И. Г. Мальков сообщал: «Близлежащие от города села настроены контрреволюционно, чем дальше, тем крестьяне доступнее и доверчивее. Я не узнаю крестьян, которых знал до 1914 г. Теперь это испорченный и раз­вращенный спекуляцией обыватель. Крестьяне в большинстве настроены недоброжелательно к Советской власти: если они уверяют, что сочувствуют, это неискренне, может быть, из боязни. Пользуются разными вздорными слухами, верят им. Дело не обходится без черной провокации деревенских кулаков, беженцев, которых немало в Томском уезде, местных попов, бе­жавших и скрывающихся белогвардейцев, изобретаются всевозможные нелепейшие сказки с целью подорвать доверие к Советской власти».

Агитация антисоветскими элементами, разумеется, велась. Так, в Белобородове 11 июля 1920 г. были арестованы члены офицерской организации А. Ф. Кузьминых («Корнета Караваева»). Из 68 арестованных членов этой группы в уезде 39 были расстреляны. По Томскому уезду ходили слухи, что Троцкий бежал в Палестину, что японцы заняли Сибирь до Байкала, что красноармейцы разбегаются, что Сибирь скоро возьмут американцы, что коммунистов скоро не будет. Но не «шептуны» были основной причиной недовольства, а политика самой пролетарской власти. Продотряды, выгребающие все съедобное для людей и лошадей, уполномоченные разных ведомств, потрясающие мандатами, милиция, сующая под нос наганы, обрушились прежде всего на пригородные села.

Конференция беспартийных крестьян Петропавловской волости 18 октября 1920 г. ограничилась декларацией о поддержке советской власти и выразила протест против «непосильных разверсток с применением самого грубого обращения». Крестьяне не поддержали резолюции, предложенной инструктором из Томска: о том, что Советская власть - власть рабочих и кре­стьян, и что необходима борьба с кулачеством.

Между молотом и наковальней

Местная власть - председатели сельских и волостных управ (ревкомов, исполкомов Советов) - оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, они обязаны были исполнять волю советских властей, а, с другой стороны, должны были отстаивать интересы крестьян. Это им угрожали наганами, судами и арестами, приговаривали к принудительным работам, в них стреляли из обрезов односельчане, это у них рушилось хозяйство, пока они занимались общественными делами.

Белобородовским предсельсоветов досталось от властей больше, чем другим. Осенью 1920 г. был приговорен к принудительным работам Василий Емелин, в апреле 1921 г. - сменивший его Ефим Титов, в июле 1922 г. - сле­дующий председатель Василий Сергеев. Новый председатель Иван Голубев в 1923 г. был также обвинен в саботаже заготовок. Постоянно арестовывались и иглаковские председатели.

В январе 1921 г. совещание председателей и секретарей сельисполкомов Петропавловской волости отметило, что невозможно выполнить еженедельные разверстки на мясо, масло, яйца, молоко, овощи, картофель, сено, солому, кожу, шерсть, семена; просило сократить разверстку на картофель как на единственное средство пропитания населения.

Лишенцы

В течение 20-х гг. шла упорная борьба пролетарской власти и крестьян за сельсоветы. Не случайно первой формой политических репрессий на селе стало лишение избирательных прав, а кампания по сплошной коллективизации стала возможной только после раскола единого крестьянского фронта и установления коммунистического контроля над сельсоветами.

Судя по документам, выборы в сельские советы в первой половине 20-х гг. можно считать достаточно свободными и демократическими. Кандидаты выдвигались на сельских сходах, почти все жители имели право голоса. На трудовой элемент деревни наступление началось во второй половине 20-х гг., тогда ряды лишенцев пополняли в основном зажиточные крестьяне. Лишение права на участие в выборах было первым шагом по дороге в Нарым, следующими шагами обычно становились назначение твердого (невыполнимого) задания по индивидуальному налогообложению, а затем - раскулачивание и ссылка.

Деревня считает Ильича царем

Крестьяне стремились не допустить в сельсоветы чужаков, старались не выбирать и коммунистов, поэтому первые составы сельсоветов были почти сплошь беспартийными. Так, Виленские мужики забаллотировали в 1920 г. на выборах в сельсовет коммуниста из демобилизованных солдат Н.Ф. Кумпяка, песочинские мужики проголосовали единодушно против Моисея Маркова, работавшего секретарем в сельсовете. В сельсоветы на выборах в 1920 г. прошел только один сочувствующий РКП (б) - С.П. Ендальцев от рабочих Самусьского затона.

О социальной сущности строя, в котором они оказались, крестьяне имели весьма смутное представление. Уполномоченный по выборам в 1924 г. по Петропавловской волости Г. Г. Шерстнев сообщал в губком: «Деревня считает Ильича царем, и очень трудно доказать обратное. На его смерть реагируют очень слабо и почти никакого значения этому не придают. Только спрашивают - кто же будет царем вместо Ленина и не будет ли переворот, которого деревня боится».

Только в 1925-1926 гг. Томский райком с удовлетворением констатировал: «Авторитет ячеек ВКП (б) и РЛКСМ среди населения большой».

«Влачим жалкое существование»

Главным в деятельности сельсоветов были фискальные функции, то есть распределение и сбор налогов и организация натуральных повинностей - отработок, мобилизация средств на чрезвычайные кампании государства и местные нужды. До 1921 г. это были многочисленные разверстки, а затем - налоги, выбить которые из нищей деревни было чрезвычайно сложно.

Германская война, революция, гражданская война, военный коммунизм с постоянными разверстками обессилили деревню и поставили ее на грань голода.

В Петропавловской волости экономическая ситуация после гражданской войны сложилась катастрофическая вследствии ее изначальной бедности и близости к городу. У города под боком хорошо жилось тогда, когда можно было продать на базаре овощи, дрова, сено, рыбу. Когда же заградотряды перекрыли подходы к рынку, а продотряды двинулись в деревню, близость города вышла для волости боком. В 1921 г. она должна была поставить по разверстке 77 тысяч пудов картофеля, 39 тысяч пудов сена, 1000 подвод, 2 тысячи кубических саженей дров.

Волисполком в феврале 1921 г. констатировал: «Влачим жалкое существование».

И в этих условиях крестьяне нашли возможность оказать помощь голодающим Поволжья. В Виленке собрали куль картофеля и 1,5 пуда муки.

Разверстки опустошили традиционные деревенские аккумуляторы продовольствия - зажиточные дворы, и в голодный год бедноте уже некому было помочь. Чем ближе к городу, тем тщательнее подметали сусеки продотряды. Из Белобородова сообщали: «Из 119- хозяйств голодают 55 семей, или 46% населения, 42% - недоедают, и только 12% еще кормятся хлебом».

Из-за отсутствия семян сокращалась площадь огородов. В сводке о состоянии Томского уезда летом 1922 г. отмечалось, что половина населения питается суррогатами и падалью, едят незрелую картошку и зеленый хлеб. В 1923 г. в волости из 1582 дворов зажиточными числились только 54 двора, или 3,4%, 723 - относились к средним, 805 - к бедным.

Индустриальный скачок

Несмотря на суровый налоговый гнет, крестьянство смогло подняться в 20-е годы и поднять всю страну - дать товарное зерно, лен, картофель. Улучшалось заметно и хозяйственное состояние Петропавловской волости.

Начавшаяся в конце 20-х гг. сталинская индустриальная революция изменила жизнь общества. Грандиозные стройки требовали массу рабочих рук и лошадей, громадных затрат на машины и оборудование, гигантское количе­ство продуктов, материалов. Новые заводы должны были быть обеспечены рынками сбыта и сырья. По планам все это должна была обеспечить деревня. Ей предстояло стать источником средств и рабочих рук для индустриализации.

Село, в котором в нищете и невежестве веками прозябали 3/4 населения страны, нуждалось в переменах. Деревня была плохим производителем и покупателем и сдерживала развитие страны. Помещики и царское правительство, поздно осознавшие необходимость перемен, ушли в историю, у власти утвердился самый индустриальный класс - пролетариат со своим авангардом - партией большевиков. Они и создали Россию индустриальную, буквально растерзав Россию аграрную.

Ко времени сплошной коллективизации в деревне уже были подготовлены инструменты для ее проведения - комиссии по чистке коллек­тивов от «кулацкого элемента», проверочные и счетные комиссии для поиска укрытых объектов обложения, крестьянские и земельные комитеты, состоящие в основном из бедняков, сельсоветы, в которых партийные власти могли менять руководство по собственному желанию, а не по выбору граждан, посевные комитеты, батрацко-бедняцкие группы, сельисполнители, комсомольские и партийные ячейки, женсоветы, культбригады, избы-читальни и народные дома для пропаганды идей коллективизации и построения социализма.

Параллельно с обучением детей велась работа по просвещению взрослого населения через пункты ликвидации неграмотности. Задача предстояла архисложная. Так, из 3179 человек взрослого населения Петропавловской волости грамотными считались в 1923 г. 758 чел., или 24%. В районе будущего города Северска предстояло обучить грамоте 542 человека.

Великий Октябрь – пасха рабочих и крестьян

Ближе всех других советских событий в селах восприняли смерть В. И. Ленина. О нем как о выдающемся человеке говорили искренне, по крайней мере, на сельсоветском уровне. Так, в протоколе торжественного заседания 9 ноября 1924 г. Иглаковского сельсовета записано: «Мы должны вспомнить о В. И. Ленине, вдохновителе Великого Октября, и просить почтить память. Затем тов. Родионов говорит, что Великий Октябрь - пасха рабочих и крестьян. Пасха - значит избавление от смерти, проклятия и греха. Действительно, рабочие и крестьяне избавились не от греха, которого не существует, а от гнета капитала и власти помещиков, и В. И. Ленин явился мессией не только для рабочих и крестьян СССР, а мессией для рабочих и крестьян всего мира».

Яковлев А.

//Диалог.- 2017.- 1 дек.– С. 7.

Выключить

Муниципальное бюджетное учреждение

"Центральная городская библиотека"

Размер шрифта:
А А А
Изображения:
ВКЛ ВЫКЛ
Цвета:
A A A